ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НЕДЕЕСПОСОБНЫХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(295)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(295)
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НЕДЕЕСПОСОБНЫХ
TRUST PROPERTY MANAGEMENT OF MINORS AND INCAPACITATED PERSONS
Anna Zhuvaga
Student, at All-Russian State University of Justice of the Ministry of justice of the Russian Federation, Russia, Moscow
Pavel Nikitin
PhD in Law, Lecturer, Associate Professor at All-Russian State University of Justice of the Ministry of justice of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и особенности доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных лиц в Российской Федерации. Автор анализирует действующее законодательство, выявляет проблемные аспекты и предлагает возможные пути их решения. Автор приходит к выводу, что совершенствование института доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных является важной задачей, решение которой требует комплексного подхода и усилий как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.
Abstract. The article examines the current problems and features of trust management of property of minors and incapacitated persons in the Russian Federation. The author analyzes the current legislation, identifies problematic aspects, and suggests possible ways to solve them. The author concludes that improving the institution of trust management of property of minors and incapacitated persons is an important task that requires a comprehensive approach and efforts from both the state and civil society.
Ключевые слова: доверительное управление имуществом, несовершеннолетние, недееспособные, опека и попечительство, защита прав, контроль, добросовестность и разумность, мотивация управляющих, совершенствование законодательства, гражданское право.
Keywords: trust property management, minors, incapacitated persons, guardianship and trusteeship, protection of rights, control, integrity and reasonableness, motivation of trustees, improvement of legislation, civil law.
Институт доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных граждан является одним из важнейших инструментов защиты прав и интересов данной категории лиц в современном гражданском праве России. Однако, несмотря на значительное развитие законодательства в этой сфере, на практике возникает немало проблем, требующих комплексного анализа и поиска эффективных решений.
Особенности доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных.
Доверительное управление имуществом несовершеннолетних и недееспособных имеет ряд существенных особенностей, обусловленных спецификой правового статуса данных субъектов. Как справедливо отмечает Л.Ю. Михеева, "особый режим имущества подопечного, установленный законом, является гарантией защиты его прав и интересов" [7, с. 84].
Прежде всего, следует указать на ограниченный объем дееспособности несовершеннолетних и её полное отсутствие у недееспособных граждан. В силу этого они не могут самостоятельно осуществлять свои имущественные права и исполнять обязанности, что обуславливает необходимость привлечения третьих лиц для управления их имуществом [3, с. 215].
Другой важной особенностью является повышенный контроль со стороны государства за осуществлением доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных. Как отмечается в литературе, "контроль за действиями доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства, который проверяет отчеты управляющего, выдает разрешения на совершение сделок по отчуждению имущества" [8, с. 147].
Кроме того, доверительное управление имуществом несовершеннолетних и недееспособных носит, как правило, безвозмездный характер. Это связано с тем, что управление осуществляется в интересах подопечных лиц, а не в целях извлечения прибыли управляющим [4, с. 378].
Проблемы доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных.
Несмотря на достаточно детальную правовую регламентацию, в сфере доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных существует ряд проблем, требующих решения.
Одной из ключевых проблем является несовершенство механизмов контроля за действиями доверительных управляющих. Как показывает практика, органы опеки и попечительства не всегда способны обеспечить должный уровень проверки отчетов управляющих и оперативно реагировать на нарушения прав подопечных [9, с. 112]. Это создает риски злоупотреблений со стороны недобросовестных управляющих.
Другой проблемой является недостаточная квалификация многих доверительных управляющих, особенно в случаях, когда функции управления возлагаются на родственников или близких подопечного. Зачастую они не обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере управления имуществом, что негативно сказывается на эффективности их деятельности [1, с. 58].
Кроме того, в законодательстве отсутствуют четкие критерии оценки "добросовестности и разумности" действий доверительного управляющего, что порождает неоднозначность в правоприменительной практике [10, с. 95]. Это затрудняет привлечение недобросовестных управляющих к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Следует также отметить проблему недостаточной мотивации граждан становиться доверительными управляющими на безвозмездной основе.
Как показывают исследования, многие потенциальные кандидаты отказываются от этой роли в силу высокой ответственности и отсутствия материального стимулирования [2, с. 513].
Пути решения проблем:
Для решения обозначенных проблем необходим комплексный подход, включающий совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
В частности, следует усилить контроль за деятельностью доверительных управляющих со стороны органов опеки и попечительства.
Целесообразно внедрить систему регулярных проверок и ввести обязанность управляющих предоставлять подробные отчеты о своей деятельности в электронной форме [6, с. 112]. Это позволит оперативно выявлять нарушения и реагировать на них.
Кроме того, важно обеспечить доверительных управляющих необходимой методической и консультационной поддержкой. Для этого можно создать специальные обучающие программы и курсы повышения квалификации, а также предусмотреть возможность получения управляющими бесплатных консультаций у специалистов в области права и экономики [5, с. 86].
На законодательном уровне следует конкретизировать критерии "добросовестности и разумности" действий доверительного управляющего.
Это позволит более эффективно защищать права подопечных и привлекать недобросовестных управляющих к ответственности [10, с. 97].
Наконец, для повышения мотивации граждан становиться доверительными управляющими можно предусмотреть определенные льготы и компенсации. Например, засчитывать период управления имуществом в трудовой стаж или предоставлять налоговые вычеты [2, с. 515].
Это позволит привлечь к данной деятельности более широкий круг ответственных и квалифицированных лиц.
Таким образом, институт доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных играет важную роль в обеспечении защиты прав и интересов данной категории граждан. Однако в этой сфере существует ряд проблем, требующих комплексного решения.
Для совершенствования механизма доверительного управления необходимо усилить контроль за действиями управляющих, обеспечить их методической и консультационной поддержкой, конкретизировать критерии добросовестности и разумности, а также создать дополнительные стимулы для привлечения квалифицированных кадров.
Реализация предложенных мер позволит повысить эффективность и прозрачность доверительного управления имуществом несовершеннолетних и недееспособных, что в конечном счете будет способствовать более полной защите прав и законных интересов данной уязвимой категории граждан.
Безусловно, решение обозначенных проблем потребует значительных усилий как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества. Однако, учитывая высокую социальную значимость института доверительного управления, эти усилия представляются оправданными и необходимыми.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что защита прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, в том числе в сфере имущественных отношений, является одной из приоритетных задач современного правового государства. И институт доверительного управления, при условии его дальнейшего совершенствования, способен внести весомый вклад в решение этой важной и благородной задачи.