ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД КРИЗИСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД КРИЗИСА
Основной потребностью человека, по мнению гуманистической концепции личности - это саморазвитие и стремление к самовыражению.
Самоактуализация, являясь предметом обсуждения в научном плане достаточно сложна с междисциплинарной точки зрения. Однако психологическая сторона вопроса является ведущей по вопросу возможности и условий реализации потенциала человека. Самоактуализация личности в современной психологии рассматривается с разных ракурсов. Развивающий процесс
самосовершенствования осуществляется за счет внутренней активности, а не только использование ресурсов для достижения основной цели человека-развития. Известный ученый Абрахам Маслоу сказал: «Если вы намерены быть меньше, чем вы способны быть, предупреждаю вас, вы будете глубоко страдать всю оставшуюся жизнь».
Самоактуализация является специфическим видом деятельности и относится креалистичному процессу развития и саморазвития человека. Самоактуализация относится к процессу, в ходе которого человек как активный субъект систематически трансформирует свое восприятие себя и мира и свой жизненный замысел и занимается деятельностью, направленной на саморазвитие, чтобы раскрыть и реализовать весь свой потенциал для себя и общества. Это достигается путем осознанного выбора, способствующего развитию и росту во всех жизненных ситуациях, и действия в соответствии с этим выбором. Главным критерием подлинности достижений и правильности выбора является пиковый опыт, который доказывает истинную ценность выбранных жизненных стратегий. Взгляды зарубежных психологов,таких как К.Роджерс и В.Франкл, практически единодушны относительно феномена и природы самоактуализации и специфики, скоторой она проявляется в жизни человека.
В современном мире стремление к самореализации наталкивается на множество внутренних и внешних препятствий, которые неизбежно повышают психологическую и эмоциональную напряженность и требуют расхода адаптационных ресурсов.Темпы нынешнего прогресса предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться, а дальнейшее давление на адаптивные механизмы подвергает человека угрозе переутомления, дисфункции, неврозов и попыток любым способом уйти от реальности.
Кризис середины жизни - это переоценка ценностей и критический анализ самого себя. Решаются моральные вопросы, появляются первые признаки неудовлетворенности уровнем профессионального развития, ухудшается здоровье, снижается красота и физические способности, отдаляются отношения с семьей и взрослыми детьми. Симптомы в кризисных ситуациях характеризуются скукой, переменами на работе или в отношениях с партнером, явным насилием, саморазрушительными мыслями и поведением, нестабильностью отношений, депрессией, тревогой и повышенной компульсивностью. За этими симптомами стоят два факта: наличие больших внутренних сил, которые оказывают очень сильное давление изнутри, и повторение прежнего поведения, которое подавляет эти внутренние импульсы и сопровождается повышенной тревогой. Подобно тому, как каждый человек обладает разными личностными качествами, разными способностями и играет различные простые и сложные роли, каждый переживает кризис середины жизни в разное время. У каждого человека есть личные ценности, которые придают смысл его внутреннему миру, его потребностям и всему, с чем он сталкивается, формируя установки и смысловые структуры.
Конструктивная жизнь через кризис середины жизни происходит благодаря новому становлению личности – самореализации.
В своей эпигенетической теории жизненного цикла Э. Эриксон говорит о развитии личности на протяжении всей жизни. В отличие от кризисов детства и подросткового возраста, кризисы середины жизни изучены не так хорошо. Развод, невроз, неудачи в карьере, алкоголизм и самоубийство - наиболее распространенные периоды. В этот период редко возникают серьезные проблемы. Развитие личности в зрелом возрасте - один из самых сложных и малоизученных вопросов. Неясность терминологии, размытость временных границ и описание этапов взрослой жизни, особенно середины жизни, иллюстрируют сложность и неразработанность этого вопроса. В этом контексте возрастает важность глубинного осмысления самореализации в кризисе середины жизни, поскольку она влияет на конструктивный характер жизни через процесс саморазвития.
Маслоу связывает этот возраст с потенциалом максимального интеллектуального и личностного развития. В зрелом возрасте на первый план выходит потребность реализовать свой потенциал и выполнить свое призвание, т.е. самоактуализация. Поскольку в этот период человек наиболее интегрирован в социальную жизнь, его характеристики, связанные с самоактуализацией, оказывают значительное влияние на состояние общества. Высокая степень личностной зрелости, психическое здоровье и самоактуализация являются важными факторами, определяющими качество жизни в этот период, когда люди наиболее активны и готовы к работе, когда расцветает умственная продуктивность. С момента возникновения кризиса среднего возраста должны существовать определенные характеристики самореализации индивида в этот период. Однако существующие исследовательские данные об этих характеристиках немногочисленны и разрозненны.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что тема актуальна для ее подробного изучения.