Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Семенова Е.С. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123333 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Семенова Евгения Сергеевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Мухамадиева Алсу Гусмановна
научный руководитель, старший преподаватель, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Семейное воспитание – это сложная система воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи благодаря усилиям родителей и близких. Зачастую на него влияют наследственность и биологическое здоровье родителей и детей, материально-экономическая обеспеченность, социальный статус, образ жизни, место проживания, отношение к ребенку. Все это органически связанно и в каждом случае проявляется по-разному [3, 499].

Важный этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе является обучение в школе. Это довольно сложный процесс формирования личности, обеспечивающий её образование, развитие, воспитание. Для практического обеспечения этого процесса необходимо иметь теоретически правильную оценку того, как происходит развитие подрастающего поколения, как формируется его личность[5, с. 273].

Проблема взаимоотношений между детьми и родителями привлекала и привлекает внимание значительного числа психологов различных направлений и школ. В данной области научная психология имеет существенное отставание от практики и особенно заметно это отставание в отечественной психологии.

Взаимодействие с родителями младших школьников – одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями. При этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте. Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т.к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка [2, с.61].

На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Арестова В.Ю. отмечает, что отношение родителей к ребенку отличает высокая психологическая напряженность и многообразность в их проявлениях. Наиболее частыми типами поведения являются: внимательное, тщеславное, боязливое, раздраженное, сердитое, общительное, приспособляющееся, сенсационное, уравновешенное, упорное, настойчивое, постоянное, уклончивое, уверенное и обнадеживающее [1, с. 38].

Эти типы поведения не выявлены в чистом виде, но дают бесчисленное множество сочетаний. Сложившуюся в семье систему отношений к ребенку принято называть родительскими установками. Это установки, которые играют решающую роль в психоэмоциональном развитии детей, приводя либо к успеху, либо к неуспешности ребенка в дальнейшем.

Особенности родительского отношения и стиль родительского воспитания являются одним из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации. На сегодня современные исследователи рассматривают родительское отношение как прочное явление, включающее амбивалентные элементы чувственно-ценностного отношения, характеризующееся любовь и принятием, но в то же время требовательностью и контролем со стороны родителя.

Сформированные у родителя представления определяют способ общения с ребенком и характер приемов воздействия на него, что и воплощается в модели родительского стиля воспитания. Данный факт в своих трудах отмечает Попова О.А., утверждая, что в основе стиля семейного воспитания лежит отношение родителя к ребенку, которое представляет эмоциональное принятие, оценочную позицию, установку и выражается в поведении родителя [4, с. 101].

Стиль родительского отношения – это сочетание различных моделей поведения родителя, которые в разнообразных нестандартных ситуациях будут проявляться в большей или меньшей степени. Именно такой нестандартной, даже стрессогенной, ситуацией оказался переход образовательного поля в «домашнее» пространство в условиях тотальной неготовности школы и семьи к подобному формату взаимодействия.

Успешное обучение – залог психического здоровья школьников, о сохранении которого говорит все сообщество психологов и педагогов. Как и в младшем школьном возрасте, успехи в воспитании и обучении можно определить, как определенные достижения ребенка в общественно значимой деятельности и их признание другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, коллективами).

В то же время нельзя не учитывать успехи взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успехи его участников взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь известно, что период начала школьного обучения для ребенка сложен, именно поэтому значительное число авторов подчеркивает важность детско-родительских отношений в этот период.

Родители, погруженные в бытовые проблемы, занятые работой, занятые многочисленными обязанностями, часто не имеют времени и сил, чтобы проводить время вместе со своим ребенком. Отсутствие общения и взаимодействия приводит к отсутствию знаний и четких представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития

 

Список литературы:
1. Арестова В.Ю. Исследование эмоционального состояния младших школьников / В.Ю. Арестова, В.И. Бычков // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. – С. 38.
2. Гуркова А.А. Влияние семьи на процесс обучения младших школьников / А.А. Гуркова, Я.Э. Цаболова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 12-1. – С. 60-62. 
3. Гусейнов Р.Д. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в аспекте взаимодействия педагога-психолога с родителями младших школьников / Р.Д. Гусейнов, Э.А. Пирмагомедова // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). Сборник материалов V международной научно-практической конференции. Махачкала - Грозный, – 2020. – С. 499-502.
4. Попова О.А. Специфика процесса обучения младших школьников под влиянием семьи / О.А. Попова // Научное и методическое обеспечение развития сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия). сборник статей научно-практической конференции, посвященной 100-летию образования Якутской АССР. Арктический государственный агротехнологический университет. – 2022. – С. 101-103.
5. Семякина Е.Д. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста / Е.Д. Семякина, П.И. Васильева // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 1. – № 6 (18). – С. 272-278.