ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Со времен Древней Руси по настоящее время уделяется особое внимание малолетним детям, которые в силу своих жизненных трудностей нуждаются в поддержке государства. Дети являются особым объектом защиты за стороны нормативной базы страны, которая осуществляет контроль и надзор за такой деятельностью. Ежедневно НПА расширяются, включают в себя новые понятия и значения, благодаря которым определенные слои населения находятся под чутким присмотром. Согласно Конвенции ООН каждая страна должна помогать семьям, которые дают шанс малышам на воспитание. Родители и попечители в силу своих полномочий должны обеспечить ребенку достойный уровень жизни, вырастить из него человека, который при любых обстоятельствах мог бы позаботиться не только о себе, но и о своих близких. Привить любовь к своей Родине, людям, природе и животным. Заложить базовые принципы существования в обществе. [7]
Каждый год по отчетам Минсоцпросвещения России свыше 40 тысяч детей ставятся на учет в специализированные органы. Сотрудниками правоохранительных органов за год удается устроить более 98% от общего числа таких детей в приемные семьи (патронатную семью), оформить усыновление (удочерение), передать в специализированные учреждения. Выявление и учет ребенка является немаловажной частью органов опеки и попечительства. На мой взгляд наиболее важной функцией вышеуказанных органов является устройство детей. Российское законодательство предусматривает ряд мер по устройству несовершеннолетних. Одним из них является опека и попечительство. Основной целью является не только содержание, воспитание и образование, а также защита прав и законных интересов детей. При такой форме государство дает возможность ребенку проживать в условиях, относящихся к проживанию в семье (приемной семье), а также обеспечить контроль за осуществлением принадлежащих ему прав и обязанностей. Изучение данного института позволяет найти новые пути к решению проблем, возникающих при осуществлении данной деятельности.
На основании статьи 145 СК РФ дается характеристика недееспособного лица, в отношении которого установлена опека (попечительство) и он в силу сложившихся обстоятельств не может руководить своими действиями, а также отвечать за них согласно законодательству. [1] Также можно выделить еще ряд фактов, на основании которых устанавливается опека и попечительство, а именно: если лицо, ограничено в дееспособности или признано судом полностью недееспособным. [4]
Федеральным законодательством предусмотрено назначение опекунов и попечителей. Немаловажный момент, процедура которого занимает достаточно большое время. Для того чтобы вышеуказанные лица приступили к исполнению своих обязательств требуется согласие и письменное заявление по месту жительства лица, нуждающегося в родительском попечении. Предусмотрены случаи назначения законных представителей по месту их жительства. [3] Органами исполнительной власти может быть назначена предварительная опека (попечительство), которая вступает в законную силу при составлении определенного акта. [7]
Гражданский кодекс наряду с вышеуказанным НПА предусматривает аспекты назначения опекунов и попечителей. Не каждый гражданин может стать законным представителем ребенка. Ими могут выступать только полностью дееспособные лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут выступать граждане, лишенные родительских прав, а также лица:
- имеющие судимость;
- в отношении которых было или может быть возбуждено уголовное дело;
- с непогашенной или непогашенной судимостью за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- не прошедшие обучение в соответствии с положениями Закона о семейном праве;
- состоящие в однополом браке, где разрешен такой союз;
- не состоящие в браке;
- страдающие алкогольной, наркотической или иной зависимостью;
- опека над которыми была приостановлена;
- ограниченные в родительских правах;
- бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено по причине совершения лицом преступления. [1]
Семейный Кодекс при осуществлении вышеуказанной деятельности устанавливает определенные требования к опекунам и попечителям. [8] Статья 148.1 СК РФ и статья 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве» характеризует правомочия вышеуказанных лиц в отношении несовершеннолетнего лица, оставшегося без попечения родителей. В настоящее время с каждым днем вносится ряд изменений в действующее законодательство. С течением времени изменяется и порядок предоставления материалов, приобщающихся к делу, которые обеспечивают правовые гарантии. Российское законодательство в ХI веке не стоит на месте. Цифровая модернизации коснулась и правовых сфер общества.
