Статья:

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Нигматуллина И.Э. РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 6(273). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/273/145002 (дата обращения: 27.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ

Нигматуллина Ирина Эдуардовна
студент, ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В советские времена наставничество является одним из важных и успешных методов обучения персонала, который эффективно способствует развитию профессионала на предприятии. Кроме того, эффективность семинаров, тренингов, проходящих во внутренней школе, возрастает, когда они дополняются наставничеством. Сегодня многие предприятия возрождают практику наставничества.

 

Ключевые слова: наставник, квалификация, персонал, методы обучения персонала, наставничество.

 

Обучать сотрудников методом наставничества в России начали еще в прошлом веке на производственных предприятиях, с целью «передачи передовых методов труда» новичкам. Большинство западных исследований по оценке эффективности данного способа обучения говорило в его пользу: наставничество считалось залогом успешной карьеры [2].

Наставничество – это такая форма работы, при которой более квалифицированный и опытный человек поручается более молодому и менее квалифицированному сотруднику, чтобы последний рос и развивался профессионально под руководством опытного друга.

Система наставничества нужна для того, чтобы:

  1. Повысить качество подготовки и квалификации персонала;
  2. Развить у новых сотрудников позитивное отношение к работе, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании;
  3. Сэкономить время руководителей подразделения на обучение новых работников;
  4. Предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги перед компанией;
  5. Снизить текучесть кадров, уменьшив количество сотрудников, уволившихся вовремя и сразу после испытательного срока [1].

Система наставничества позволяет новым сотрудникам не только быстро осваивать и затем качественно выполнять свои трудовые обязанности, но и легко адаптироваться к особенностям корпоративной культуры. За счет того, что наставник постоянно держит «руку на пульсе» и оценивает уровень своего ученика, не позволяя ему терять квалификацию. Иными словами, наставника можно назвать тренером, который играет вместе со своей командой. Таким образом, он внимательно следит за тем, что беспокоит менеджеров и какие, соответственно, существуют слабые места в системе обучения [3].

В отличие от других методов обучения, которые в такой же степени направлены на выработку у обучающихся специфических знаний и навыков, наставничество является более рациональным и выгодным, так как наставник лучше знает «продукт» и процесс. Ведь он несет ответственность за весь процесс обучения и сам моделирует программу, по которой будет обучать подопечных.

Рассмотрим преимущества наставничества перед другими методами обучения персонала:

  1. Нет дефицита внешних тренеров;
  2. Объективность и конфиденциальность;
  3. Использование собственного интеллектуального капитала организации, возможности для карьерного продвижения;
  4. Возможность более точного учета индивидуальных особенностей при определении темпа и содержания обучения;
  5. Широкие возможности предоставления обратной связи ученику со стороны наставника.

Еще одна причина, обуславливающая широкое возрождение системы наставничества, разумеется, экономическая. Затраты на квалифицированного штатного тренера приведут к увеличению фонда оплаты труда на стоимость одной штатной единицы [3]. Расходы на «содержание» наставника потребует лишь не значительной прибавки к заработной плате квалифицированного менеджера, который готов взять на себя эту функцию.

Но самое главное, что данный метод обучения, будучи особенно нужным в кризис, не потеряет актуальность при смене экономических условий и поможет работодателям не только грамотно с точки зрения финансов подходить к вопросу обучения персонала, но и создать ту самую необходимую «практико-теоретическую базу», которая смогла бы дать сотрудникам гораздо более широкое представление о профессии, чем то, поверхностное представление, которое существует из-за годами сформированных стереотипов о «простой работе, приносящей легкий доход» [2].

Ситуация, когда начальник одновременно является наставником, идеальна. Ведь работа начальника-лидера подразумевает не просто руководство через иерархическое положение, а передачу опыта и рост кадров. Руководителя, который одновременно является и квалифицированным наставником для своих подчиненных, уважают и ценят больше.[2].

Таким образом, наставничество является одним из наиболее эффективных способов обучения и развития персонала. Наставник помогает закрепить полученные сотрудником знания и быстро адаптироваться к рабочему месту. Главное преимущество наставничества в том, что оно не требует серьезных вложений, знания, приобретенные сотрудниками в процессе работы в компании, не теряются, а передаются от опытных сотрудников к новым.

 

Список литературы:
1. Веснин В.Р. Управление персоналом : теория и практика : учебник / В. Р. Веснин. - Москва : Проспект, 2010. - 688 с.
2. Володина Н.А. Адаптация персонала : российский опыт построения комплексной системы / Наталья Володина. - Москва : Эксмо, 2019. - 238 с.
3. Коробейников, О.П. Адаптация как важнейший элемент управления персоналом/ О.П. Корбейников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018 г. - №3 - с.12-13.