Статья:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карсакова О.Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125494 (дата обращения: 22.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Карсакова Ольга Юрьевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Литературное чтение как остальные школьные предметы показывает свою эффективность, только при условии, если он будет интересным для школьников. В данном возрасте дети предпочитают творческие задания, поэтому интерес к литературному чтению повышают применением данного типа заданий в образовательном процессе [3].

Таким образом, учителю необходимо так проработать и организовать учебный процесс, что бы младшим школьникам хотелось принимать участие в выполнении творческих заданий, а так же придумывать и создавать данные задания самостоятельно.

В разработке с последующим разрешением этой проблемы участвовали такие психологи и педагоги, как Н.Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Н.Г. Морозова и другие [1, с. 134].

Чтобы разработать проект, необходимо следовать определенным требованиям к его содержанию и оформлению. Структура проекта включает следующие разделы:

I. Введение:

- Обоснование необходимости разработки проекта; значимость выбранной темы, ее актуальность; цели и задачи; участники проекта.

- Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.

- Педагог указывает образовательные, воспитательные и социальные задачи, которые он будет решать на протяжении реализации проекта.

II. Основная часть:

- Теоретическое обоснование проекта представляет собой реферативное исследование (аналитический обзор литературы, концепций, фактов с целью выявления педагогических идей, требующих проектного воплощения).

- Проектная часть представляет практическое обоснование проекта (конкретное описание предстоящей деятельности педагога; прогнозируемые результаты; описание методик обучения, воспитания и развития обучающихся; вид и количество печатной продукции).

III. Заключение: перспективы внедрения проекта или его составных частей в собственной профессионально-педагогической деятельности.

IV. Список литературы.

Приложения: схемы, таблицы, графики, анкеты и результаты их обработки, психолого-педагогические диагностики, планы мониторинга, тематика публикаций и т.д.

Для развития системы организационно-методического обеспечения проектной деятельности младших школьников отмечались следующие условия:

− уровень квалификации педагогических и иных работников начальной школы;

− проводимое самим педагогом самообразование, расширение собственных знаний и умений, регулярное повышение квалификации и развитие профессиональных компетенций.

В ходе реализации проекта по развитию творчества младших школьников на уроках литературного чтения должно происходить изменение позиции учителя.

Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Так же педагогу необходимо переориентировать свою работу и работу обучающихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Длительность выполнения проекта или исследования на уровне начального общего образования целесообразно ограничить несколькими неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Разделение деятельности учителя и учеников представлено ниже:

Деятельность учеников:

  • вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач;
  • анализируют проблему;
  • разбиваются на группы;
  • распределяют роли;
  • планируют работу;
  • выбирают форму презентации результатов.
  • Деятельность учителя:
  • формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи;
  • предлагает: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность;
  • знакомит с различными формами презентации результатов.

В отношении возможностей применения на учебных занятиях проектного метода по развитию творчества младших школьников на уроках литературного чтения следует избегать схематической отработки отдельных характерных признаков проекта [2, с. 59].

Рекомендации для педагога уровня начального общего образования по организации проектной деятельности по развитию творчества младших школьников на уроках литературного чтения:

- Стремитесь развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.

- Ориентируйтесь в ходе урочно-внеурочных занятий больше на процесс исследовательского поиска.

- Учите детей выявлять связи между учебными предметами, событиями и явлениями.

– Формируйте у детей культуру умственного труда, способности добывать информацию и знания, умения анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию.

- Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно.

- Обучайте младших школьников анализу учебных ситуаций и решению проблем исследования.

- Оценивая, помните, что лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.

Для успешного осуществления проектной деятельности в учебном процессе требуется серьёзная подготовка учителя к планированию и организации учебного и внеклассного проектирования, создание дидактического, методического и материально-технического обеспечения эффективного формирования познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения [2, с. 59].

С этой целью учителю необходимо учесть возможности учебного материала, межпредметные и внутрипредметные связи в содержании с целью формирования системы знаний в содержании учебных предметов и научной картины мира у учащихся;

  • сформировать основные задачи, упражнения, способы действий, которые дети должны выполнять на каждом этапе выполнения проекта;
  • продумать и определить индивидуальные для каждого ученика задания в содержании проекта, чтобы они были каждому под силу;
  • определить обучающие, развивающие цели проекта;
  • определиться с содержанием проекта, а для этого следует отобрать в соответствии с темой проекта учебный материал по содержанию и объёму.

На заключительном этапе необходимо обобщить результаты проектной деятельности, подвести итоги, провести повторную диагностика, провести анализ полученных результатов.

Совместно с детьми провести рефлексию деятельности и дать оценку полученным результатам.

 

Список литературы:
1. Громова А.О., Зотова Т.Н., Приёмы и методы формирования познавательной деятельности на уроках литературного чтения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2 томах. 2017. С. 134-135.
2. Лескова, Т. Ю. Роль проектного метода в формировании универсальных учебных действий младших школьников / Т. Ю. Лескова // Современная школа : сборник научных трудов / МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. – Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2021. – С. 58-62.
3. Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) : СБОРНИК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СТАТЕЙ / Министерство образования Республики Дагестан; Городское управление образования г. Махачкалы; МБОУ «Гимназия № 13» г. Махачкалы. – Махачкала : ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2018. – 238 с.