ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF LOGISTICS ADMINISTRATION IN THE CUSTOMS SPHERE
Snezhana Trukhacheva
Student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Galina Gaidukova
Scientific director, Associate Professor of the Department of Social Technologies and Public Service, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности логистического администрирования. Логистическое администрирование – часть логистического менеджмента. Под ним понимают комплекс мероприятий, работ, направленных на перепроектирование (реинжиниринг) организационных структур управления, разработку логистической стратегии, анализ и контроль функционирования логистической системы с целью достижения целей организации.
Abstract. This article discusses the features of logistics administration. Logistics administration is a part of logistics management. It is understood as a set of measures, works aimed at redesigning (reengineering) organizational management structures, developing a logistics strategy, analyzing and monitoring the functioning of the logistics system in order to achieve the goals of the organization.
Ключевые слова: логистическое администрирование, таможня.
Keywords: logistics administration, customs.
Торговля, как отдельный вид экономической деятельности, отличается от других видов своими функциями и местом в системе воспроизводства, что имеет большое значение для всей экономики стран ЕАЭС, поскольку формирует долю валового внутреннего продукта, обеспечивает баланс производства и потребления, улучшает качество жизни населения. население в целом.
Учитывая евроинтеграционный вектор развития, в сфере торговли происходят значительные социально-экономические изменения, которые, в частности, касаются оптовой и розничной торговли, и в частности распада существующего сотрудничества между различными хозяйствующими субъектами, объединенными в единую логистическую цепочку «поставщик-производитель-потребитель». Такие изменения требуют от государственных торговых предприятий повышения эффективности своей деятельности путем внедрения новых подходов к организации и управлению производством [2].
Именно поэтому внедрение концепции логистического администрирования, целью которой является установление баланса между всеми уровнями заинтересованных сторон, оптимизация затрат на логистику, рационализация всех бизнес-процессов и координация пространственных, временных, материальных, финансовых, информационных и других потоков, становится все более актуальным. Следует отметить, что большое количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых было посвящено вопросу совершенствования деятельности таможенных органов с использованием логистики [3].
Такая тенденция сокращения хозяйствующих субъектов в торговле, прежде всего, связана с большим количеством внешних и внутренних факторов, а именно:
- нестабильной политической и экономической ситуацией в стране; усугублением инфляции, значительным колебанием обменного курса и неопределенностью в обменном курсе и обменных процентная политика государства;
- ограничение потребительского спроса и низкая покупательная способность населения из-за сокращения доходов;
- сложные условия кредитования бизнеса и высокие процентные ставки по кредитам;
- постоянный рост цен на основные товары и услуги; сокращение внутреннего производства и увеличение стоимости импортной продукции;
- нехватка торговых площадей, высокая арендная плата за торговые площади и т.д.
Важность эффективности логистического администрирования также признается организацией Всемирного банка. Эта организация разработала LPI (Индекс эффективности логистики). Основным элементом LPI является эффективность работы логистического администрирования и таможни. Таким образом, существуют различные аспекты оценки таможенной эффективности:
• Таможенная эффективность в международном LPI (эффективность процесса оформления (т.е. скорость, простота и предсказуемость формальностей) органами пограничного контроля, включая таможню);
• Таможенная эффективность во внутреннем LPI (качество и компетентность обслуживания таможенных органов, оформление и доставка импорта и экспорта, прозрачность таможенного оформления, предоставление адекватной и своевременной информации об изменениях в законодательстве, количество агентств по импорту и экспорту, количество форм для импорта и экспорта и т.д.) [1].
Особое внимание в LPI уделяется эффективности логистического администрирования в таможне. Таким образом, этот индекс включает эффективность восприятия таможенных процедур частным сектором, а также объем услуг, предоставляемых таможенными органами и связанными с ними агентствами. Эффективность и действенность процессов оформления (время, документы, затраты и т.д.) таможней, а также соответствующими органами пограничного контроля также является важным элементом LPI. Большинство подходов, описанных в литературе, основаны на методе DEA (Data Envelopment Analysis). Однако метод DEA имеет некоторые недостатки и в некоторых ситуациях не может быть применен. В этой статье предлагается новый подход.
Основными операциями отдела тарифных операций являются: мониторинг и анализ применения таможенных и других нормативных актов в рамках таможенного тарифа, таможенной стоимости, налогов и акцизов; мониторинг, анализ и контроль соблюдения правил происхождения и преференций; мониторинг и анализ инструментов тарифной политики; операции внешнего аудита; таможенная лаборатория операции; операции по обработке данных и техническому обслуживанию в рамках интегрированного тарифа стран-участниц ЕАЭС и т.д. [4] Стоит отметить, что существуют серьезные проблемы, препятствующие функционированию национальных цепочек поставок, несмотря на многочисленные инвестиции и значительные усилия, предпринятые странами-исполнителями для их улучшения. Они включают в себя такие проблемы, как:
- проблемы стратегии и управления, включая отсутствие эффективной подотчетности, надзора, мониторинга и политической поддержки, а также недостаточную рабочую силу для выполнения функций цепочки поставок.
- проблемы с прогнозированием, планированием поставок и закупками, включая отсутствие координации для количественной оценки спроса, длительные процессы закупок со значительными задержками, увеличенные сроки изготовления в сочетании с длительными сроками импорта и распределения внутри страны и повышением ставок фрахта.
- проблемы с хранением и распределением, связанные с недостаточными мощностями (склад и оборудование), нехваткой рабочей силы, некачественными операциями, включая управление складом и неадекватный контроль за хранением запасов, низкими показателями выполнения заказов, несвоевременными поставками и несоблюдением надлежащей практики распределения.
- проблемы информационных систем, включая неадекватную функциональность и ограничения использования, особенно в областях отслеживания, видимости инвентаря и интероперабельности.
Поэтому в настоящее время для успешного и эффективного функционирования таможенной службы в логистическом администрировании решающее значение имеет развитая и эффективная информационная система. Отдел информационных технологий выполняет следующие операции: мониторинг развития информационно-коммуникационных технологий таможенной службы; обеспечивает функционирование и рациональное использование информационной системы таможенной службы и таможенной логистики; заботится о надлежащем и единообразном выполнении всех нормативных актов, которые применяются при выполнении функций таможенной службы, и т.д.
Важность измерения эффективности логистического администрирования признается в литературе и на практике. Основная проблема заключается в идентификации репрезентативных входных и выходных переменных.