Судебно - экономическая экспертиза в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Судебно - экономическая экспертиза в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
Аннотация. Судебно – экономическая экспертиза является одним из основных доказательств при расследовании дел о легализации преступных доходов. По изученным уголовным делам о легализации преступных доходов наиболее распространенными экспертизами являлись:
судебно-экономическая, проводилась по 98% уголовных дел, в том числе:
судебно-бухгалтерская экспертиза по 98% дел;
судебная финансово-экономическая экспертиза по 12% дел.
Ключевые слова: судебно-экономическая экспертиза; судебно-бухгалтерская экспертиза; судебная финансово-экономическая экспертиза; доход; легализация денежных средств.
«Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1] под легализацией доходов, полученных преступным путем понимается – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления.
В общем виде механизм легализации преступных доходов заключается в совершении действий, указанных в диспозиции ст.174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно – финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Легализация преступных доходов – латентные (неочевидные) преступные действия, поэтому трудно доказуемые.
Отмывание преступных доходов или их легализация в абсолютном большинстве случаев инкриминируется дополнительно к основному преступлению.
В связи, с чем на практике возникают сложности привлечения виновных в отмывании денежных средств лиц к уголовной ответственности, что подтверждается статистическими данными: в соответствии с отчетом о числе осужденных по всем составам преступлений УК РФ Судебного департамента при Верховном Суде, в 2020 году всего по основному составу ст. 174 УК РФ было осуждено 2 человека, при этом все они были осуждены за легализацию по дополнительной квалификации. По статье 174.1 всего было осуждено 7 человек также по дополнительной квалификации.
Приведенные статистические данные также свидетельствуют и о высоком уровне латентности данных преступлений, что связано со скрытостью субъектов и конечных бенефициаров их совершения, а также областью совершения — преступления в экономической сфере представляют большую сложность для расследования в отличие от общеуголовных преступлений.
В данном случае следователь оценивает доказательства на предмет их достаточности для привлечения в качестве обвиняемого по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК РФ, не сразу же, как по иным категориям уголовных дел, а в два этапа.
Процесс доказывания незаконности происхождения денежных средств либо иного имущества, как правило, основывается на доказательствах, собранных в ходе расследования основного преступлениях.
В зависимости от предмета легализации денежные средства или имущество, процесс доказывания имеет свои характерные особенности.
Доказывание незаконных источников происхождения имущества представляется менее трудоемким процессом, поскольку любое имущество обладает определенными материальными признаками и потому может быть достаточно просто идентифицировано.
Сложным является доказывание незаконности происхождения денежных средств, поскольку в процессе легализации для маскировки источников их происхождения, они могут смешиваться с денежными средствами, полученными законным путем.
Объясняется это тем, что схема действий по отмыванию преступных доходов представляется сложной и многоэтапной, зачастую тщательно спланированной. Как указывает А. В. Марецкий, трудность заключается в том, что именно сторона обвинения должна установить и доказать причинно-следственную связь между преступным источником и существующими в формально-правовом поле денежными средствами. Для этого должно быть отслежено движение средств с момента их получения до включения их в законные финансовые операции и сделки. Ситуацию осложняет тот факт, что отмывание денег зачастую осуществляют специально созданные организованные группы, в составе которых каждый участник выполняет заранее определенные функции. Для того чтобы установить реальное движение денежных средств, следует изучить первичные финансовые и бухгалтерские документы, банковские выписки и иные доказательства незаконного присвоения денежных средств.
В материалах уголовного дела должно быть точно зафиксировано, какая конкретно сумма была получена в результате занятия преступной деятельностью, какая часть указанных денежных средств и каким образом была легализована, какие документы и иные данные подтверждают факт легализации. Причем такие данные должны быть приводиться с разбивкой по периодам, если доходы от занятия противоправной деятельностью были получены в течение длительного времени.
Для достижения поставленной цели необходимо проведения комплекса следственных действий и в первую очередь, при помощи анализа первичной финансовой документации и иных документов изъятой в ходе следствия.
В большинстве случаев судить о достоверности заявленных сведений не представляется возможным без специальных экономических познаний.
В соответствии со статьей 195 Уголовного процессуального кодекса РФ, следователь привлекает специалиста либо назначает проведения судебной экспертизы.
В качестве специалистов можно привлекать сотрудников Росфинмониторинга, которые в рамках расследуемого основного преступления проведут финансовое расследование.
При проведении финансового расследования сотрудники Росфинмониторинга проводят анализ всех имеющихся доказательств, и на основании нормативных документов и имеющейся судебной практики выносят соответствующее заключение, в котором указаны основания для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 174 и 174.1 УК РФ, либо их отсутствии.
Процесс судебной экономической экспертизы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества на основе использования экономической информации включает несколько этапов.
Первый этап:
– постановка вопросов, на которые необходимо получить ответ в результате экспертизы.
– определение состава и объема экономической информации, необходимой для проведения экспертизы.
Второй этап
– выявление признаков или следов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества посредством анализа экономической информации и криминалистической оценки результатов такого анализа.
