ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
BASICS OF FORECASTING ECONOMIC INDICATORS
Daria Sidorova
Student Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Russia, Perm
Marina Luneva
Scientific supervisor, PhD Econ. Sciences, Associate Professor, Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Russia, Perm
Аннотация. В статье дано авторское определение «прогнозирование экономических показателей». Представлены этапы и методы прогнозирования экономических показателей. Для прогнозирования экономических показателей можно использовать искусственный интеллект, но его прогнозы необходимо проверять и корректировать.
Abstract. The article gives the author's definition of “forecasting economic indicators.” The stages and methods of forecasting economic indicators are presented. Artificial intelligence can be used to forecast economic indicators, but its forecasts must be verified and adjusted.
Ключевые слова: прогнозирование, экономический показатель, этапы, методы, искусственный интеллект
Keywords: forecasting, economic indicator, stages, methods, artificial intelligence
Актуальность темы «Основы прогнозирования экономических показателей» заключается в том, что в рыночных условиях от экономических показателей зависит сможет ли предприятия дальше функционировать, развиваться, обеспечивать сотрудников рабочими местами. Поэтому важна прогнозная работа, которой должны заниматься высококвалифицированные сотрудники. Часто прогнозирование экономических показателей необходимо для инвестиционного планирования с целью привлечения дополнительного финансирования или оценки стоимости компаний. Без прогноза выручки в будущем периоде невозможно построить прогноз доходов компании, который требуется при определении рыночной цены предприятия. В инвестиционном проектировании важен расчет будущих потоков. Некоторые показателей экономической деятельности взаимосвязаны между собой и поэтому их прогнозировать сложнее. Например, чтобы спрогнозировать чистую прибыль, важно сначала спрогнозировать выручку, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы, прочие доходы и прочие расходы, а также налог на прибыль. Изменение одного из этих показателей приводит к изменению другого. Дадим авторское определение понятия прогнозирования экономических показателей – обоснованное предположение значения экономического показателя, такого как выручка, себестоимость продаж, валовая прибыль, чистая прибыль и других. Этапы прогнозирования экономических показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы прогнозирования экономических показателей коммерческого предприятия
Этап |
Характеристика |
Пример |
Формирование проблем, целей и задач прогнозирования |
В начале процесса прогнозирования определяются проблемы, а для решения проблем формируется цель и задачи. Определяется горизонт прогноза. Это может быть как один день, так и неделя, месяц, год. |
Необходимо спрогнозировать выручку для привлечения инвестора. |
Формирование исходных данных |
Поиск исходных данных для процедуры прогнозирования. Чем больше данных, тем точнее прогноз. |
Выручка за предыдущие пять лет |
Выбор метода или комплекса методов прогнозирования |
Анализ методов прогнозирования, выявление требований к методам, определение конкретных методов и моделей |
Статистический метод |
Составление прогнозов |
Обоснование вариантов прогноза, расчет вариантов прогноза |
Спрогнозирована выручка на 2025 год |
Анализ результатов прогнозирования |
Анализ достоверности прогноза, анализ вариантов прогноза |
Инвестора устроил расчет выручки |
Прогнозирование экономических показателей коммерческого предприятия достаточно трудоемкий процесс, состоящий из пяти этапов. Начинается процесс с определения проблем на предприятии. А для решения проблемы выявляется цель. Для решения поставленной цели формируются конкретные задачи. Достаточно сложным этапом является определение горизонта прогноза, чем шире горизонт расчета, тем сложнее выполнить прогноз и учесть все факторы, влияющие на экономический показатель. Следовательно, прогнозирование экономических показателей чаще всего подразумевает прогнозирование выручки, себестоимости продаж, чистой прибыли, на основании этих данных рассчитать показатели рентабельности предприятия. Авторы Курбанов А.Е., Аджиева А.Ю. утверждают, что возможно использование искусственного интеллекта для прогнозирования макроэкономических показателей [3]. Думаю, что для прогнозирования экономических показателей также можно использовать искусственный интеллект, но при его применении важно учитывать его достоинства и недостатки, показанные в таблице 2.
Таблица 2.
Достоинства и недостатки искусственного интеллекта при прогнозировании экономических показателей предприятия
Достоинства искусственного интеллекта при прогнозировании экономических показателей предприятия |
Недостатки искусственного интеллекта при прогнозировании экономических показателей предприятия |
Можно использовать искусственный интеллект в любое время суток |
Качество прогнозов низкое |
Искусственный интеллект постоянно совершенствуется |
Высокая изменчивость технологий данной сферы |
Низкая стоимость использования искусственного интеллекта |
Не учитывает все факторы, влияющие на экономический показатель |
Таким образом, при применении искусственного интеллекта в процессе прогнозирования экономических показателей предприятия важно учитывать, что полученные результаты важно перепроверять и корректировать.