Статья:

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРССИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБОВИ К РОДИНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гатауллина З.М. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРССИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБОВИ К РОДИНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144575 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРССИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБОВИ К РОДИНЕ

Гатауллина Зульфия Мухтаровна
студент, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного Образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки"

Т.Г.Шевченко

 

Аннотация. Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: у них другие ценности и идеалы, они мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот фундамент,  на котором может выстраиваться духовность нашего подрастающего поколения, его будущее в лице детей и воспитанников. В данной статье мы выявим эффективность виртуальных экскурсий, как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, любовь к Родине, виртуальная экскурсия, старший дошкольный возраст.

 

В федеральной образовательной программе дошкольного образования  ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В ее содержании предъявляются требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны и умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно в этот период происходит формирование духовно – нравственных ценностей личности.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д.Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А.Козлова, М.Ю.Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л.Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В.Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

К.Д.Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

В.В.Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».

В современном обществе остро встал вопрос о необходимости целенаправленного патриотического воспитания подрастающего поколения, так как в последние годы о нем, а в целом и о нравственности забыли, как на уровне семьи, так и на уровне детского сада и школы. Патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания, то есть одним из внутренних стержней человека. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Нормативно – правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально - правового статуса патриотического воспитания. Роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации, как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни страны за последние годы; создание базы патриотического воспитания в системе образования.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.

Основными преимуществами виртуальной экскурсии перед традиционными являются следующие:

1. Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат - не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

3. Возможность просмотра в любое время.

4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

5. Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.

Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:

  • большого профессионального мастерства,
  • умения владеть собой в незнакомой обстановке,
  • держать внимание слушателей во время выступления.

Администрация музеев нередко запрещает «посторонним» вести в залах музеев экскурсионную деятельность. Вместе с тем, не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города. Также не представляется возможным в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.

Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:

– постановка цели и задач экскурсии;

– выбор темы;

– изучение литературы по данному вопросу;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– оцифровка фото и иллюстраций,

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

– подготовка речи экскурсовода;

– составление плана ведения экскурсии;

– показ экскурсии.

Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одному из объектов.

Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы.

Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);

2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);

3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями.

Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения нашей практики.

1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.

Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.

2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для использования рассказ.

4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

5. Работа с педагогами по подготовке виртуальной экскурсии.

Таким образом, виртуальная экскурсия является наиболее эффективным и доступным средством развития знаний об окружающем мире, родной стране и как следствие, воспитания патриотизма у старших дошкольников. Она обеспечивает взаимосвязь различных видов деятельности и осуществляет нравственно-патриотическое и экологическое воспитание. Экскурсия способствует формированию у подрастающего поколения наблюдательности, многостороннему и многогранному развитию личности. Она имеет большое значение для развития коллективистских навыков.

 

Список литературы:
1. Васильченко, Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко // Дошкольная педагогика. – 2019. - № 5. с. 6-7.
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. Общ. Ред. Н.В. Микляевой.- М.: издательство Юрайт, 2018. – 510 с.
3. Гладких, Л.П. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного        возраста / Л.П. Гладких //  Современный детский сад. - 2019. - № 4. - с.29-44. 
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от  05.10.2010 №795.
5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, В. А. Кондаков,  В. А. Тишков. – М. : Издательство «Просвещение», 2018
6. Деркач, Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л.Н. Деркач //Дошкольная педагогика. - 2019. - № 2. - с. 21-26.
7. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа: методическое пособие / Н. Г. Зеленова. - М: Издательство Скрипторий, 2020. - 104 с. 
8. Зеньковский, В.В. История русской философии В.В. Зеньковский. - М.: Академический Проект, Раритет, 2018. - 880 с. 
9. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова //- М., 2018. - 104с.
10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие.  /Н.Г. Комратова - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 208
11. Лихачев Д.С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев – М: Издательство КоЛибри, 2020. – 95 с.
12. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2019. – 144 с. 
13. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. Москва: Мол.  Гвардия 1979.  - 335 с.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Российская газета. – 2012. от  31 декабря. – №5976. – с. 2– 11.