Статья:

Дистанционное образование в период пандемии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фозилов Ж.И., Абдувалиева С.Б. Дистанционное образование в период пандемии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85024 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дистанционное образование в период пандемии

Фозилов Жахонгир Иброхимович
студент, Ферганский государственный университет, Узбекистан, г. Фергана
Абдувалиева Севара Бахтиёр кизи
студент, Ферганский государственный университет, Узбекистан, г. Фергана

 

Аннотация. Сегодня пандемия корона вируса коренным образом меняет мировую экономику и общество, и новые подходы применяются во всех сферах. В странах, где свирепствуют пандемии, осуществляется множество программ по защите от инфекций и социальной защиты и экономической поддержки. Пандемия корона вируса изменила способ преподавания образования во всем мире. Миллионы студентов продолжают учиться на дому.

 

Ключевые слова: Интернет, учебный процесс, дистанционное обучение, коронавирус

 

С момента обнаружения корона вирусной инфекции в нашей стране государство быстро и эффективно определило первоочередные приоритеты в этой ситуации и ввело в нашей стране режим карантина. В результате выполнения этих задач в системе высшего образования произошел ряд изменений, для всех студентов введено дистанционное (онлайн) образование. Этот процесс является новым этапом в системе образования, и введение карантина еще больше ускорило переход образовательных учреждений на дистанционное обучение. Это можно признать новым шагом в высшем образовании и путем к инновационным подходам.

Сегодня растущая популярность новых методов дистанционного обучения сохраняется из-за распространения сервисов, которые позволяют легко организовать этот процесс. В частности, мы видим, что видеоконференцсвязь, системы рабочих групп, корпоративные порталы, социальные сети, платформы и базы данных сегодня активно развиваются и совершенствуются.

Кроме того, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан запустило образовательную платформу для студентов всех высших учебных заведений. Благодаря этой образовательной платформе наши студенты имеют возможность постоянно использовать необходимую им информацию по каждому предмету.

Следует отметить, что в целях развития у студентов навыков самостоятельной работы, аналитического мышления, работы с нормативными и правовыми документами, самостоятельного принятия решений по той или иной проблеме вниманию студентов были представлены логические вопросы, проблемные вопросы (кейсы), подготовленные по каждому предмету обсуждаются подготовленные студентами аналитические ответы на свое решение.

Исходя из вышесказанного, такая нетрадиционная форма обучения позволяет многим нашим ученикам работать над собой и с новыми перспективами входить в новый процесс обучения. Детские сады, школы и университеты в Узбекистане закрыты с 16 марта в связи с распространением болезни. Весь учебный процесс перешел в дистанционный режим. Некоторые высшие учебные заведения проводят занятия по программе Zoom, в то время как другие создали собственную платформу дистанционного обучения. Эти учебные заведения в какой-то мере исправили ситуацию.

Следует отметить, что развитие дистанционного обучения невозможно без Интернета. В связи с этим 11 мая Президент Ш.М. Мирзиёев провел совещание по повсеместному внедрению цифровой экономики и электронного правительства. На встрече обсуждались вопросы развития инфраструктуры информационных технологий. Создание эффективного дистанционного обучения - один из самых передовых методов современного образования. Парадоксально, но пандемия еще раз доказала важность развития цифровых технологий в Узбекистане.

Основной проблемой в период закрытия школ являются сложности с обеспечением равного доступа к образованию, особенно, в условиях ограниченности определённых ресурсов. Неверно предполагать, что у всех учеников есть доступ к дистанционным учебным ресурсам и одинаковые возможности для этого в период, когда школы находятся на карантине. В действительности, подобный кризис оказывает негативное влияние, главным образом, на социально уязвимых учеников, многие из которых живут в отдаленных районах и не имеют доступа к электронным устройствам (компьютерам, планшетам, телефонам) и интернету.

В Узбекистане население все еще испытывает сложности с доступом в глобальную сеть. Около трети населения до сих пор не обеспечено доступом к интернету. В то же время, почти 50% граждан страны проживают в сельской местности (Всемирный банк, 2018 год). По состоянию на март 2020 года страна находится на 133-ем месте в мире по скорости мобильного интернета и на 95-том месте – по скорости фиксированной широкополосной сети.

По этим причинам МНО признает, что онлайн-обучение не сможет обеспечить равный доступ к образовательным ресурсам для всех учащихся страны. Однако при стопроцентном покрытии территории Узбекистана цифровым телевидением, использование телевещания является единственным возможным вариантом для обеспечения массового дистанционного обучения. 

Хотя все еще остаются некоторые нерешенные вопросы, реакция МНО на кризис и налаживание дистанционного обучения были оперативными. Так, буквально за несколько дней было подготовлено 350 видео-уроков, и с 30 марта началось их вещание на нескольких государственных телеканалах. Уроки доступны на узбекском и русском языках с сурдопереводом. Параллельно эти видеоматериалы размещаются в социальных сетях МНО, в том числе на видео-платформах YouTube и Mover.uz, а также на вебсайте kundalik.com - платформе для управления учебным процессом.

К основным вопросам, которые в данном контексте следует принять во внимание министерствам и ведомствам, ответственным за образование в Узбекистане и в других государствах мира, следует отнести нижеследующие: 

  • Опыт предыдущих пандемий показывают, что социально уязвимые учащиеся склонны бросать учебу после завершения кризисов. Какие меры, следовательно, необходимо предпринять для определения таких групп учащихся в школах или вузах после окончания пандемии?
  • Какие меры необходимо предпринять, чтобы помочь этим учащимся остаться и продолжить обучение в школах или вузах? Возможно ли внедрить программы их социальной поддержки? Следует ли рассмотреть определенные финансовые стимулы для них (например, стипендии или субсидии)?
  • Какую роль должны играть преподаватели и администрация данных учебных заведений в данном контексте? 
  • Какие подходы необходимы для ускорения учебного процесса, когда занятия возобновятся?
  • Будет ли проводиться оценка материала, усвоенного учащимися за время карантина?

И, наконец, какие меры следует предпринять для обеспечения учебного процесса, в случае если через какое-то время властям придется снова закрывать школы для предотвращения новых волн распространения пандемии коронавируса?

 

Список литературы: 
1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева Олий Мажлису. 24 января 2020. Газета Народное Слово 25 января 2020 года.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева о мерах по повсеместному внедрению цифровой экономики и электронного правительства (PQ-4699) 28 апреля 2020 г.
3. Газета Правда Востока № 6126 от 16.06.20.