МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ В XX ВЕКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ В XX ВЕКЕ
Ряд приоритетных направлений государственной политики подверглись изменениям в связи с вызовами, обусловленными обострившейся геополитической ситуацией. В их числе отметим модернизацию образования. В послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года президент России В.В. Путин заявил: «А завтрашний день страны определят устремления нынешнего, молодого поколения. Его становление, его успехи и жизненные ориентиры, которые пройдут любую проверку на прочность – важнейший залог и гарантия суверенитета России. Продолжение нашей истории». Президент отметил, что современная молодежь выступает уже не столько наблюдателем, сколько активным участником внутренних государственных процессов [10]. Поэтому для формирования единого контекста развития страны и стимулирования грамотного развития молодежи были предложены инициативы в области образования и воспитания. Российское образование в наше время представляет собой развитую систему, настроенную на получение качественного образования, но так было не всегда. В этой связи, на наш взгляд, считаем актуальным обратиться к историческому опыту модернизационных процессов в образовании XX века. Поскольку XX век выделяется как период грандиозных перемен и масштабных событий, потрясших нашу страну и весь мир.
Во времена Российской империи система образования была подвержена ряду изменений и реформ и это не должно вызывать удивлений. С начала XX века в России продолжилась индустриализация и урбанизация городов. Для этого требовалось значительное количество квалифицированных и образованных кадров. Российская система общего образования на момент прихода Николая II на престол являлась лишь начинающим своё становление институтом. Осложняла ситуацию (на конец XIX века) сословность российского общества. В отличие от стран западной Европы в России к периоду конца XIX века – начала XX века не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании, хотя потребности производства требовали профессионально образованных работников (хотя бы обладающих грамотой и счётом) [6 с. 446]. Однако стоит отметить, что в период царствования Николая II, высшее и среднее образование в России стало улучшаться: наблюдалось увеличение количества высших учебных заведений и мест, где можно получить начальное образование. В 1894 году в России было 48 вузов и правительственная программа по развитию сетей школ, что свидетельствует о росте дореволюционной системы образования. Реформы образования направлялись на укрепление системы образования и повышение уровня образования в стране. Забота о детском образовании была одним из приоритетных направлений политики в области образования, что свидетельствовало о важности развития молодого поколения. Таким образом, в период существования Российской империи при Николае II достижения в образовании включали развитие высшего образования, укрепление системы образования и заботу о детском образовании. [8]
Однако есть и другая позиция в этом вопросе. Например, В. И. Ленин в 1913 году в своей статье «К вопросу о политике Министерства народного просвещения», где он анализировал данные из «Ежегодника России», пришел к выводу, что в России среди граждан старше 9 лет было всего 27% грамотных; и при этом в стране около 4/5 детей школьного возраста не учились. [4, с. 329] Из этого можно сделать вывод, что образование дореволюционных времен хоть и развивалось, но никак при этом не отвечало вызовам времени.
Рассматривая развитие системы образования в контексте событий Великой российской революции, согласимся с утверждениями Е. Г. Шаина, специалиста в области социальной работы и социальной педагогики, «Революции 1917 года в России и образование»
1) состояние образования – один из импульсов революций.
2) образование дистанцируется от революций.
3) образование, в силу своей консервативности (на момент 1917 года), против революций. [11, с. 66]
Анализируя события февральской революции, можно сделать вывод о том, что образование дистанцировалось от революции. Главной причиной массовых выступлений и выходов рабочих предприятий на улицы в Петрограде стали лозунги «Хлеба!» «Долой войну!» «Долой самодержавие!» [6, с. 453]. Недовольство уровнем образования не было главным предметом обсуждения. Однако большевики во главе с В. И. Лениным время «от февраля к октябрю» видели по-своему, ожидая второго этапа революции, при котором власть перейдёт от буржуазии к пролетариату и беднейшему крестьянству. Уже в апреле 1917 года была поставлена задача: уточнить программные требования партии большевиков (упоминалось и про образование). В материалах Ленина по пересмотру партийной программы говорилось, что конституция «демократической республики российской» содержала следующие программные положения, касающиеся образования:
1. Право населения получать образование на родном языке…; отмену обязательного государственного языка…
2. Отделение церкви от государства и школы от церкви; полную светскость школы.
3. Бесплатное и обязательное общее и политехническое… образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительном трудом.
4. Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.
5. Передачу дела народного образования в руки демократических органов местного самоуправления; устранение центральной власти от всякого вмешательства в установление школьных программ и в подбор учительского персонала; выборность учителей непосредственно самим населением и право населения отзывать нежелательных учителей… [4, с. 437-438].
Таким образом, большевиками был сделан акцент на развитии образования еще до прихода к власти. Деятельность Временного правительства всех составов была крайне неэффективной, в том числе вопросу образования не уделялось внимания.
