Статья:

Кризис функционирования и развития системы здравоохранения: теоретико-экономический аспект

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Плужникова Г.В. Кризис функционирования и развития системы здравоохранения: теоретико-экономический аспект // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94873 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Кризис функционирования и развития системы здравоохранения: теоретико-экономический аспект

Плужникова Галина Валентиновна
студент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

CRISIS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF THE HEALTHCARE SYSTEM: THEORETICAL AND ECONOMIC ASPECT

 

Galina Pluzhnikova

Student, Moscow University of Finance and Law MFLA, Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящее время одной из актуальных проблем государственных (муниципальных) учреждений является недостаточное бюджетное финансирование. Недостаток денежных средств не позволяет осуществлять полноценное восстановление основных средств, а тем более развитие учреждения. Здравоохранение в стране попросту вымирает. Кадровая проблема в областном здравоохранении колоссальная, из-за чего дорогосто­ящее оборудование простаивает: не укомплектованы соответствующие подразделения, оказать полноцен­ную медпомощь невозможно. Не решены социальные вопросы медработников, зарплата у медиков низкая. Все это подтверждает невозможность бюджетного учреждения оказывать достаточное количество бесплатных услуг. В данной статье рассматриваются проблемы и возможные пути их решения на примере Департамента Здравоохранения г. Москва.

Abstract. Currently, one of the most pressing problems of state (municipal) institutions is insufficient budget funding. The lack of funds does not allow to fully restore the fixed assets, and even more so to develop the institution. Health care in the country is simply dying out. The personnel problem in the regional health care is huge, which is why expensive equipment is idle: the relevant departments are not staffed, and it is impossible to provide full-fledged medical care. Social issues of medical workers have not been resolved, and doctors ' salaries are low. All this confirms the inability of the budget institution to provide a sufficient number of free services. This article discusses the problems and possible ways to solve them on the example of the Moscow Department of Health.

 

Ключевые слова: органы местного самоуправления, Департамента Здравоохранения г. Москва, муниципальные учреждения здравоохранения.

Keywords: local self-government bodies, Moscow healthcare departments, municipal healthcare institutions.

 

Здравоохранение является одной из важнейших областей в деятельности органов местного самоуправления, что находит отражение в перечне вопросов местного значения в ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

Актуальность оценки ресурсного потенциала ор­ганизации здравоохранения в условиях кризиса за­ключается в насущной проблеме неэффективности использования средств ОМС, проявившейся в со­временном здравоохранении. Система здравоохране­ния страны, так и частности Москвы требует серьезного анализа расходования средств, выделенных на ее развитие и функционирова­ние с учетом возможной оптимизации инфраструкту­ры и экономии ресурсов.

Функционирование и развитие системы здраво­охранения Москвы напрямую зависят от эффективности ис­пользования ресурсного потенциала Департамента Здравоохранения г. Москва. Эффективное функционирование здравоохранения определяется рядом факторов, одним из которых является развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, включа­ющего финансовое, материально-техническое и тех­нологическое оснащение лечебно-профилактического процесса [1].

С целью устранения «слабых мест» в системе управления медицинским учреждением необходимо решить следующие задачи, направленные на развитие ресурсного потенциала Департамента Здравоохранения г. Москва:

- ускорение темпов внедрения современных ме­тодов управления в здравоохранении;

- оптимизация всех затрат, связанных с исполь­зованием ресурсов учреждения здравоохране­ния, в том числе разработка предельных значе­ний доли административно-управленческого и прочего персонала в структуре штатных долж­ностей учреждений здравоохранения;

- приведение структуры медицинских работни­ков в соответствии с объемами выполняемых ими работ, устранение дублирования и пере­распределения функций между персоналом;

- совершенствование условий труда и доведе­ние уровня оплаты труда в соответствии со сложностью и трудоемкостью работы;

- определение новых путей мотивации меди­цинского персонала;

- установление системы вознаграждения за качество услуг

- достижение целевых значений показателей эффективности деятельности медицинских организаций, территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования;

- повышение качества профессиональной под­готовки кадров.

Данные рекомендации позволят повысить эффек­тивность управления системой здравоохранения г. Москва, что даст возможность улучшить показатели качества и до­ступности оказания медицинской помощи населению.

Проблемы в сфере здравоохранения напрямую связаны с проникновением капиталистических отно­шений во все поры российского общества. Выход из кризисной ситуации, в ко­торой оказалось здравоохранение. В результате при­ватизации десятки тысяч предприятий были закрыты. Миллионы человек потеряли работу, а государствен­ный бюджет лишился источников своего пополнения. Одновременно с этим значительная часть общенарод­ной собственности перешла в руки новоявленных оли­гархов, которые стали искать новые источники полу­чения доходов. Как источник прибыли олигархические структуры стали рассматривать и социальную сферу: вместо системы социальных гарантий ее превратили в сферу услуг [3].