К информационным системам по сей день прибегают не только граждане, но и различные правовые органы. По словам российских ученых правоведов Н.Н. Черногора и М.В. Залоило законотворческая деятельность Российской Федерации в рамках реализации современных цифровых технологий и совершенствование юридической деятельности за счет возможностей трансформации правотворческого процесса становится упорядоченной. [6] Нельзя не согласится с мнениями авторов, ведь каждое нововведение находит свое отражение на цифровых носителях в сети Интернет. Не смотря на данное высказывание точки зрения многих ученых разные. С одной стороны, юристы, правовые деятели, преподаватели в области права поддерживают такие изменения в законах, другие же поднимают дискуссию по этому поводу. Но можно сделать вывод, исследуя судебную практику, где были затронуты вопросы применения норм, подлежащих цифровизации, мы можем заметить положительную динамику, которая позволила правоохранительным органам заручиться поддержкой и избежать казусов в решении тех или иных вопросах.
Одной из приоритетной задачей государства является обеспечение достойного будущего детей. На всей территории России, да и в целом мире заметен рост брошенных детей, лишенных внимания своих родителей. Над такими лицами осуществляется особый контроль всеми органами власти. По Указу Президента должна быть создана процедура защиты не только детей, но лиц, которые готовы всеми силами и возможностями помощь им. [2] Своевременная квалифицированная помощь в разъяснении тех или иных прав сторонам поможет сократить процедуру поиска таких лиц, а также выстраивания быстрого маршрута к достижению счастливого будущего. С детства каждый ребенок хочет пристального внимания к себе, любви и заботы. Родительское попечение и воспитание выращивает и формирует личность в ребенке для того, чтобы когда он вырастет мог с легкостью выбрать свой путь где учиться, работать и жить. В связи с этим создается множество инструментов, чтобы достичь этого. Государство заботится о своих потомках и делает все возможное к приумножению и сохранению здорового поколения. Здоровая молодежь является будущим любого государства, благодаря ей будут развиваться и совершенствоваться все отрасли жизнедеятельности.
Опекуны и попечители несут большое количество прав и обязанностей в отношении такого лица. Зачастую бывают случаи, когда вышеуказанные лица злоупотребляют своими полномочиями. Совершенствовать нормы законодательства в этом случае было бы целесообразно. Для того, чтобы защитить интересы детей необходимо установить такую норму, которая бы предусматривала обязательную отчетность опекунов и попечителей о своих подопечных. В статьях НПА предстоит закрепить письменную форму отчета с возможность предоставления видеоматериалов, которые будут отражаться в деле ребенка.
На основании вышеуказанного было бы целесообразно дополнить ст.148.1 Семейного Кодекса Российской Федерации пунктом 9 и ст.15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» пунктом 8, в которых бы содержались следующие положения: «Опекун или попечитель обязан ежеквартально предоставлять отчет в письменной форме с возможность предоставления видеоматериалов в органы опеки и попечительства в отношении подопечного лица. В случае, если отчетность не была представлена в указанный срок, то органы опеки и попечительства немедленно должны произвести проверку в отношении таких лиц. Примечание: видеоматериалы должны быть предоставлены на съемных носителях (CD, DVD, флеш-карты, флешки)», и изложить статьи в следующих редакциях:
«Статья 148.1. Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка
- Опекун или попечитель обязан ежеквартально предоставлять отчет в письменной форме с возможность предоставления видеоматериалов в органы опеки и попечительства в отношении подопечного лица.
В случае, если отчетность не была представлена в указанный срок, то органы опеки и попечительства немедленно должны произвести проверку в отношении таких лиц.
Примечание: видеоматериалы должны быть предоставлены на съемных носителях (CD, DVD, флеш-карты, флешки).»
«Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей
- Опекун или попечитель обязан ежеквартально предоставлять отчет в письменной форме с возможность предоставления видеоматериалов в органы опеки и попечительства в отношении подопечного лица.
В случае, если отчетность не была представлена в указанный срок, то органы опеки и попечительства немедленно должны произвести проверку в отношении таких лиц.
Примечание: видеоматериалы должны быть предоставлены на съемных носителях (CD, DVD, флеш-карты, флешки).»
Специалистами в области права ежедневно вносятся правки в действующее законодательство. В следствии этого в интересах защиты опекунов и попечителей во избежание проблем при решении возникающих вопросов необходимо в полной мере определять и разъяснять права и обязанности лиц, вступающих в такие правоотношения. Закрепляя новые поправки в действующее законодательство, мы даем толчок к развитию данной отрасли права. С быстром ростом изменения всех сфер общества государство не стоит на месте, оно выражает свою потребность в изменении и внедрении чего-то нового и еще неизведанного.