Статья:

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Захарычева А.М., Захарычев И.В. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114970 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Захарычева Анна Михайловна
магистрант, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Калининград
Захарычев Иван Владимирович
канд. пед. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Калининград

 

Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – ВС РФ) – неотъемлемая часть нашего общества. В настоящее время обеспечение государственной и общественной безопасности Российской Федерации, укрепление обороны страны осуществляется путем повышения эффективности деятельности военной организации государства. Соблюдение в воинском коллективе дисциплины, законности и правопорядка является значительным фактором укрепления мощи ВС РФ и, как следствие, обороноспособности страны. Важнейший принцип правового государства – верховенство права, воплощенного в законе. По отношению к нему все граждане равны. Закон обязателен и для граждан, и для государства. Никакой поступок гражданина, никакое распоряжение чиновника не должны нарушать закон. Нарушение прав и свобод человека часто сопровождается причинением ему вреда. Основной целью юридической ответственности является защита законных интересов личности и общественного порядка от противоправных посягательств.

По мнению В.М. Корякина: «Юридическая ответственность — это одно из специфических проявлений общесоциальной ответственности, вместе с тем, она производна от деятельности государства. Ее главной особенностью является то, что она связана с нарушением формально определенных юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства» [1].

Однако не всегда государственное принуждение является ответственностью. Так, например, гражданин был задержан как правонарушитель и против его воли доставлен в отделение полиции. В этот момент его нельзя привлекать к юридической ответственности. Только в том случае, когда гражданин предстанет перед судом и судебный орган назначит правонарушителю наказание, он будет привлечен к определенному виду юридической ответственности. Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

– государственно-правовое принуждение;

– наступление при наличии правонарушения;

– наступление отрицательных последствий для виновного;

– конкретная форма санкций, предусмотренная нормами права.

Основными принципами юридической ответственности являются: законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость и индивидуализация наказания.

В Российской Федерации правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службы», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы, нормативные правовые акты и международные договоры Российской Федерации. Юридическую ответственность военнослужащие несут на общих основаниях, но с учётом своего особого правового статуса, определённого Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Под юридической ответственностью военнослужащего понимается предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности [4].

Рассматривая вопрос об особенностях привлечения военнослужащих к административной ответственности, необходимо обратиться к ст. 2.5 КоАП РФ. Анализ составов административных правонарушений, включенных в часть 2 статьи 2.5 КоАП РФ и их сопоставление с составами других административных правонарушений из Особенной части КоАП РФ, не дает ответа на вопрос, чем руководствовался законодатель, разграничивая административные правонарушения, совершение которых военнослужащими влечет для них либо административную ответственность на общих основаниях, либо дисциплинарную ответственность.

Поиск ответа на данный вопрос, как представляется, следует искать в плоскости сопоставления административной и дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность военнослужащих регламентируется Дисциплинарным Уставом ВС РФ (далее – Дисциплинарный устав) [2], который определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб). Дисциплинарным уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ, а также военнослужащие других войск и воинских формирований, в которых законом предусмотрена военная служба. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности [2]. Таким образом, понятие «дисциплинарный проступок» сформулировано по аналогии с понятием «административное правонарушение», под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Можно утверждать и о схожести целей применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий:

− административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;

− дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Единственным, но не принципиальным различием является то, что цели административной ответственности разделяются на общую и частную превенцию. Обратим внимание на то, что понятие «дисциплинарный проступок» напрямую связано с нарушением воинской дисциплины, под которой понимается «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами ВС РФ и приказами командиров (начальников)». Такая широкая трактовка понятия «воинская дисциплина» позволяет отнести к нарушению воинской дисциплины, т.е. к дисциплинарному проступку любое нарушение любого закона, за исключением УК РФ и положений части 2 ст. 2.5 КоАП РФ [2].

Требование соблюдать воинскую дисциплину ориентировано на исполнение воинских обязанностей. Такой вывод основан на том, что воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации и обязывает каждого военнослужащего:

− быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;

− выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;

− беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;

− быть бдительным, строго хранить государственную тайну;

− поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

− оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

− вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;

− соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3].

Определяя дисциплинарный проступок, представляется, более корректным под воинской дисциплиной понимать строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных общевоинскими уставами ВС РФ и приказами командиров (начальников), а также условий контракта. Вспомним и то, что в двух случаях, законодатель разграничивает наступление дисциплинарной и административной ответственности на общих основаниях в части нарушения правил пожарной безопасности, предусмотренных ст. ст. 11.16 и 20.4 КоАП РФ, в зависимости от того, где они совершены, на месте либо вне места военной службы или прохождения военных сборов.

Таким образом, в качестве объективного критерия разграничения случаев применения к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, административной ответственности на общих основаниях либо дисциплинарной ответственности может быть предложен критерий исполнения военнослужащим, а также гражданином, призванным на военные сборы, обязанностей военной службы.

 

Список литературы:
1. Военная администрация: учеб./ под общ. ред. В.М. Корякина. – М.: Российская академия правосудия; РОД «За права военнослужащих», 2012. – Вып. 130. – 400 с.
2. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).
3. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.