Статья:

Судебно - экономическая экспертиза в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Правилова О.Н. Судебно - экономическая экспертиза в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/159/95473 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Судебно - экономическая экспертиза в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Правилова Ольга Николаевна
магистрант Байкальского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. Судебно – экономическая экспертиза является одним из основных доказательств при расследовании дел о легализации преступных доходов. По изученным уголовным делам о легализации преступных доходов наиболее распространенными экспертизами являлись:

судебно-экономическая, проводилась по 98% уголовных дел, в том числе:

судебно-бухгалтерская экспертиза по 98% дел;

судебная финансово-экономическая экспертиза по 12% дел.

 

Ключевые слова: судебно-экономическая экспертиза; судебно-бухгалтерская экспертиза; судебная финансово-экономическая экспертиза; доход; легализация денежных средств.

 

«Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  [1] под легализацией доходов, полученных преступным путем понимается – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления.

В общем виде механизм легализации преступных доходов заключается в совершении действий, указанных в диспозиции ст.174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно – финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Легализация преступных доходов – латентные (неочевидные) преступные действия, поэтому трудно доказуемые.

Отмывание преступных доходов или их легализация в абсолютном большинстве случаев инкриминируется дополнительно к основному преступлению.

В связи, с чем на практике возникают сложности привлечения виновных в отмывании денежных средств лиц к уголовной ответственности, что подтверждается статистическими данными: в соответствии с отчетом о числе осужденных по всем составам преступлений УК РФ Судебного департамента при Верховном Суде, в 2020 году всего по основному составу ст. 174 УК РФ было осуждено 2 человека, при этом все они были осуждены за легализацию по дополнительной квалификации. По статье 174.1 всего было осуждено 7 человек также по дополнительной квалификации.

Приведенные статистические данные также свидетельствуют и о высоком уровне латентности данных преступлений, что связано со скрытостью субъектов и конечных бенефициаров их совершения, а также областью совершения — преступления в экономической сфере представляют большую сложность для расследования в отличие от общеуголовных преступлений.

В данном случае следователь оценивает доказательства на предмет их достаточности для привлечения в качестве обвиняемого по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК РФ, не сразу же, как по иным категориям уголовных дел, а в два этапа.

Процесс доказывания незаконности происхождения денежных средств либо иного имущества, как правило, основывается на доказательствах, собранных в ходе расследования основного преступлениях.

В зависимости от предмета легализации денежные средства или имущество, процесс доказывания имеет свои характерные особенности.

Доказывание незаконных источников происхождения имущества представляется менее трудоемким процессом, поскольку любое имущество обладает определенными материальными признаками и потому может быть достаточно просто идентифицировано.

Сложным является доказывание незаконности происхождения денежных средств, поскольку в процессе легализации для маскировки источников их происхождения, они могут смешиваться с денежными средствами, полученными законным путем.

Объясняется это тем, что схема действий по отмыванию преступных доходов представляется сложной и многоэтапной, зачастую тщательно спланированной. Как указывает А. В. Марецкий, трудность заключается в том, что именно сторона обвинения должна установить и доказать причинно-следственную связь между преступным источником и существующими в формально-правовом поле денежными средствами. Для этого должно быть отслежено движение средств с момента их получения до включения их в законные финансовые операции и сделки. Ситуацию осложняет тот факт, что отмывание денег зачастую осуществляют специально созданные организованные группы, в составе которых каждый участник выполняет заранее определенные функции. Для того чтобы установить реальное движение денежных средств, следует изучить первичные финансовые и бухгалтерские документы, банковские выписки и иные доказательства незаконного присвоения денежных средств.

В материалах уголовного дела должно быть точно зафиксировано, какая конкретно сумма была получена в результате занятия преступной деятельностью, какая часть указанных денежных средств и каким образом была легализована, какие документы и иные данные подтверждают факт легализации. Причем такие данные должны быть приводиться с разбивкой по периодам, если доходы от занятия противоправной деятельностью были получены в течение длительного времени.

Для достижения поставленной цели необходимо проведения комплекса следственных действий и в первую очередь, при помощи анализа первичной финансовой документации и иных документов изъятой в ходе следствия.

В большинстве случаев судить о достоверности заявленных сведений не представляется возможным без специальных экономических познаний.

В соответствии со статьей 195 Уголовного процессуального кодекса РФ, следователь привлекает специалиста либо назначает проведения судебной экспертизы.

В качестве специалистов можно привлекать  сотрудников Росфинмониторинга, которые в рамках расследуемого основного преступления проведут  финансовое расследование.

При проведении финансового расследования сотрудники Росфинмониторинга проводят анализ  всех имеющихся доказательств, и  на основании нормативных документов и имеющейся судебной практики выносят соответствующее заключение, в котором указаны основания для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 174 и 174.1 УК РФ, либо их отсутствии.

Процесс судебной экономической экспертизы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества на основе использования экономической информации включает несколько этапов.

Первый этап:

– постановка вопросов, на которые необходимо получить ответ в результате экспертизы.

– определение состава и  объема экономической информации, необходимой для проведения экспертизы.

Второй этап

– выявление признаков или следов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества посредством анализа экономической информации и криминалистической оценки результатов такого анализа.

