Статья:

ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Лемнёв Г.А. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/157084 (дата обращения: 08.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Лемнёв Герман Андреевич
магистрант Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Працко Геннадий Святославович
научный руководитель, д-р юрид. наук, д-р филос. наук, профессор Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

ORIGINS AND BASIC IDEAS OF THE AGE OF ENLIGHTENMENT

 

German Lemnev

Undergraduate student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Gennady Pratsko

Supervisor, Doctor of Law, Doctor of Philosophy, Professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматриваются идейные истоки Эпохи просвещения, рассматриваются ключевые деятели и идеи обозначенной эпохи, проводится анализ характерных черт и идей эпохи.

Abstract. The article examines the ideological origins of the Age of Enlightenment, examines the key figures and ideas of the designated era, and analyzes the characteristic features and ideas of the era.

 

Ключевые слова: научная революция, просвещения, эпоха просвещения, естественные права.

Keywords: scientific revolution, enlightenment, era of enlightenment, natural rights.

                                                                                         

Говоря об Эпохе Просвещения, трудно переоценить её значимость для развития науки, культуры, политико-правовых идей. В известном смысле, наше современное общество до сих пор живёт под определённым влиянием данной эпохи, прежде всего в идейном отношении. Сама идея о естественных правах человека, важности образования как одного из ключевых факторов для существования общества и т.п. – всё это результаты работы учёных, философов, деятелей культуры Эпохи Просвещения. В данной статье мы сделаем попытку проанализировать идейные истоки и предпосылки данной эпохи, а также рассмотреть основные идеи данной эпохи.

Говоря о данной эпохе, следует указать на её идейные истоки. Прежде всего, следует показать связь научной революции XVII в. и дальнейшего развития идей Просвещения. Начиная с XVI-XVII вв. наука сделала резкий скачок в своём развитии, особенно в области физики и естествознания вообще. Следует сказать, что не только естественные, но и гуманитарные науки получили мощный импульс к развитию в это время. Уже Томас Гоббс (1588-1679) изложил в своих трудах идеи о том, что мир – это единая субстанция, состоящая из материи и ничего иного не существует. Сам же Гоббс применял механистический подход в своих воззрениях относительно материи. Относительно познания он учил, что философия является рациональным способом познания связи всех вещей между собой. Т.е., он понимал философию как науку, которая занимается «телами», исключая все «духовные сущности» из философии вообще [2, c. 210].

Говоря о данном периоде времени, следует сказать и о философии Рене Декарта, который стал одним из основоположников современной философии. Важно указать основные положения философии Декарта, которые оказали существенное влияние на дальнейшую мысль Эпохи Просвещения. Прежде всего следует сказать о методе Декарта. Сводился метод к следующим положениям: ничего не следует принимать на веру без проверки, деление той или иной проблемы на части, в выводах следует идти от простого к сложному, а также максимально подробный разбор той или иной поставленной проблемы [2,с.157]. Данные идеи Декарта произвели своеобразную «революцию» в научном мире тех лет получили своё развитие уже в дальнейшем.

В это время начинается изучение природы с помощью экспериментов, а не только логических умозаключений, как часто (хотя и не всегда) в предшествующие столетия [4, c. 7]. Данные открытия стали возможны благодаря деятельности таких учёных как Николая Коперника, Галилео Галилея, упомянутых выше Томаса Гоббса и Рене Декарта, а также деятельности  Исаака Ньютона. По мнению В.С. Кирсанова, Исаак Ньютон (1643-1727) – это пик научной революции XVII в. Благодаря его деятельности физика и математика как науки получили серьёзное развитие, а сам Ньютон ещё при жизни стал национальным героем[4, c. 330]. Если говорить о его основных идеях и открытиях, повлиявших впоследствии на Просвещение, то следует кратко сказать о том, что Ньютон сформулировал три закона механики, которые позволили с высокой степенью точности объяснить все движения небесных тел. Исходя из этого, следует думать, что сам факт данных открытий позволял подходить к изучению мира рационально, без влияния каких-либо религиозных предпосылок. Важно сказать, что именно рационализм стал одной из ключевых особенностей рассматриваемой эпохи.

Безусловно, говоря об идейных истоках Эпохи Просвещения, можно сказать и о других деятелях научной революции (Блез Паскаль, Антони ванн Левенгук и др.), но в данной статье мы ограничились лишь наиболее значимыми. Как было показано выше, основные предпосылки для идейного формирования «классического» французского Просвещения были заложены в предыдущем XVII столетии выдающимися философами и учёными. Исходя из всего вышесказанного и проанализировав ключевые идейные истоки, следует сказать об основных идеях, собственно, самой Эпохи Просвещения.

