Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ МЕР В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Клычникова О.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ МЕР В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120092 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ МЕР В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Клычникова Ольга Андреевна
студент Российской таможенной академии, РФ, г. Москва

 

Одной из главных задач таможенных органов, как правоохранительных органов, реализующих, помимо прочего, оперативно-розыскную деятельность, является выявление и предупреждение преступлений.

Проведённое исследование особенностей криминологической характеристики таможенных преступлений позволило сделать вывод, что в современных реалиях, деятельность в сфере внешнеэкономических отношений представляет собой одну из наиболее «привлекательных» для различного рода преступных организаций, т.к. тесно связана с получением доходов. При этом выявление такого рода деятельности бывает довольно затруднительно в связи с тем, что нередко таможенные преступления формально представляются в виде законно осуществляемых экономических операций, а наличие факта преступления приходится определять не только посредством явных случаев противозаконной деятельности, но и, как правило, по несущественным отклонениям от закрепленного законодателем порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.

Предупреждение таможенной преступности посредством системы правоохранительных мер выражается в реализации таможенными органами мероприятий по:

– выявлению причин и условий, которые способствуют совершению рассматриваемого рода преступлений;

– установлению лиц, которые характеризуются наличием склонности к совершению противоправных деяний, а также их «профилактика»;

– выявлению преступных организаций, реализующих противоправную деятельность в рамках ВЭД;

– разработке и применению способов воздействия на указанных субъектов для обеспечения предотвращения новых случаев таможенных преступлений.

Существует комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преступлений в рассматриваемой сфере.

В первую очередь, речь идёт о мероприятиях профилактического характера, направленных на установление и устранение причин и условий, способствующих таможенной преступности. В целом, проведение данных мероприятий можно обозначить в качестве начальной стадии, в ходе которой реализуется сбор и анализ сведений о существующей криминогенной обстановке на конкретной территории.

Реализуя такого рода профилактические мероприятия, оперативные подразделения таможенных органов, проводят анализ существующих несовершенств законодательной базы в части регламентации таможенных преступлений и связанных с ними сфер, которые могли стать причинами или послужить условиями для совершения того или иного преступления.

Как правило, в рамках проводимых мероприятий упомянутые подразделения уделяют особое внимание следующим элементам:

– виды и способы совершения преступлений;

– подготавливаемые схемы совершения внешнеэкономических преступных деяний;

– статистические данные о перемещении через таможенную границу товаров, их объем, стоимость, наименование;

– имеющиеся результаты деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия и борьбы с внешнеэкономическими преступлениями.

После определения конкретных причин и условий совершения преступлений в таможенной сфере, включая уклонение от уплаты таможенных платежей, таможенных органы могут приступать к разработке и планированию различных вариантов по нейтрализации и устранению такого рода причин и условий. Как верно отмечают в своем исследовании А.В. Шахматов и Д.В. Кольцов [3], помимо самих оперативных подразделений такого рода деятельность может быть реализована также и общественными организациями или посредством взаимодействия со средствами массовой информации.

На основе изложенного можно установить главные цели проведения указанных профилактических мероприятий:

– снижение действующего уровня криминогенной обстановки в рамках таможенной сферы;

– повышение качества и результатов правоохранительной деятельности по предупреждению таможенной преступности, в целом, и уклонения от уплаты таможенных платежей, в частности;

– усиление мер по установлению и выявлению преступников, скрывающихся от правоохранительных органов и уклоняющихся от ответственности.

Еще одной группой профилактических мероприятий можно обозначить меры, характеризующиеся индивидуальной спецификой и направленные на установление лиц, имеющих намерение на совершение таможенных преступлений.

Цель такого рода мероприятий – оказание на указанных лиц воздействия для недопущения совершения ими преступных деяний и изменение поведения личности «от антиобщественного к законопослушному» [4].

В рамках данной группы индивидуально-профилактических мероприятий объектами выступают следующие категории:

– лица, в отношении которых были прекращены уголовные дела на основании, отказа от совершения преступления, недоказанности их причастности, их деятельного раскаяния;

– осужденные за совершение преступлений в сфере ВЭД и отбывшие назначенное наказание лица;

– сотрудники контрольно-надзорных органов, в полномочия которых, помимо прочего, входят учет и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу;

– сотрудники организаций, реализующих деятельность, связанную с перевозкой, экспедицией, таможенным оформлением груза;

– юридические лица, являющиеся участниками внешнеэкономических отношений [2].

Наравне с представленным, в ходе индивидуально-профилактических мероприятий реализуют задачи по обнаружению преступных механизмов, обеспечивающих совершение таможенных преступлений. Выявление подобных элементов происходит посредством определения преступных групп, которые и реализуют такие механизмы в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.

Все результаты, полученные оперативными подразделениями в ходе реализации рассматриваемых профилактических мер, проверяются и подвергаются анализу с использованием средств и методов оперативно-розыскной деятельности для того, чтобы также использовать для последующего предупреждения преступлений в таможенной сфере.

Стоит обратить внимание и на отличительную особенность индивидуально-профилактических мер, выражающуюся в том, что каждая из них определяется на основе исследования имеющихся сведений о конкретном субъекте внешнеэкономических отношений. Как отмечают в своем исследовании, посвященном понятию оперативно-розыскной профилактики преступлений, Б.В. Борин и Я.Г. Ищук [1], самой распространенной мерой в данном случае выступают убеждение и принуждение. Возвращаясь к аспектам совершенствования действующей системы правоохранительных мер по предупреждению таможенной преступности, стоит отметить, что несмотря на очевидные преимущества, описанные выше меры индивидуально-профилактического характера на практике практически не находят своего применения.

Таким образом, резюмируя проведенное исследования особенностей системы правоохранительных мер предупреждения таможенной преступности, следует отметить следующее:

1. Система правоохранительных мер по предупреждению таможенной преступности включает в себя мероприятия профилактического характера, направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению исследуемого вида преступлений, а также оказание на субъектов таких преступлений воздействия для недопущения совершения ими преступных деяний и изменение поведения личности.

2. Особым направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является предупреждение, выявление и пресечение противоправных деяний, нацеленных на вывод денежных средств из страны в целях уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов, финансирования противозаконных деяний. Для более эффективного противодействия такого рода деяниям требуется усиление межведомственного взаимодействия соответствующих государственных органов, а также взаимодействия последних с банками. Кроме того, в дальнейшем развитии нуждается риск-ориентированный подход и комплексная система категорирования участников таможенных правоотношений, основанной на информации, получаемой в рамках межведомственного и межгосударственного взаимодействия.

 

Список литературы:
1. Борин Б.В., Ищук Я.Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 381–386.
2. Кольцов Д.В. Предупреждение, раскрытие и оперативное сопровождение расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. СПб., 2006. 224 с.
3. Копотун И.Н. Индивидуальная профилактика преступлений в уголовно-исполнительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2.
4. Шахматов А.В., Кольцов Д.В. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. С. 492–497.