Выделяются следующие объективные признаки, свидетельствующие об умысле на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем:

факт уплаты налогов с грязных денег, введенных в легальный экономический оборот;

наличие значительной суммы «грязных денежных средств» или имущества;

введения в заблуждение иных лиц об источнике происхождения денежных средств;

в результате действий лица должна быть разорвана связь между «грязными деньгами» и отмытыми;

легализацию следует считать завершенной когда владелец денежных средств или имущества получает возможность сослаться на легальный источник их приобретения;

связь отмытых денежных средств с предикатным преступлением теряется, как правило, в результате не одной операции, а цепочки фиктивных сделок и финансовых операций.

– определение на основе экономической информации, содержащей признаки и следы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам.

Уголовно – процессуальный кодекс определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства (ст.73 УПК РФ).

Событие преступления, которое отражает наиболее важные уголовно-правовые признаки данного деликта, квалифицируемого ст. 174 и 174.1 УК РФ, то есть при производстве экспертизы должен установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления. Поэтому кроме способа легализации необходимо установить, в результате совершения какого преступления эти денежные средства или имущество были получены.

В статье 6 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности легализация доходов, полученных  преступным путем, может осуществляться следующими  способами:

-  конверсия или передача имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний;

- утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;

- участие или соучастие в любом из перечисленных правонарушений или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.

Не все из перечисленных выше способов совершения преступления составляют объективную сторону состава легализации в соответствии с российским уголовным законодательством,

Верховный Суд РФ указал на то, что под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.

Судебно-следственной практикой выработано относительно четкое понимание требований п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ о необходимости установить характер и размер вреда, причиненного преступлением, относительно положений УК РФ.

По смыслу закона ответственность по ст. 174 или 174.1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом, при этом по ст. 174.1 УК РФ финансовая операция или сделка должны быть совершены в крупном размере, который определен в законе.

В связи с этим в ходе судебной экспертизы необходимо установить событие преступления, способ и время, когда все признаки объективной стороны состава преступления были выполнены и окончены,  и место легализации преступных доходов, то есть все обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по данной категории дел.

Третий этап:

– сопоставление полученных в процессе судебной экспертизы результатов с данными, полученными путем проведения оперативно- следственных мероприятий, на предмет выявления несоответствий.

– выяснение причин несоответствий, если они будут установлены.

Судебно-бухгалтерская экспертиза. К числу основных задач бухгалтерской экспертизы относится установление:

- правильности оформления бухгалтерских операций;

- количество материальных ценностей и денежных средств, находящихся на материальной ответственности определенных лиц;

- обстоятельств возникновения недостач, излишков и пересортиц;

- правильности методов проведения документальных ревизий и выводов ревизоров;

- размера и структуры материального ущерба (вреда), периода его образования;

- состояния бухгалтерского учета и контроля за движением материальных и денежных средств. 

В процессе бухгалтерской экспертизы исследуются следующие группы документов:

- учетные бухгалтерские документы (первичные, сводные, материалы механизированного учета);

- учетные (счетные) регистры (книги, журналы-ордера, ведомости, карточки, магнитные и иные носители), систематизированно отражающие хозяйственные операции в денежном выражении;

- отчетные документы (отчеты кассиров, товарные отчеты и т.д.);

- инвентаризационные материалы (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протоколы инвентаризационных комиссий, объяснения материально ответственных лиц, заключение главного бухгалтера).

- прочие материалы, в том числе полуофициальные документы и черновые записи.

Перечень вопросов, которые следователь ставит на разрешение экспертов достаточно многообразен и связан с получением ответов для решения перечисленных выше основных задач бухгалтерской экспертизы.

Типовые вопросы направлены, главным образом, на получение экспертных заключений по следующим направлениям: 

- определение правильности оформления операций с материальными ценностями и денежными средствами;

- определение соответствия бухгалтерских операций требованиям бухгалтерского учета и в случаях нарушения нормативных положений установление законных, либо подзаконных актов, которые были нарушены конкретными должностными или материально-ответственными лицами;

- установление количества (объемов) определенных видов материальных ценностей;

- выявление факторов, ведущих к образованию недостач, излишков и пересортиц;

- установление правильности выводов ранее проведенной ревизии;

- определение размеров и структуры причиненного материального ущерба и ответственных за него лиц.

Судебно-экономическая экспертиза.

К числу основных задач, разрешаемых судебно-экономической экспертизой относятся установление: 

- признаков неконтролируемых государством фактов производства, распределения, обмена и потребления товарно-материальных ценностей и услуг;

- признаков нелегальных социально-экономических отношений по использованию государственной, акционерной, частной и других форм собственности в корыстных интересах;

- правильности отражения в отчетности реальных результатов экономической деятельности;

- фактической себестоимости реализуемой продукции;

- правильности образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов и кредитов;

-обоснованности определения размеров платежей в госбюджет;

- правильности и своевременности перечисления в госбюджет соответствующих платежей, в том числе и налоговых.

Заключение судебной экспертизы является надежным процессуальным доказательством, позволяющим достоверно выявить, в комплексе с другими доказательствами, способы и каналы отмывания «грязных» денег, коммерческие банки, в которых аккумулируются денежные средства, пути их инвестирования в легальную экономику или по другим, в том числе и криминальным направлениям.

 

Список литературы: 
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».