Статья:

СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Харченко А.С. СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123375 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Харченко Анастасия Сергеевна
студент, кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

THE SPECIFICS OF THE ANALYSIS OF WORKS OF ART OF VARIOUS GENRES IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Anastasia Kharchenko

Student, Department of Theory and Methodology of Teaching Philological Disciplines Branch of SSPI in Essentuki, Russia, Essentuki

 

Аннотация. Исследование посвящено специфике анализа художественных произведений различных жанров в начальной школе.

Abstract. The study is devoted to the specifics of the analysis of works of art of various genres in elementary school.

 

Методика чтения произведений различных жанров в начальной школе имеет сложную историю развития, ее спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Главная цель школьного обучения - формирование личности обучающегося. Чтение как учебный предмет, особенно в начальной школе, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественные произведения различных жанров, которые несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщают ребенка к духовному опыту человечества, развивают его ум, облагораживают чувства. Чем глубже и полнее воспринято младшим школьником то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает.

Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению в начальной школе образовательная программа выдвигает задачу обучения восприятию различных жанров художественного произведения.

М.С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу различных жанров художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет.[2] Такой способ чтения сохраняется и закрепляется у детей даже в зрелом возрасте. Продолжая мысль М.С. Соловейчик пишет, что читатели из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А. Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом.[2]

Работы над произведениями различных жанров (сказки, рассказы, басни, стихотворения) на уроках литературного чтения проводиться:

1. Методика обучения младших школьников работе над произведениями различных жанров предполагает разноплановое их структурирование: на первом этапе предпочтительнее их тематическая организация, а на втором - пообразная. Такое структурирование позволяет своевременно сформировать у младших школьников сначала интерес к произведениям различных жанров как особому способу художественного видения окружающего мира, а затем возбуждать у детей интерес к разностороннему осмыслению одного и того же явления (образа) в разных ситуациях для более глубокого постижения его сущности, чтобы запечатлеть эту сущность и сделать ее неотъемлемой частью своего мировосприятия.

2. Для постижения темы и идеи любого произведения различного жанра необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, нами разработан план рассказа о герое, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

3. Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений, басен, сказок, рассказов - один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка. Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. На наш взгляд, проанализировать произведения различных жанров дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм.

О важности обучения младших школьников восприятию различных жанров художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ произведений различных жанров должен быть направлен на выявление их идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведений [3].

В процессе чтения художественных произведений различных жанров у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний. Чтение художественных произведений различных жанров развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь обучающихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме [2]. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения различных жанров написаны литературным языком.

Чтение произведений различных жанров способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников [2].

На уроках чтения работа над каждым произведением проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет три этапа работы над произведениями различных жанров: первичный синтез, анализ, вторичный синтез [3]. При этом ведущей деятельностью обучающихся является анализ произведения под руководством учителя.

В современной методике при восприятии произведений различных жанров принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как любое произведение допускает возможность различных трактовок. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения [5]. Полноценное восприятие произведений различных жанров характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Решение этих задач достигается в начальной школе с помощью различных методов и приемов работы над текстом. При этом центральным этапом работы является собственно анализ произведения, так как именно целенаправленный анализ призван способствовать литературному развитию детей.

 

Список литературы:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. - М.: Баласс, 2001. – 218 с.
2. 3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2000. – 418 с.
3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2000. – 254 с.
4. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. - 2000. - №11. - С.19-25.
5. Джежелей О.В. Чтение и литература. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. - М.: Дрофа, 2001. – 218 с.