Статья:

ПРОБЛЕМАТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(214)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Цавинский А.А. ПРОБЛЕМАТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 35(214). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/214/118455 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМАТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цавинский Александр Анатольевич
студент, Северный (Арктический) федеральный университет, РФ, г. Архангельск

 

Основным законодательным актом который регулирует налогообложение в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации. Данный кодекс является комплексным документом регулирующим систему налогообложения Российской Федерации.

На данный момент появились новые информационные технологии, которые дают возможность быстро и своевременно работать с налогоплательщиками, а именно система выдачи талонов непосредственно при обращении в налоговый орган, создание удобности для граждан при обращении за оформлением какого-либо документа, либо сдачи на регистрацию. На данный момент существуют центры которые совокупности действуют совместно с налоговыми органами и сокращают время для подачи, выдачи, регистрация, постановка в очередь. Сейчас этим занимаются многофункциональные центры.

Но несмотря на данные по заявленным принципам регулирования предпринимательства с помощью возможных методов мы видим такие методы как налоговой каникулы, субсидии, снижение налоговой нагрузки и других способов всё равно, к 2020 году было закрыто 600.000  организации малого предпринимательства. Также организации которые ведут малый бизнес, так скажем микроорганизации которые занимаются однодневными делами и не имеют целью дальнейшего сотрудничества с общественным, одним словом, компании однодневного существования, конечно же налоговыми органами пресекаются, и при налоговых проверках либо полностью закрываются либо ликвидируется ликвидируются. Если брать статистику то малое предпринимательство занимает почти 90% из общего числа налогообложения в Российской Федерации.

Малый бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно, поэтому распределение субъектов малого предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации. Около 50% от общего количества субъектов малого предпринимательства приходится на 20 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством существует проблема нестабильности законодательства совокупности с неопределённостью экономической ситуации. То, что заставляет предпринимателей сворачивать свою деятельность, и естественно уходить в теневой сектор. Одна из проблем нестабильности законодательства в совокупности с неопределенностью экономической ситуации заставляет предпринимателей закрывать свои организации, некоторые ликвидируются налоговыми органами и уходят в теневой сектор то есть начинает работать нелегально. Одна из основных негативных проблем является ростом занятости в неформальном секторе экономики. Данные ФНС России в 2022 году, дают нам показатели резкого сокращения числа индивидуальных предпринимателей на 12%. Но прекратившие деятельность индивидуальные предприниматели не перешли на работу по найму об этом свидетельствует статистика занятости на малых предприятиях. [8] Занятых в сфере малого бизнеса в 2021 году сократилось на 1,7% по сравнению с уровнем 2019 года и на 0,1% относительно уровня 2021 года. Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что занятые в большей долей предприятий малого среднего предпринимательства в торговле малые предприятия почти не участвуют в деятельности по инвестициям, так как сфера торговли не представляет спроса на создание технических инноваций. Как показала исследование института статистических исследований экономики и знаний Высшей Школы Экономики во втором полугодии 2022 года 66% руководителей малых предприятий сообщили, что практически инвестиции в малый бизнес не осуществляются. В России должны действовать по мнению экономистов не менее 12 млн малых предприятий. Анализ налогообложения малого бизнеса России даёт нам знать о том что, удельный вес поступления от налогоплательщиков применяющих ЕНВД и УСН но в общем объёме поступления снижается, что отрицательно сказывается также и на экономике России. Это связано с тем что система налогообложения Российской Федерации сложна и не соблюдается норма пункта 6 статьи три Налогового кодекса Российской Федерации которая предусматривает формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы все знали какие налоги и сборы и в каком порядке они должны платить. А сегодня на данный момент налоги уплачиваются предпринимателями от профессиональных знаний по учёту и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучёту. То есть это самозанятые которые ведут свой малый бизнес, это аудиторские компании осуществляющие услуги по бухгалтерскому учёту. Сегодня мы наблюдаем  приоритет государства надо остальными экономическими единицами естественно малое предпринимательство сегодня в стране не поддерживается особо государством и налоги которые устанавливаются без достаточно экономического анализа их воздействие на производственное стимулирование инвестиций является причиной закрытия и долгосрочного действия малого бизнеса на экономической платформе. Законодательство также является нестабильным, то есть недостаточно чёткая и ясная нормативная документация, слишком часты изменения налогового законодательства, которые затрудняют работу налоговых служб, инспекции делают бесправным в прямом смысле предпринимателя. Все изменения которые происходят в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с нанесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путём внесения изменений в законодательной нормативные акты по налогам и сборам. Количество малых предприятий на протяжении последних десятилетий открывается и активно действует в оптовой розничной торговле, потому что простота методов сокрытия выручки и увеличения прибыльности фирм является причиной того чтобы обойти высокие налоговые ставки. Именно поэтому существует острая необходимость в формировании законодательства и комплексы элементов налогообложения малого предпринимательства которые состоит в следующем: необходимость реформ налогового законодательства и увеличения её прозрачности, снижения налогового бремени и налоговых ставок, упрощение для малого бизнеса порядка уплаты налогов, ужесточение налогового контроля за малым бизнесом, применение новых способов уплаты налогов в том числе автоматизированных аппаратов и электронных личных кабинетов в сети Интернет. Если анализировать 2021 год и состояние электронного налогообложения организации то на данный момент очень много создано информатизированных систем для того чтобы плательщики сдавали отчетность, уплачивали налоги. Сейчас стало  упрощено в результате введения портала государственных услуг которые даёт нам возможность оплачивать все налоги, сайт ФНС также даёт нам возможность иметь информацию об организации, через портал Госуслуги так же, как юридическое лицо, оплачивать все возможные платежи. Малый бизнес в виде самозанятых, занимающихся своей профессиональной деятельностью также имеет право через систему самозанятых «Мой налог» осуществлять деятельность и кассовый аппарат также уже не требуется.