Одним из способов получения доходов крупным бизнесом от здравоохранения стало введение страхо­вой медицины. Только на содержание страховщиков за последние два года из системы обязательного ме­дицинского страхования утекли 53 млрд. руб., кото­рые могли бы быть использованы на ремонт больниц, закупку нового оборудования, зарплату сотрудников поликлиник и больниц. По сути дела, между учреж­дениями здравоохранения и государством, которое их финансирует и одновременно является их собственни­ком, возникла паразитическая прослойка в виде стра­ховых компаний, зарабатывающих огромные барыши на бедствиях людей. Аудиторы Счетной палаты РФ приводят данные о том, что ежегодно страховые орга­низации в результате применения штрафных санкций по отношению к медицинским организациям получа­ют доход в сумме порядка 4 млрд. руб.

Здравоохранение и образование следует рассма­тривать не как сферы услуг, а как сферы социальных гарантий. В здравоохранении следует перенести ак­цент на профилактику и раннее выявление заболева­ний, как это было в советской системе, ко­торая получила всеобщее международное признание.

Гарантом получения бесплатной медицинской помощи могут быть не страховые организации, а му­ниципальные и государственные медицинские учреж­дения. Но муниципальные медучреждения уже почти повсеместно уничтожены, а государственные — по­ставлены в невыносимые для работы условия. К при­меру, в Москве привилегированные налоговые льготы предоставлены частным медицинским учреждениям.

Россия — огромная страна, первая в мире создав­шая санитарную авиацию, благодаря которой больные и пострадавшие оперативно доставлялись в лечебные учреждения из самых отдаленных районов. Сегодня санавиации у нас, практически, не осталось. Поэтому нередко люди погибают из-за того, что невозможно оперативно оказать им помощь.

Надо прекратить уничтожать государственную систему медучреждений, которая является гарантом доступной и качественной медицинской помощи. Знаковое направление — ядерная медицина. Это вы­сокоточная диагностика, лечение онкологических за­болеваний, лечение-радиофармацевтическими пре­паратами. За последние шесть лет Россия приобрела более 80 комплектов оборудования для ядерной меди­цины.

Главная проблема в московском здравоохра­нении — недофинансирование. По его оценкам, го­сударственные гарантии покрывают лишь половину потребностей области. В среднем по стране региональные бюджеты финан­сируют лишь 25% необходимого объема бесплатной медицинской помощи. Система льготного лекарствен­ного обеспечения финансируется всего на 30%. Адек­ватную лекарственную терапию не могут получать даже самые тяжелобольные — сахарным диабетом, бронхиальной астмой, онкологией. Нужно в три раза увеличить объем финансирования здравоохранения [3].

Сегодня современный уровень финансовой сферы учреждений здравоохранения очень рассредоточена, разрознена  и по видам деятельности, и по источнику поступления. Это распределение является одним из ключевых факторов в обеспечении стабильного состояния медицинской финансовой системы. Но углубление совершенствования ведет к отягощению финансовых потоков, увеличению области применения всевозможных способов применения этих финансов, что делает существенно сложнее финансовую работу учреждений.

Основным условием в деятельности бюджетного учреждения считается полное обеспечение их материальными ресурсами, а также рациональное их использование. Материальной ценностью является  вещественный элемент, применяемый  в деятельности субъекта хозяйствования в виде предметов труда. Последние потребляются полностью в людом цикле деятельности, свою стоимость перенося на расходы бюджетного учреждения,  стоимость медицинских услуг.

Трудовые, как и финансовые ресурсы -это главные основные виды ресурсов, применяемыми медицинскими учреждениями при их экономической деятельности.

Также необходимо рассмотреть квалификацию персонала, как одного из факторов качества услуг. медицинский рынок труда характеризуется тем, что на нем отсутствует безработица, присутствует постоянная нехватка трудовых ресурсов при полной укомплектованности штата учреждений здравоохранения. От особенностей внедрения системы обязательного медицинского страхования зависит степень интенсивности, объем выполняемой работы, а также доход работников здравоохранения [4].

На сегодняшний день, к сожалению, присутствует очень высокое недовольство и напряжение в системе здравоохранения среди населения. Так, по опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, система здравоохранения — это третья по значимости проблема, беспокоящая население страны (после стагнации экономики и отсутствия повышения заработных плат).

Такое отношение непосредственно связано с завышенными ожиданиями в области доступности медицинской услуг и отсутствием понимания населением имеющихся ограничений в здравоохранении. С другой стороны, в результате непродуманных и некачественных реформ в области здравоохранения, наблюдается сокращение мощностей государственной системы здравоохранения, и, как следствие, снижение ее пропускной способности, то сесть возможность оказывать бесплатную медицинскую помощь значительно снизилась.