Выделяются следующие объективные признаки, свидетельствующие об умысле на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем:
факт уплаты налогов с грязных денег, введенных в легальный экономический оборот;
наличие значительной суммы «грязных денежных средств» или имущества;
введения в заблуждение иных лиц об источнике происхождения денежных средств;
в результате действий лица должна быть разорвана связь между «грязными деньгами» и отмытыми;
легализацию следует считать завершенной когда владелец денежных средств или имущества получает возможность сослаться на легальный источник их приобретения;
связь отмытых денежных средств с предикатным преступлением теряется, как правило, в результате не одной операции, а цепочки фиктивных сделок и финансовых операций.
– определение на основе экономической информации, содержащей признаки и следы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам.
Уголовно – процессуальный кодекс определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства (ст.73 УПК РФ).
Событие преступления, которое отражает наиболее важные уголовно-правовые признаки данного деликта, квалифицируемого ст. 174 и 174.1 УК РФ, то есть при производстве экспертизы должен установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления. Поэтому кроме способа легализации необходимо установить, в результате совершения какого преступления эти денежные средства или имущество были получены.
В статье 6 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности легализация доходов, полученных преступным путем, может осуществляться следующими способами:
- конверсия или передача имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний;
- утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;
- участие или соучастие в любом из перечисленных правонарушений или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.
Не все из перечисленных выше способов совершения преступления составляют объективную сторону состава легализации в соответствии с российским уголовным законодательством,
Верховный Суд РФ указал на то, что под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.
Судебно-следственной практикой выработано относительно четкое понимание требований п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ о необходимости установить характер и размер вреда, причиненного преступлением, относительно положений УК РФ.
По смыслу закона ответственность по ст. 174 или 174.1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом, при этом по ст. 174.1 УК РФ финансовая операция или сделка должны быть совершены в крупном размере, который определен в законе.
В связи с этим в ходе судебной экспертизы необходимо установить событие преступления, способ и время, когда все признаки объективной стороны состава преступления были выполнены и окончены, и место легализации преступных доходов, то есть все обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по данной категории дел.
Третий этап:
– сопоставление полученных в процессе судебной экспертизы результатов с данными, полученными путем проведения оперативно- следственных мероприятий, на предмет выявления несоответствий.
– выяснение причин несоответствий, если они будут установлены.
Судебно-бухгалтерская экспертиза. К числу основных задач бухгалтерской экспертизы относится установление:
- правильности оформления бухгалтерских операций;
- количество материальных ценностей и денежных средств, находящихся на материальной ответственности определенных лиц;
- обстоятельств возникновения недостач, излишков и пересортиц;
- правильности методов проведения документальных ревизий и выводов ревизоров;
- размера и структуры материального ущерба (вреда), периода его образования;
- состояния бухгалтерского учета и контроля за движением материальных и денежных средств.
В процессе бухгалтерской экспертизы исследуются следующие группы документов:
- учетные бухгалтерские документы (первичные, сводные, материалы механизированного учета);
- учетные (счетные) регистры (книги, журналы-ордера, ведомости, карточки, магнитные и иные носители), систематизированно отражающие хозяйственные операции в денежном выражении;
- отчетные документы (отчеты кассиров, товарные отчеты и т.д.);
- инвентаризационные материалы (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протоколы инвентаризационных комиссий, объяснения материально ответственных лиц, заключение главного бухгалтера).
- прочие материалы, в том числе полуофициальные документы и черновые записи.
Перечень вопросов, которые следователь ставит на разрешение экспертов достаточно многообразен и связан с получением ответов для решения перечисленных выше основных задач бухгалтерской экспертизы.
Типовые вопросы направлены, главным образом, на получение экспертных заключений по следующим направлениям:
- определение правильности оформления операций с материальными ценностями и денежными средствами;
- определение соответствия бухгалтерских операций требованиям бухгалтерского учета и в случаях нарушения нормативных положений установление законных, либо подзаконных актов, которые были нарушены конкретными должностными или материально-ответственными лицами;
- установление количества (объемов) определенных видов материальных ценностей;
- выявление факторов, ведущих к образованию недостач, излишков и пересортиц;
- установление правильности выводов ранее проведенной ревизии;
- определение размеров и структуры причиненного материального ущерба и ответственных за него лиц.
Судебно-экономическая экспертиза.
К числу основных задач, разрешаемых судебно-экономической экспертизой относятся установление:
- признаков неконтролируемых государством фактов производства, распределения, обмена и потребления товарно-материальных ценностей и услуг;
- признаков нелегальных социально-экономических отношений по использованию государственной, акционерной, частной и других форм собственности в корыстных интересах;
- правильности отражения в отчетности реальных результатов экономической деятельности;
- фактической себестоимости реализуемой продукции;
- правильности образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов и кредитов;
-обоснованности определения размеров платежей в госбюджет;
- правильности и своевременности перечисления в госбюджет соответствующих платежей, в том числе и налоговых.
Заключение судебной экспертизы является надежным процессуальным доказательством, позволяющим достоверно выявить, в комплексе с другими доказательствами, способы и каналы отмывания «грязных» денег, коммерческие банки, в которых аккумулируются денежные средства, пути их инвестирования в легальную экономику или по другим, в том числе и криминальным направлениям.