Необходимость обратить внимание на недостатки упрощённый налоговой системы, которая заключается в необходимости возврата на общий режим в случае превышения установленных законодательном ограничений. Нынешнее налоговое законодательство устанавливает требования возврата на общий режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учёта за относительно большой промежуток времени. Если плательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода то такую опасность можно исключить, и остаточная стоимость объектов основных средств, в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учёт по правилам, установленных для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения. Применение ЕСН, ЕНВД также необходимо предусмотреть как возможность зачёта налогов на добавленную стоимость так как налогоплательщик, который применяет упрощённую систему и единую систему налогообложения является экономически невыгодным контрагентом для налогоплательщиков применяющих иные режимы налогообложения, из-за невозможности зачёта уплаченного налога на добавленную стоимость. Решая данную проблему, проводится существенное усложнение системы. Возможно, введение пожизненной ставки налога для микропредприятий, которые применяют упрощённую систему налогообложения либо применяется системой зачёта части НДС в уплату единого налога. Правильнее было бы представить введение классификационной категории микропредприятий с относительно низким показателем оборота или дохода. Реализация данного предложения несколько усложнит структуру упрощённой системы налогообложения. Для микропредприятий возможно предусмотреть льготный режим налогообложения, который выражается в снижении ставок налога и, установление налоговых каникул на период их становления, например в течение одного года. Также можно предложить в рамках упрощённой системы налогообложения отмену механизма взимания минимального налога. Что касается патентной системы, то среди явных её недостатков является отсутствие закрепления в законодательстве права на уменьшение налога при патентной системе налогообложения на сумму страховых взносов уплаченных предпринимателями, которые необходимо устранить. Налогоплательщики также данной системы налогообложения является индивидуальными предпринимателями, то есть приобретая патент, физическое лицо автоматически приобретает статус индивидуального предпринимателя, а по окончании срока патента статус утрачивается. Таким образом, необходимо выделить категории организации, которые также смогут переходить на уплату патентного налогообложения. Негативными последствиями применение специальных налоговых режимов также могут являться схемы уклонения от уплаты налогов с использованием специальных режимов. Данная проблема вызвана решать оптимизацию налогового контроля за малым бизнесом. Также мы можем сказать о том, что в настоящее время специальные налоговые режимы функционируют в налоговой системе России как самостоятельные и постоянные налоги, что не соответствует самой природе спецрежимов, которые применяться должны как временные в целях реализации налоговой системы и её задачи. В связи с этим для совершенствования института специальных налоговых режимов, необходимо ставить основную задачу при введении их в действие ориентацию на стимулирование развития определенных отраслей экономики Российской Федерации либо определённого круга экономических субъектов, которые наиболее выгодны для государства настоящий момент. В первую очередь необходимо ограничить круг налогоплательщиков, подпадающих под действие норм спецрежимов. И делать это не ограничением размера дохода налогоплательщика за определённый период а,  ограничением вида деятельности, которые осуществляет налогоплательщик. Исходя из вышесказанного специальной налоговые режимы имеют большое экономическое и социальное значение является действенным экономическим инструментом государства по регулированию отдельных областей экономики в рамках налоговой политики, однако на практике существует ещё ряд проблем, которые требуют внимания решения на законодательном уровне.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (с поправками) [Электронный ресурс] // Консультант плюс..ру : информационно-правовой портал. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 08.10.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [Электронный ресурс]:  // «Консультант Плюс».: информационно- правовой портал.  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/ (дата обращения : 28.09.2022).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2022)
4. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. №101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».
5. Приказ ФНС РФ от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308«О критериях крупнейших налогоплательщиков».
6. Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации/Г.А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science-2020. -№5-1. С. 450-454
7. Васильева А. С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях/Васильева А. С. -Москва: ИНФРА 2016.-128с.
8. Винницкий Д. В. Российское налоговое законодательство/Д.В. Винницкий-Санкт -Петербург:Прима, 2022 -322 с.