Статья:

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дорошенко О.А. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 34(170). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/170/98916 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дорошенко Ольга Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального выгорания педагогов ДОО в условиях действия ФГОС ДО. Описаны причины возникновения профессионального выгорания педагогов. На примере исследования, проведенного на базе сельского сада, обозначены практические методы, способствующие профилактике выгорания педагогов.

 

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональное выгорание, профилактика, дошкольная образовательная организация.

 

В условиях современной модернизации российского образования особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности. Для поддержания высоких результатов работы очень важно обратить внимание на такой аспект, как профессиональное выгорание педагогов.

Профессиональное выгорание– синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагогов.

Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром профессионального выгорания, считает, что это – «истощение энергии у профессионалов, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях». Выгорание ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни, отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии человека, но и на слаженной работе всего коллектива.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в подавленном настроении, депрессии, хронической усталости, снижении работоспособности вследствие физических недомоганий. Под деперсонализацией понимается деформация отношений с другими людьми, например, появление зависимости от других или наоборот, негативизм по отношению к участникам образовательных отношений. Редукция личных достижений проявляется в виде недооценки или даже негативной оценки себя как профессионала.

 Несмотря на достаточно высокую степень научной разработанности рассматриваемой проблемы, нельзя не отметить тот факт, что изучение эмоционального выгорания педагогов осуществляется в основном на выборке учителей. Проблематика эмоционального выгорания применительно к воспитателям и педагогам дошкольной образовательной организации недостаточно изучена, хотя именно педагоги, работающие в данной сфере, в силу специфики своей деятельности наиболее подвержены разрушающему действию выгорания. Поэтому вопрос о мерах профилактики профессионального выгорания сотрудников детского сада является особо актуальным.

Исходя из этого, была предпринята попытка проанализировать состояние данной проблемы на базе МБДОУ «Детский сад № 26» села Верхнерусского Ставропольского края.

В проведенном исследовании принимали участие педагоги (воспитатели и специалисты) МБДОУ «Детский сад № 26». В обследовании приняли участие 10 педагогов (женщин) в возрасте от 21 до 58 лет . 8 педагогов имеют высшее образование и 2– средне-специальное. Стаж работы педагогов в данной организации составляет от 2-х месяцев до 18лет.

Для выявления факторов профессионального выгорания педагогам предложен опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон (модификация Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой). Опросник состоит из 22 вопросов. Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).

Первый срез показал наличие высокого уровня эмоционального истощения у 1 педагога (10%), среднего уровня – у 2 педагогов (20%). Высокий уровень деперсонализации во взаимоотношениях со взрослыми и детьми – у 2 педагогов (20%), средний – у 4 педагогов (40%). Высокий уровень редукции личных достижений – у 1 педагога (10%), средний – у 3 педагогов (30%).

С помощью методики В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания», содержащей 84 суждения, было выявлено, в какой фазе развития синдрома профессионального выгорания находятся педагоги («напряжеение», «истощение» или «резистенция»).

Подсчет результатов производился с использованием ключа. В итоге педагогические работники в зависимости от симптоматики синдрома эмоционального выгорания и степени ее выраженности были разделены на три группы. В группе «А» находились педагоги в фазе «напряжения» (40%). 

Фаза «резинстентности» наблюдалась в группе «В» (50%). Эти педагоги способны противостоять внешним негативным факторам воздействия на психику. В группе «С» (фаза «истощения») оказался 1 сотрудник, что составляет 10% от общего количества педагогов, принявших участие в обследовании.

Итак, исходя из полученных результатов по методикам В.В. Бойко и адаптированной методике Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, можно сделать вывод о том, что у 1 педагога из 10 отмечается явное наличие профессионального выгорания (педагогический стаж 18 лет). Еще у 3 педагогов (стаж от 10 до 15 лет) присутствуют отдельные признаки выгорания.
  Данный факт является основанием для разработки программы «Гореть- не выгорая!», состоящей из 7 профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и устранение профессионального выгорания.

 После реализации программы второй диагностический срез показал

снижение высоких показателей по шкале «Деперсонализация» с 20% (2 чел.) до 10% (1 чел.), уменьшение количества средних показателей с 40% (4 чел.) до 30% (3 чел.). По шкале «Редукция личных достижений» высокие показатели отсутствуют, а средние показатели снизились с 40% (4 чел) до 30 % (3 чел), что может говорить о положительной динамике в отношениях с коллегами, родителями и детьми.

По шкале «Эмоциональное истощение» высокий уровень до применения программы был у 1 педагога (10%). После проведения занятий высокий уровень эмоционального истощения отсутствует. У 1 педагога отмечается улучшение показателей по шкале «эмоциональное истощение», а у 1 педагога остался средний уровень. Таким образом, данные вторичной диагностики показывают позитивные изменения. По результатам проведённого анкетирования 100% педагогов отмечают положительный эффект от занятий. Но, к сожалению, не все педагоги осознают необходимость заботиться о своём психологическом здоровье.

Результаты мониторинга показали, что необходимо продолжить систематическую работу с педагогами, направленную на профилактику выгорания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в современных условиях полностью исключить в работе профессиональное выгорание невозможно. Но вполне возможно уменьшить разрушительное влияние на здоровье. Таким образом, синдром профессионального выгорания поддаётся коррекции, но требует длительного времени, грамотного подбора средств коррекции и профилактики с учётом индивидуальных особенностей (а иногда – даже предпочтений) участников и обязательного закрепления полученных результатов в серии занятий.

 

Список литературы:
1. Алексеева Е. Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52–57.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 336с.
4. Кондратьева О.Г., Садовников А.С. Влияние механизмов психологической защиты на уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов // АНИ: педагогика и психология. 2017. №1 (18). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mehanizmov-psihologicheskoy-zaschity-na-uroven-sformirovannosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov (дата обращения: 20.09.2021). 
5. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособие для студ. факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012. 96 с. 
6. Молчанова Л .Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ // Вестник МГГ У им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 90–98.
7. Монгуш О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII-й Международной научной конференции. Самара: ООО «Издательство АСГАРД»: 47 – 51.
8. Раздобарова О.А., Фоменко Н.А. Профилактика эмоционального выгорания педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 92-97.