Соглашаясь с выводами Е. Г. Шаина – «состояние образования – один из импульсов революций», рассмотрим в этом контексте события октябрьской революции. Лозунги большевиков и их декларации «О земле» и «О мире» стали лозунгом того времени. Объективно говоря, лозунги были самым настоящим популизмом и были направлены на 75% неграмотного населения. Однако рассматривая процесс модернизации образования, стоит отметить, что большевики, понимая своё шаткое положение на главенствующих позициях, решили сделать акцент на образовании, в отличии от своих «временных» предшественников для легитимизации своей власти. Для этого в 1919 году в РСФСР была проведена политика ликвидирования безграмотности (ликбез). Для координации работы по борьбе с безграмотностью в 1923 г. было создано добровольное общество «Долой безграмотность!» под руководством М.И. Калинина [9, с. 16]. Безграмотность в начале 1920-х годов проявлялась в неумении человека читать и считать.
Ликвидация безграмотности (ликбез) - крупномасштабная общественная кампания по просвещению населения и обучению грамотности, продлившаяся с 1919 г. до начала 1940-х гг. Цель кампании заключалась в массовом обучении книжной грамоте взрослых, детей и подростков. Советский Ликбез оказался самым масштабным социальным и образовательным проектом не только в истории России, но и Европы. [9, с. 16] Ликбез стал одним из главных достижений большевиков в сфере образования.
Для большевиков был важен вопрос юридического оформления новой советской школы. Партийная программа ВКП(б) провозглашала: «Школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Новая советская школа должна была стать открытой, гибкой и способной подстраиваться под конкретные условия. Планировалось уделять особое внимание физическому и эстетическому воспитанию детей. Однако же во многих населенных пунктах школы «нового типа» не только не открывали, но и что ещё хуже – закрывались школы, основанные еще в XIX веке. Должность преподавателя становилась выборной, отменялись учительские категории и звания. Школьный коллектив, включая учителей и учеников, должен был превратиться в коммуну свободных и равных личностей, объединяющихся в группы и кружки вне зависимости от статуса преподавателя или ученика. Так ребенок становился бы полноценным субъектом образовательного процесса. [7, с. 69-70]. Но школы такого типа в общесоюзном масштабе не были достаточно эффективными.
В особенностях образования периода второй четверти XX века отметим его стандартизацию, централизацию управления, внедрение единых методических подходов и принципа равенства образовательных возможностей для всех граждан. В том числе сделаем акцент на внедрении идеологического воспитания. Процесс централизации образования проявился в унификации школьных программ и учебных планов и оказал значительное влияние на всю систему образования СССР. Но появились такие проблемы, как отсутствие гибкости в учебном процессе, неспособность учитывать индивидуальные потребности учащихся и ограничение разнообразия образовательных методик [7]. Этот процесс, в сущности, явился противоположным партийной программе ВКП(б) от 1919 года. Однако программа унификации школьного образования не была некачественной. Процесс стандартизации начался наравне с установлением на XIV съезде ВКП(б) в 1925 году политики индустриализации (начало индустриализации юридически закрепилось к 1927 году). Главное внимание уделялось реконструкции старых промышленных предприятий и постройке новых заводов [5, с. 496]. Для этого были нужны квалифицированные кадры в самые кратчайшие сроки, именно поэтому вместо гибкости в системе образования быть выбран путь унификации, который проявился в стандартизации учебных планов и школьных учебников. Также в июле 1929 года был утвержден план подготовки кадров на первую пятилетку, который предусматривал дополнительное открытие областных курсов по переподготовке работников юстиции. С начала 30-х гг. по мере складывания командно-мобилизационной системы управления школа стала ее важнейшим идеологическим инструментом. [5, с. 4]
Стоит также отметить и то, что заключительным этапом в борьбе за грамотность населения стала культурная революция, в ходе которой в СССР вводилось всеобщее начальное образования. Введение всеобщего начального образования в 1930 г. способствовало широкому распространению грамотности в России. Вместе с тем в 1930 были также пересмотрены задачи ликбеза: курс изменился на борьбу с малограмотностью [9]. Произошли крупные изменения в образовании, включая переход школы на предметные программы, улучшение качества обучения, создание устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. В системе высшего образования был установлен новый план приёма в высшие педагогические заведения – четырехгодичные и двухгодичные институты. Больше внимание уделялось комплектованию общественных библиотек, учреждению трестов школьного строительства, которые занимались реализацией планов по строительству новых школ. [5, с. 5].
