Статья:

Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности и иных вещных прав

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Быков В.П. Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности и иных вещных прав // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/86712 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности и иных вещных прав

Быков Владимир Петрович
магистрант, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский Финансово-Промышленный университет "Синергия", РФ, г. Москва

 

Данная научная работа, написана на основании анализа действующего Российского законодательства работа раскрывает содержание понятия "системы способов защиты права собственности и иных вещных прав". В статье делается попытка проанализировать современную систему средств гражданского права России, для защиты вещных прав субъектов на основе системы защитных мер.

Объектом нашего исследования являются общественные отношения, складывающиеся при применении законодательства о системе способов защиты права собственности и иных вещных прав.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение проблем правоприменения при защите права собственности и иных вещных прав.

Ключевые слова: гражданские права; вещные права; средства правовой защиты; права собственности.

Возможность для субъектов эффективного использования вещных прав напрямую связана с существованием системы защитных мер, направленных на обеспечение реализации этих субъективных прав.

При этом система средств защиты в широком смысле включает меры защиты различных отраслей права - конституционного, уголовного, административного, трудового, гражданского и др.

Специфика объекта и метода каждой из отмеченных ветвей права, что, безусловно, выражается в методах защиты вещных прав, свойственных той или иной из этих ветвей права, привела к необходимости в системе правовых средств вообще различать конституционные средства защиты, административные и правовые, гражданские и правовые средства защиты вещных прав.

Такое разграничение, равно как и включение в систему средств защиты различных отраслей права, не представляется ошибкой с точки зрения философии и теории права.

Под социальной системой в целом понимается "совокупность связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченных отношениями, имеющими вполне определенные свойства"; "в строгом смысле этого слова система есть целостное образование"[1].

Разумно думать, что такая трактовка системы "вполне применима и к такому социальному объекту, как право".

Сущность правовой системы в полной мере раскрывается в определении, данном Е.В. Ивановой " ...правовая система представляет собой совокупность особых форм государственного влияния, имеющих нормативный и правовой характер, конкретную целевую направленность, функциональный порядок которых подчинен важнейшим принципам правового опосредования социальных отношений и создает устойчивую целостность и единую координирующую (интегральную) способность такого целого.; эта способность проявляется в общей регулятивной функции правовой системы"[2].

Поэтому можно предположить, что система средств защиты вещных прав представляет собой совокупность разнородных норм права, связанных между собой общей правовой природой, целями и функциями защиты вещных прав, их внутренним порядком, подчиненным принципам правового регулирования.

Однако нас интересует не вся система правовых средств защиты вещных прав, а только гражданская. Системно-структурный метод исследования позволяет "вскрыть и выделить внутри своей группы элементы, обладающие достаточными индивидуальными особенностями".

Таким образом, по мнению Е.В. Ивановой, при определенной аналитической данности можно выделить связи и взаимосвязи между элементами системы, создающими организационную основу формирования конкретных функций системы.

Исходя из функциональной направленности, в силу специфики объекта и метода гражданского права, следует выделить из совокупности правовых средств защиты вещных прав гражданско-правовые средства и рассмотреть вопрос о том, как они образуют систему гражданских средств защиты.

Гражданские и правовые средства защиты вещных прав традиционно делятся на вещные и юридически обязательные. В этом случае критерием разности является содержание составляющих требований.

Если нарушение непосредственно затрагивает собственность или другое вещное право, то предоставляется абсолютная защита реального характера. Лицами, обязанными перед обладателем вещного права, являются все третьи стороны-остальные участники гражданских правоотношений. Объектом собственности и правовыми средствами защиты от неоправданного влияния всегда является индивидуальная вещь - определенная, сохранившаяся в натуре.

К правовым средствам защиты права собственности относятся: 1) иск собственника, не являющегося собственником, к незаконному владению не являющимся собственником для изъятия вещи; 2) иск собственника об устранении нарушений права собственности, не связанных с лишением имущества.

Некоторые юристы среди судебных исков включают иск о признании права собственности, права хозяйственного управления или права оперативного управления имуществом.

Однако это мнение нельзя считать общепринятым, так как некоторые ученые видят в иске собственника признание его права собственности (оперативного управления или хозяйственного управления особенностями некапиталистического действия и тем самым отрицают его независимость как средство защиты. Другие считают, что требование о признании права-это вовсе не имущественное требование, а средство защиты какого-либо субъективного права (Статья 12 ГК РФ) [3].