Все эти обстоятельства отрицательно сказались на процессе взаимодействия врачей и пациентов. Население оказалось заложником неправильных решений. Управление в системе российского здравоохранения усугубляется неэффективным управлением. Абсолютно некачественное управление в системе здравоохранения проявляется в том, что в отрасли не определены приоритеты, присутствует противоречивая законодательная база, нормативные требования, как правило, не обеспечены необходимыми ресурсами, статистические показатели закрыты или противоречивы, абсолютно отсутствует объективная системная оценка деятельности, и, как следствие, не принимаются верные решения. Так, требования обязательных порядков оказания медицинской помощи не согласовываются с методической документацией, прилагаемой к Программе государственных гарантий [3].

В связи с недостаточным или отсутствующим ресурсным обеспечением требования стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания не выполняются.

Важное место в здравоохранении имеют и материальные ресурсы. Основные фонды как вид материальных ресурсов, характеризующий техническую основу в медико-экономической деятельности учреждений здравоохранения. От их эффективного использования зависят в частности и экономические возможности поликлиник, касаемо и формирования, и распределения доходов, которые необходимы для представления медицинских услуг. Степень  дополнительного финансирования посредством внебюджетных источников во многом также определяется как количеством, так и качеством состава основных фондов.

Рассмотрим приоритетные направления для развития в функционировании Департамента Здравоохранения.

Одним из направлений реформирования органов управления здравоохранением становится построение эффективного экономического взаимодействия, целью которого становится совершенствование структуры Департамента Здравоохранения, рост качественности медицинских услуг, обеспечение более рационального применения ресурсного отраслевого потенциала.

Учитывая каждую особенность деятельности Департамента Здравоохранения, можно выявить, какими средствами он может экономический эффект получить. Приоритетными резервами для формирования этого экономического эффекта получить выступают:

- рост числа населения, использующего услуги учреждения;

- снижение расходов на каждого вылеченного больного;

- снижение доли расходов хозяйствования (на ремонт помещений, на содержание и обслуживания коммуникаций и инвентаря).

- формирование качественной кадровой политики

Эффект от этого может достигаться как следствие реализации определенных групп мер, также и посредством совокупной реализации всевозможных на текущий момент мероприятий.

К технологиям по повышению совершенствования Департамента Здравоохранения Москвы, необходимо изначально выделить тех, которые применять можно на любом уровне системы, которая накладывает их на существующую структуру, опыт и  традиции:

«Эффект масштабности».

Работоспособность имеющихся и использолвание новых технологий при лечении, диагностике, профилактике, реабилитации важно соотнести с уровнем текущих постоянных затрат: при некотором пределе, чем выше объем предоставленных услуг, тем меньше доля в стоимости медицинских услуг неделимых затрат.

Отслеживание затрат.

Из себя данный метод представляет технологию по наблюдению и анализу изменений расходов для их качественной и быстрой оптимизации. К примеру, мониторирование ежемесячного уровня затрат в отделении на медикаменты.

Бенчмаркинг.

Это в некоторой степени недавно появившаяся процедура по внедрению технологий, методов и стандартов работы наиболее лучших учреждений-аналогов.

Бенчмаркинг предоставляет возможности применения в деятельности лучшей практики других учреждений, зарубежных, учреждений СССР. Для этого важно добиться четкого понимания собственных процессов, ведь провести правильное сравнение невозможно, во внимание не взяв один из главных элементов в собственной деятельности. При этом нужно осознавать границы исследуемых процессов, выполняемых операций, текущий уровень в исполнении процессов и ряд других параметров, которые характеризуют работу.

Забота о здоровье граждан — основная конститу­ционная обязанность государства, особенно в период кризисов. Но вместо этого правительство отбрасывает здравоохранение на  10 лет назад, что называют термином «оптимизация». Объединяют несколько ме­дицинских учреждений, потом часть из них уничто­жают. В России один из самых низких в Европе уро­вень расходов государства на здравоохранение. За последние 2 — 3 года расходы на здравоохранение снизились на треть. Это совершенно необоснованная и недостойная для социального государства политика.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо перейти к политике форсированных инвестиций в че­ловека с ростом по 10% в год. Должны расти расходы на образование, науку, биотехнологии, здравоохране­ние. Это будет способствовать прогрессу, развитию общества [4].

Сегодня по развитию здравоохранения Россия занимает 122-е место в мире. Мы на 185-м месте по справедливости финансирования здравоохранения и на 130-м месте по эффективности здравоохранения, что недостойно нашей великой страны.

Было время, когда советское здравоохранение за­нимало первые строчки во всех рейтингах. Наша си­стема профилактического здравоохранения была признана лучшей в мире. Система санаторно-курортного лечения была, по сути, уникальной. Система медицинской помощи в производственных коллективах стала образцом для многих развитых стран, которые у себя ее начали вне­дрять.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с изм. 26.06.2015)
2. Авксентьев Н. А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года / Н. А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2017. — № 1 (35). — С. 63—76.
3. Баева А. А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения / А. А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2017. — № 6. — С. 80—85.
4. Горшкова Л. В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение / Л. В. Горшкова // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — Т. 11. — № 6 (76). — С. 137—151.
5. Сергеев А.И. Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2007. – С. 57.