РАЗВИТИЕ БРЕНДА ГОРОДА КОЛОМНА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
РАЗВИТИЕ БРЕНДА ГОРОДА КОЛОМНА
Аннотация. В данной статье затронута тема исторического развития бренда города Коломна, основные атрибуты узнаваемости города и история их происхождения.
Ключевые слова: Коломна, бренд, Коломенский кремль, Коломенская пастила, музей Коломенской пастилы, Коломенский калач, Музей трамваев, Дмитрий Донской, Куликовская битва.
Каждый город имеет свою историю, свои отличительные черты, которые поддерживаются и продолжат развиваться в городе, что-то остается и укореняется, а что-то привносится нового – все это называется бренд территории - восприятие региона в воображении целевой аудитории, какие ассоциации связаны с городом, какие объекты создают и формируют знание о территории. В данной статье будет рассматриваться бренд города Коломны: какие объекты формируют имидж города, исторические аспекты, которые создают известность.
Коломна – небольшой подмосковный город, население которого на 2023 год составляет 133 019 человек, согласно исследованиям, первое упоминание города датируется в 1177 году в Лаврентьевской летописи. На тот момент город был известен как пограничный пост Рязанского княжества. Расположен он всего в 101 км от Москвы, что довольно близко, также эта близость ощущается тем, что именно в Коломне Москва-река переходит в другую довольно крупную реку Оку, крупнейший и наиболее многоводный правый приток Волги, который является для Коломны важным стратегическим объектом, на котором расположен знаменитый речной порт. Также интересный факт о расположении города: она находится примерно посередине между Москвой и Рязанью. Хоть город и маленький, но уже многие годы хранит статус промышленного центра и транспортного узла. Также 20 мая 2021 года городу указом Президента Российской Федерации было присвоено звание «Город трудовой доблести».
Как и в любом городе исторические факты, объекты культуры, событие, интересные блюда и т. п. формируют бренд города и развивают его, а также развивают его узнаваемость и имидж не только для туристического сегмента, но и для местных жителей – это называется территориальный брендинг.
Соответственно и в Коломне также есть устоявшиеся элементы бренда, которые, развиваясь, создали довольно положительный имидж города. Историческое расположение города Коломны между двумя сильными княжествами – Московским и Рязанским, а сейчас между крупными городами - Коломной и Рязанью образовали у Коломны привлекательность, как города комфортного для жизни и находящегося довольно близко к столице, при этом не являясь каким-то крупных городом, чему также свидетельствует появление большого количество новостроек.
История города, связанная с Куликовской битвой, а именно место сбора войск Дмитрия Донским, также в городе есть посвященный ему памятник, также важным событием стало его венчание в Церкви Воскресения Словущего, что в Крепости, в Коломне. Все эти факты являются причиной узнаваемости города и привлекает ежегодно большое количество туристов.
Но в городе не только исторические факты формируют бренд города. Самым узнаваемым понятием для туристов, если говорить в контексте Коломны, — это Коломенский Кремль. Это самый явный представитель понятия «бренда».
Коломенский кремль – самая популярная постройка в городе, находящаяся в исторической части города, которую местные называют «Старый город». По конструкции он очень похож на Московский Кремль. Данный объект архитектуры строился на протяжении 6 лет. Дизайн Коломенского Кремля разрабатывали итальянские мастера. Началом истории кремля можно считать дату 25. 05. 1525 года, когда Московский князь Василий III издал указ на постройку, а закончили строительство архитектурного памятника 15.08.1531 года. Благодаря исследованиям, которые проводились в городе Коломна, известны имена архитекторов, проводивших работы над конструкцией: Алевиз Новый, а с августа 1528 года и Петрок Малый.
Раньше Стены Коломенского Кремля насчитывали 16 башен, некоторые из которых имели ворота (3 башни), охватывающие территорию в 24 гектара, в длину стены насчитывали два километра. Башни были разных видов: многогранные (круглые), четырёхугольные и комбинированные (например, у Грановитой башни с одной стороны 4 грани, а с другой стороны 6 граней). К Москве-реке выходило особое сооружение – Тайник.
Описанный выше объект является самым популярным среди туристов, люди из многих городов приезжают в город Коломна, чтобы посетить экскурсионное мероприятие по Башням.
Важно отметить, почему Коломенский Кремль – это элемент именно бренда города? Ответ на этот вопрос кроется в том, что на настоящий момент, посетив Коломенский кремль можно увидеть лишь 7 башен:
- Грановитая башня Коломенского кремля, названная так из-за того, что с одной стороны она имеет 4 грани, а с другой 6 граней.
- Коломенская башня, которая среди населения Коломны более известна как Маринкина башня
- Михайловские подъемные ворота Коломенского кремля, которые находятся в прясле между Грановитой и Маринкиной башней
- Погорелая (Алексеевская) башня Коломенского кремля, которая названа так из-за случившегося с ней пожара
- Пятницкие ворота Коломенского кремля
- Семеновская башня Коломенского кремля
- Спасская башня Коломенского кремля
- Ямская (Троицкая) башня Коломенского кремля
Высота этих башен в диапазоне от 24 до 31 метра. Коломенская башня имеет прясло, соединяющее ее с Грановитой башней, также Ямская башня имеет прясло, высота этих прясел находится в диапазоне от 18 до 21 метра, толщина от 3 до 4,5 метров.
Можно сделать вывод, что от Коломенского Кремля мало чего осталось, но памятник архитектуры до сих привлекает туристов и является лицом города, в том числе за счет своего расположения в исторической части города, за счет легенд, которые ходят вокруг известной Маринкиной башни.