В 1940-е годы в СССР модернизация системы народного образования продолжала развиваться. Во-первых, отметим расширение доступности образования в этот период. Продолжалось усилие по расширению доступности образования для всех слоев населения. Были предприняты шаги по увеличению числа школ и учебных заведений, что способствовало повышению грамотности и образованности населения. Во-вторых, улучшилось качество образования, что проявилось в совершенствовании учебных программ, методик преподавания и кадрового состава педагогов. Эти меры способствовали эффективной подготовке специалистов. В-третьих, развитие национальных языков и письменности стали важным аспектом в модернизации образования, что позволило сохранить и развивать культурное наследие различных этнических групп. В-четвертых, в 1940-е годы начали активно внедряться новые технологии в образовательный процесс, что сделало обучение более современным и эффективным. Использование новых методик и средств обучения стимулировало развитие системы народного образования. Было установлено общее семилетнее образование.
Таким образом, итогами второй четверти XX века в сфере образования стали переход от неграмотной крестьянской России к стране учёных, инженеров и трудящихся; созданию новой социалистической культуры; значительному улучшению грамотности (в широком смысле); изданию закона о всеобщем начальном образовании в СССР от 1930 года.
В 1958 году начались реформы образования, которые были нацелены на реорганизацию школьного образования. Реформы отразились и на высшем образовании. Идеологически они подкреплялись шестой «пятилеткой» (пятилетним планом) 1956-60 годов. Цель пятилетки заключалась в модернизации и увеличении социального и экономического благосостояния СССР. В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Важно отметить, что с 1950-х гг. вопрос грамотности уже был решен, все дальнейшие действия и реформы образования были инициированы ради дальнейшего бесперебойного существования, развития и оптимальной работы систем общего и высшего образования. Однако кадровый голод и нехватку рабочих кадров промышленность СССР еще ощущала. Обусловлено это было последствиями войны и тем, что вся система образования во времена войны трудилась на нужны фронта. Государство стало осуществлять реформы с введения обязательного общего образования (8 классов). Это нововведение должно было еще больше повысить уровень образования в обществе. Вместе с этим в СССР стало развиваться общее образование. В видении партии молодежь имела выбор после окончания школы: после восьмого класса выпускник мог уйти сразу на производство, с возможностью дальнейшего обучения в «школах рабочей и сельской молодёжи»; мог пойти в старшую школу, получить полное среднее образование, профессиональный навык и пойти в высшее учебное заведение; мог поступить в техникум, получить среднее специальное образования, после чего можно было идти трудиться на производство или в заведения высшего заведения. (при поступлении в ВУЗ приоритет отдавали именно абитуриентам со средне-специальным образованием).
Такой комплекс мер был направлен на привлечение молодёжи к рабочим специальностям и повышению их престижа в обществе. Вместе с этим производственный опыт молодёжи на уровне государства рассматривался как критерий политической сознательности и лояльности партии. [12, с. 54-55]. Реформы, связанные с образованием в 1950-70-е годы несколько отличались от «ликбеза». В отличии от ликбеза реформы 1950-70х годов были рассчитаны прежде всего на молодёжь, выпускников школ и лицеев и проводились во времена устойчивого существования государства.
В последней четверти XX века образование почти не развивалось. Уже к середине 1980-х годов социологи стали говорить о кризисной ситуации в образовании (как в среднем, так и в высшем). Кризис был обусловлен тем, что было сокращено финансирование школ, снизилось качество образования. Отмечалась низкая оплата труда выпускников вуза и целесообразность их труда сводилась к минимуму. Высшее образование перестало быть социальным лифтом, как в 1950-70е годы. Диплом не гарантировал возможностей для продвижения по социальной лестнице. [12, с. 62]. Но стоит отметить, что в целом образование (и высшее и среднее) стало демократичнее в связи с началом в СССР перестройки. Идеологический контроль за учениками стал снижаться. Те деятели культуры, которые были под запретом из-за расхождений взглядов на жизнь с партией во времена сталинского террора, были реабилитированы [6]. Стандартизация в образовании стала меняться в сторону учитывания способностей отдельных учеников, что благоприятно влияло на их развитие. После распада СССР в 1990-е годы качество образования постепенно снижалось из-за нехватки финансирования от государства, непрестижности получать образование, появления возможности получать образование платно. Был отменен идеологический контроль, отменена всеобщая школьная форма.
Таким образом, система образования в XX веке неоднократно реформировалась. Так, в начале XX века, в период существования Российской империи при Николае II, достижения в образовании включали развитие высшего образования, укрепление системы образования и заботу о детском образовании. Однако эти меры не отвечали вызовам времени. Революционные потрясения продемонстрировали необходимость модернизации образования. Поэтому итогом второй четверти XX века явился переход от неграмотной крестьянской России к стране учёных, инженеров и трудящихся; созданию новой социалистической культуры; значительному улучшению грамотности (в широком смысле); изданию закона о всеобщем начальном образовании в СССР от 1930 года. Модернизационные процессы в образовании 1950-70-х годов были направлены привлечение молодёжи к рабочим специальностям и повышению их престижа в обществе. В последней четверти XX века наряду с демократизацией образования отмечается снижение его качества и нехватка финансирования со стороны государства.