Несмотря на общеевропейский характер (прежде всего, в Западной Европе) как самой научной революции XVII в., так и Просвещения вообще, главной страной в данном вопросе была Франция [1, c. 9]. Важной особенностью Просвещения во Франции является приверженность французских мыслителей к объяснению природных явлений через саму природу (т.н. «натурализм»). В том числе характерной чертой данного направления является стремление к познанию всего непосредственно через ощущения человека (т.н. «сенсуализм») [3, c. 271]. Более того, говоря о французском Просвещении, следует отметить, что среди деятелей данного направления имело место мнение, согласно которому весь массив данных, накопленных человечеством можно представить в виде системы и книжного изложения. Именно из этого убеждения появилось движение «энциклопедистов» (прежде всего Вольтер, Руссо, Дидро и др.).

Но одной из самых характерных черт французского Просвещения является его антиклерикализм. При этом важно отметить, что в данном случае общая антирелигиозная направленность Просвещения не тождественна атеизму. Именно в данную эпоху среди интеллектуалов распространились идеи «Деизма» (сама идея заключается в том, что есть Творец, но не принимающий никакого участия в жизни людей). Одним из наиболее заметных деятелей, собственно, атеистического или строго материалистического направления был Поль Анри Гольбах (1723-1789). Тем не менее, большая часть философов Просвещения склонялась именно к деизму. Как было указано выше, отношение деятелей французского Просвещения было негативным. Как правило, они выступали против «суеверий» или слепого поклонения, которыми могли отличаться малограмотные городские обыватели или крестьяне. В связи с этим, деятели Просвещения уделяли образованию человека ключевое значение.

Ещё одной немаловажной идеей в Эпоху Просвещения была общественного договора. Главным представителем данной идеи является Жан Жак Руссо (1712-1778). Согласно идеям Руссо, в основании любой законной власти лежит договор между всеми членами общества. Он считал, что человек в своём естественном состоянии не обладает какой-либо властью над другим человеком, а следовательно, для создания государства люди заключают между собой общественный договор. Согласно Руссо, общественный договор предполагает защиту каждого члена общества и его собственности. Более того, согласно его идеи, носителем суверенитета является сам народ и эта суверенность не может быть от него отчуждена.

Исходя из этого, Руссо считал, что никакой закон в государстве не может быть признан, если на то не было волеизъявления самого суверена, т.е. народа [1, c. 273]. Если обобщить теорию Руссо, то он отдаёт большую часть государственных полномочий самому народу, а чиновники, которые должны были осуществлять исполнительную власть, находились на службе у народа. Более того, Руссо считал, что суверен имеет право в любой момент времени изменить, внести ограничения или изъять право на представительную власть у чиновничества. Дело поддержания общественного порядка, по мысли Руссо, должна была возлагаться на народные собрания. Следует отметить, что идеи Жана Жака Руссо оказали значительное влияние на развитие демократических идей в дальнейшем.

Другой значительной идеей Эпохи Просвещения, которая в некоторой степени оказывает влияние и актуальна по сей день, является идея естественного права. Следует отметить, что именно на идее о естественных правах человека была основана «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года. Если говорить о самих естественных правах, которые, по мысли просветителей, принадлежат человеку от рождения, то следует назвать следующие: свобода граждан и равенство всех перед законом, право на жизнь, собственность и благополучие [2, c. 286]. Данные идеи, которые оказывают влияние и на сегодняшний мир, легли в основу государственности Соединённых Штатов Америки, современной (после великой Французской революции) Франции и целого ряда других государств, в том числе и России.

Обобщив сказанное, можно сделать выводы о том, что идеи Просвещения остаются актуальными и по сей день. Можно сказать о том, что идейные истоки Эпохи Просвещения, которые были проанализированы в статье и сама рассматриваемая эпоха послужили фундаментом для формирования современных наук и  режде всего естественных, юридических и политических.

 

Список литературы:
1. Васильев В.В. История философской психологии. Западная Европа – XVIII век. Калининград, 2003.
2. Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта - СПетербург, «Пневма», 2002.
3. История философии: Учебник для вузов. Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая – М.: Академический Проект: 2005. 
4. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века.- М.: Наука, 1987.