Следующим не менее известным ассоциативным элементом, связанным с город Коломна, является коломенская пастила, под чем подразумевается как Музей, так и музейная фабрика, располагающаяся рядом с коломенским кремлем.
Становление выражения «коломенская пастила» имеет также исторические причины. В России после XVI века стали образовываться продукты и блюда, которые закреплялись в сознании людей в связи с местом своего происхождения. Среди таких продуктов можно выделить всем известные владимирские или тульские пряники, суздальские огурцы и прочую продукцию.
Коломенская пастила тоже стала таким местным «брендом». Отличие
коломенской пастилы от домостроевской (сборник традиционных русских рецептов) очень велико, что делает ее совершенно особым продуктом. Отличие Коломенской пастилы состоит в использовании белка куриных яиц и сахара вместо патоки, а технология ее приготовления, следующая:
- Яблоки закладывались в печь и выпекались.
- Их необходимо было протереть через сито.
- Добаляются взбитые куриныые белки в яблочную массу, и все это перемешивается.
- Самое важное – это добавление сахара при этом сохраняя процесс перемешивания получившейся массы.
- Последний пункт – это заполнений получившейся массы по формам и запекание ее в печи, которая уже начала остывать.
Общим условием появления местных специалитетов, и коломенской пастилы – это естественно налаживание торговых связей Коломны с другими регионами по всей России.
Соответственно, для образования такого необычного вида пастилы, который позже стал брендом города, город Коломна имел необычные условия, а именно наличия самых больших яблочных садов, о которых было известно во всех соседних городах, а в 17 веке Коломна стала центром русского садоводства. В 18 – начале 19 века Коломенские сады продолжали быть известным атрибутом города. Так, в 1773 году на территории Коломны находилось большое количество яблоневых и вишневых садов, а именно 487 штук.
На сегодняшний день от яблоневых садов ничего не осталось, коломенская пастила ограничивается небольшой фабрикой и музеем-магазином, который ежегодно посещает огромное количество туристов, так как, несмотря на не такие большие размеры производства, город Коломна все равно продолжает ассоциироваться с коломенской пастилой.
Следующим, не менее интересным и известным символом города является Коломенский калач – пшеничный хлеб, имеющий необычную форму в виде кольца с отверстием, либо же форму замка: более пышную нижнюю часть и как бы небольшую ручку. Брендовым аспектом города – это стало опять же благодаря историческим причинам, так как Коломна ранее была не только центром садоводства, но и предполагала прохождение через город поставок муки всех видов и сортов из-за наличия пересечения двух рек Москвы-реки и Оки, которая в свою очередь далее впадает еще в более крупную реку Волгу. Соответственно у коломенских пекарей была возможность экспериментировать с рецептами и производить одни из самых вкусных калачей, которые даже поставлялись в Москву. Но на самом деле магазин и музей в Коломне появились не так давно, а всего лишь в 2013 году, как и данный бренд аспект сформировался в полном мере и стал методом привлечения туристов.
Самой неочевидной особенностью города является трамвайное движение, которое сейчас также преобразовалось в небольшой символ города и имеет экскурсионные заезды и даже музей.
Почему это все-таки стало особенностью? Все благодаря тому, что трамвайная линия города Коломны является единственной во всей Московской области и даже в сравнении с Москвой можно увидеть кардинальное отличие: трамваи имеют отдельную линию движения, сепарируясь от автомобильного движения, то есть трамвайные пути не проходят по одной дороге с автомобилями.
Появление, как и сохранение трамвайного движения связано с наличием в городе большого количества промышленных предприятий:
- Коломенский завод – единственный в России завод по производству современных магистральных пассажирских тепловозов.
- Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) – конструкторский и научно-производственный центр в области военной техники.
- Завод тяжелого станкостроения – предприятия, занимающееся машиностроением.
- Порт Коломна – предприятие, осуществляющее водные грузоперевозки по внутренним путям.
Трамвайная линия разработана так, чтобы сотрудникам этих предприятий было удобно добираться до рабочих мест.
Если говорить о музее Трамваев: в нем хранится коллекция из более 200 экспонатов, в числе которых и знаменитый Гонконгский двухэтажный трамвай, самые первые трамваи из тех времен, когда их было необходимо запрягать лошадями, а также паровые трамваи. Все это находится в Коломенском музее трамваев в виде небольших миниатюр и умещается в двух комнатах.
Последним элементов, ассоциируемым с городом Коломна, наверно, который менее распространен среди туристов, но является плотно связанным с историей, является связь города Коломна с куликовской битвой и князем Дмитрием Донским, которому поставлен памятник рядом с Коломенским кремлем.
Этот факт очень привлекает людей, связанных с историческими науками. А еще Коломна в конце лета 1380 года стала центром незабываемых событий.
Дмитрий Донской двинул сюда рать, чтобы идти на Мамая. Свидетелем этих событий стал район, который на настоящий момент называется «Девичье Поле».
В заключение можно сказать, что бренд города Коломны складывается из исторически сформировавшихся ассоциаций с данным местом, которые на данный момент активно поддерживаются со стороны администрации города, сохраняя внешний вид исторической части города.
Туристическая активность в городе растет с каждым годом, и в 2023 году выросла на 5% в сравнении с 2022, что говорит, что существующий бренд города и его расположение являются привлекательными и узнаваемыми несмотря на то, что город довольно маленький.