Не имея возможности в ходе данной работы уточнить о признании иска, можно тут же с обоснованной уверенностью сказать, что, поскольку закон (ст. 12 ГК РФ) уже требует признания права на какое-либо из средств охраны, то законный фонд не вправе отказывать в удовлетворении иска о признании прав интеллектуальной собственности, прав хозяйственного ведения или права хозяйственных операций на качественном имуществе по самостоятельному способу защиты вещных прав.

Для юридически обязательных средств защиты права собственности и других вещных прав "характерно, что их притязание не вытекает из права собственности как такового, а опирается на другие правовые институты и соответствующие этим институтам субъективные права. Другими словами, юридически обязательные средства не защищают собственность напрямую, а только в конечном счете".

К юридически обязывающим средствам защиты вещных прав относятся требования о возмещении ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров, требования о возвращении вещей, переданных по договору, возмещение причиненного вреда, возвращение неправильно приобретенного или сэкономленного имущества и т.д.

В юридической литературе, как, собственно, и в общей теории систем, не было ни единого представления о строении систем образования. Наибольший интерес представляют две позиции, выраженные по этому вопросу в теории права[4].

В науке существует еще одна группа-другие методы, не охватываемые обоими названными. Некоторые ученые относят их к нормам о признании сделок недействительными, о последствиях явки гражданина, признанного отсутствующим или объявленным мертвым, и т. Другие называют специальным ходатайством об освобождении имущества от ареста (об исключении имущества из инвентаря). А также в самостоятельную группу средств гражданского права для защиты вещных прав входят претензии к государственной власти, то есть требования, представляется в органы государственной власти (или в органы местного самоуправления), при этом для защиты от противоправных действий государственной власти, нарушающих вещные права физических лиц.

Во-первых, обязанность полного возмещения ущерба, причиненного физическим лицам в результате действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе путем опубликования в качестве нормативного и ненормативного акта, не соответствует закону или какому-либо другому правовому акту (статья 16 ГК РФ).

Во-вторых, требование о недействительности ненормативного акта государственного или муниципального органа, не соответствующего закону или иным правовым актам (статья 13 ГК РФ) и нарушающего вещное право или незаконно ограничивающего возможности его осуществления.

Однако позиция, изложенная в отношении гражданских средств правовой защиты в отношении вещных прав, не является единственной и доминирующей в юридической литературе.

Таким образом, А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков не разделяют позиции автора, различая защиту права собственности, осуществляемую только мстительными и некритическими притязаниями, и защиту конкретной собственности, осуществляемую также обязательными притязаниями. При этом они указывают на то, что при наличии между сторонами договора о праве на эту вещь, правомерность исковых требований о защите права собственности исключается[5].

С.С. Алексеев ограничивает понятие гражданской защиты права собственности реальными, мстительными, а не декларативными действиями[6].

Защита вещных прав-это функция, характеризующая в целом все средства правовой системы защиты вещных прав, независимо от субсекторальной или институциональной принадлежности каждого из средств. Значение и место в системе мер защиты вещных прав группы средств защиты, принадлежащих различным институтам, определяется особыми задачами, которые предполагается решать применением метода защиты конкретного института гражданского права. Это наиболее ярко проявляется, когда фактическое право уже нарушено. Здесь использование средств защиты вещных, юридически обязательных или иных прав в конечном счете решает проблему восстановительного и компенсационного характера.

Известно, что любой институт права регулирует сходные (однородные) отношения в отрасли права, не имея отдельного от отрасли субъекта и метода. Однородность отношений, входящих в институт права, определяется не только (и даже не столько) их общностью функций, сколько одним и тем же правовым характером. Однако, если деликтные обязательства и обязательства, вытекающие из необоснованного обогащения в качестве защитных мер, являются относительными и обязательными, осуждение и устранение нарушений, не связанных с лишением владения, являются абсолютными и реальными[6].

В принципе это не относится к созданию правовой системы, и различные характеристики элементов не являются препятствием для интеграции правовых и обязательных средств правовой защиты в систему мер гражданской защиты.

Таким образом, современная система средств гражданского права (средств) защиты вещных прав представляет собой совокупность норм, связанных общей реституционно-компенсационной функцией различных институтов гражданского права, а также регулируемых ими общественных отношений, обеспечивающих полную защиту вещных прав.

 

Список литературы:
1. Гражданское право в схемах: учебное пособие / Ю. Ф. Беспалов, П. А. Якушев, 2020. – Москва: Проспект – 291 с.
2. Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть: учебник / Е. В. Иванова. – Москва: Юрайт, 2019. – 278 с.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2020) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Зенин, И. А. Гражданское право: учебник / И. А. Зенин. – Москва: Юрайт, 2018. – 282 с.
5. Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. – Москва: Юрайт, 2019. – 503 с.
6. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев и др. – Москва: Проспект, 2019. – 434 с.