Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Спелова В.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/156749 (дата обращения: 08.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»

Спелова Виктория Алексеевна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматривается, как уроки «Труд (технология)» могут способствовать профессиональному самоопределению школьников, какие подходы наиболее эффективны для достижения этой цели, а также какие результаты можно ожидать от внедрения профориентационных мероприятий в рамках данного предмета.

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образование, труд, технология.

 

Профессиональное самоопределение играет ключевую роль в становлении личности обучающихся. В современном образовательном процессе уроки «Труда (технологии)» становятся эффективным инструментом формирования у школьников представлений о различных профессиях, навыках практической деятельности и возможных направлениях их дальнейшего профессионального развития. Данный предмет обладает возможностями для реализации профориентационной работы, так как он сочетает в себе теоретические и практические аспекты, позволяя ученикам не только узнать о профессиях, но и попробовать себя в различных видах деятельности. Это способствует формированию у обучающихся более осознанного отношения к выбору будущей профессии, а также развитию таких важных качеств, как ответственность, самостоятельность и инициативность.

В связи с этим, необходимо обратиться к понятию профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей, является частью жизненного самоопределения, вхождения в социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [2].

Изучением профессионального самоопределения посвящены научные труды Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.А. Климова, В.А. Петровского, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Ю.В. Укке, В.В. Чебышевой и других, в которых рассматриваются его теоретические аспекты [1].

На уроках технологии школьники получают уникальную возможность познакомиться с разнообразием профессий, где творческий подход, изобретательность и практическая работа играют ведущую роль. Эти занятия создают условия для формирования у школьников представления о ценности труда, его результатах, а также помогают осознать значимость профессий, связанных с их практической деятельностью.

Обратимся к структуре содержания Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)», которая указывает на то, что при освоении профессиональной ориентации, необходимо внедрение такого инвариантного модуля, как «Производство и технологии» [4]. В котором содержатся темы, раскрывающие сущность профессий, что необходимо для становления профессиональной ориентации школьников.

Основной целью профориентационной работы на уроках технологии является не только знакомство с профессиональной сферой, но и развитие у обучающихся осознанного отношения к выбору будущей профессии. Через выполнение практических заданий и проектов школьники изучают особенности различных видов деятельности, что способствует формированию их профессиональных интересов и предпочтений.

Роль учителя технологии в этом процессе чрезвычайно важна. Он должен не только информативно и доступно представить специфику профессий, связанных с изучаемыми видами деятельности, но и акцентировать внимание на их актуальности, востребованности и возможностях развития. Учитель может организовать уроки таким образом, чтобы школьники не просто получали знания, но и пробовали себя в различных профессиональных ролях, применяя творческий подход и развивая практические навыки.

На уроках «Труд (технология)» обучающиеся получают возможность освоить практические навыки, такие как проектирование, использование инструментария, создание изделий и решение технических задач. Это помогает им развить не только профессиональные знания, но и уверенность в своих силах, а также понимание того, какие профессии наиболее близки к их интересам и склонностям.

Учебный процесс в данном предмете формирует не только профессиональные умения, но и личностные качества, такие как ответственность, инициативность и стремление к самореализации. В результате школьники получают более четкое представление о своих будущих профессиях, а их готовность к осознанному выбору становится основой для успешной профессиональной карьеры.

Таким образом, уроки «Труд (технология)» способствуют не только знакомству с профессиональной сферой, но и помогают школьникам принять осознанное решение о своем профессиональном будущем, развивая ключевые компетенции, такие как критическое мышление, творческое решение задач, коммуникация и сотрудничество. Эти компетенции играют важную роль в подготовке к будущей профессиональной деятельности, так как большинство современных профессий требуют не только знаний, но и умения работать в команде, решать нестандартные задачи и адаптироваться к изменениям.

 

Список литературы:
1. Профессиональное самоопределение: история вопроса // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-istoriya-voprosa (дата обращения: 09.12.2024). 
2. Профессиональное самоопределение // Словари и энциклопедии URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 12.12.2024).
3. Профессиональное самоопределение школьников на уроках технологии: учебно-методическое обеспечение // Российский учебник URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/44d/44da8625649f43b53936d51f3ce9541e.pdf (дата обращения: 11.12.2024). 
4. Федеральная Рабочая Программа Основного Общего Образования Труд (Технология) // edsoo.ru URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/06/frp-trud-tehnologiya-5-9-klassy-1.pdf (дата обращения: 11.12.2024).