Статья:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Утехина В.К. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 3(312). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/313/158293 (дата обращения: 31.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА

Утехина Валерия Кареновна
магистрант, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Исполнение наказаний, не связанных с осуждением осужденных от общества, представляет собой важный аспект уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Эти меры направлены на реинтеграцию осужденных в общество и снижение уровня рецидивной преступности. Нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу, состоит из международных правовых актов, норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, а также подзаконных актов, которые обеспечивают осуществление данных наказаний.

Ключевыми документами, регулирующими исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, являются Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Эти кодексы определяют виды наказаний, сроки их применения, а также условия, согласно которым осуществляется надзор за осужденными.

Согласно Уголовному кодексу, наказания, не связанные с лишением свободы, включают штрафы, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и другие формы, которые могут быть наложены в зависимости от характера преступления и личности осуждённого. Это закладывает основу для более гибкого подхода к правоприменению, позволяя учитывать индивидуальные особенности каждого дела.

Подзаконные акты, регламентирующие порядок исполнения наказаний, устанавливают конкретные процедуры и условия, необходимые для реализации этих мер. К таким актам относятся федеральные и региональные законы, а также постановления правительства, которые детализируют применение мер, обеспечивают защиту прав осуждённых, а также определяют ответственность органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Важная роль в системе исполнения наказаний отводится нормативным актам, регулирующим контроль за осуждёнными. Например, в случае назначения обязательных работ, крайне важно следить за выполнением условий, установленных судом. Имеющаяся правовая база для контроля за осуждёнными должна учитывать также и современные реалии. Например, большинство наказаний, не связанных с лишением свободы, требует активного вовлечения осуждённых в социальные программы, которые были бы нацелены на их интеграцию в общество. Это означает, что необходима разработка систем поддержки, которые могли бы помочь таким людям успешно адаптироваться и избежать повторного преступления.

На современном этапе развития общества уголовное наказание остается необходимым средством реагирования государства на совершенное преступление. Поэтому его назначение нуждается в тщательной правовой регламентации и научном обосновании, с тем, чтобы виновные несли заслуженное наказание, соблюдалось требование справедливости и меры уголовно-правового воздействия использовались для достижения поставленных перед ним целей и задач.

Как отмечает Ф. В. Грушин, в настоящее время отечественная уголовная политика в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний осуществляется по двум основным направлениям. Первое направление касается расширения круга преступлений, за которые в Российской Федерации предусмотрены альтернативные наказания. Второе направление связано с тем, что в Уголовный кодекс Российской Федерации постепенно вводятся новые виды наказаний, которые не связаны с изоляцией от общества осужденного лица.

Наказания, не связанные с лишением свободы, и иные меры уголовно- правового характера выполняют важную роль в борьбе с преступностью. Их применение наиболее целесообразно для достижения целей уголовной ответственности в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не нуждающихся для своего исправления в изоляции от общества.

Обязательные работы считаются одной из наиболее распространённых форм наказания, не связанного с лишением свободы. Это наказание предполагает выполнение осуждённым определённых трудовых заданий в пользу общества. Основной целью данной меры является не только исправление осуждённого, но и вознаграждение общества за причинённый вред. При этом важно учитывать, что общественные работы должны быть организованы с участием местных органов власти и социальных служб, что позволяет обратить внимание на потребности общества и помочь осуждённым осознать свои ошибки.

Обязательные работы являются результатом предлагаемого международным сообществом поиска путей расширения спектра наказаний без изоляции от общества. Сущность обязательных работ, как вида уголовного наказания заключается в тех особых свойствах работ, выполняемых осужденным при отбывании этого наказания, которые отличают их от работ, осуществляемых законопослушными гражданами, позволяют исправить преступника. Определяющая особенность обязательных работ - бесплатность труда осужденного. Суть данного наказания заключается в том, что во время его отбывания осужденный не теряет социально-полезных связей (с семьей, трудовым коллективом, друзьями и пр.).

В статье 49 УК РФ сказано, что суть обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Первоначально определение, содержащееся в ст. 49 УК РФ, противоречило ч. 3 ст. 25 УИК РФ, где на уголовно-исполнительные инспекции возлагалась функция по контролю за своевременностью перечисления в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполнение осужденными работы, и ч. 2 ст. 28 УИК, в соответствии с которой осужденные отбывают обязательные работы. Стоимость выполненных осужденными работ определялась по действовавшим в организации расценкам. Получалось, что обязательные работы бесплатны для лиц, отбывающих наказание, но за выполнение ими работы деньги все же должны были начисляться и перечисляться на специальный счет, что противоречило самому определению обязательных работ как бесплатных, а также тем стандартам, которые были выработаны международным сообществом. Таким образом, сегодня созданы все предпосылки для применения обязательных работ.

Обязательные работы - реальная альтернатива лишению свободы, т.к. это наказание не содержит набора жестоких карательных санкций, позволяет осужденному сохранить работу или продолжить учебу, поэтому данный вид наказания должен иметь широкое применение за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Обязательные работы, согласно в ч. 2 ст. 49 УК РФ, устанавливаются на срок от 60 до 480 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Действующим уголовным и уголовно-исполнительным законодательством не регламентируется ситуация, когда осужденный к обязательным работам достигает пенсионного возраста в период отбывания наказания. наказание лишение свобода

Что касается такого вида наказаний, как принудительные работы, то следует отметить, что данный вид наказаний выступает как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Но если законодатель предусматривает замену принудительных работ лишением свободы тем осужденным, которые допустят нарушение отбывания наказания в виде принудительных работ, он, вероятно, предвидит возможные проблемы, связанные с исполнением этого наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. В данной статье УК РФ также сказано, что осужденный, который имеет основное место работы, исправительные работы отбывает по своему основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, которые определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Однако место, где осужденный отбывает исправительные работы, должно находиться в районе его места жительства.

Исправительные работы, как отмечается в части 2 ст. 50 УК РФ, могут быть назначены на срок от 2 месяцев до 2 лет и исчисляются в месяцах и годах. Из заработной платы осужденного к исправительным работам, как отмечается в части 3 ст. 50 УК РФ, производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Исправительные работы предполагают привлечение осужденного к труду, соответственно, при их назначении суд должен выяснять трудоспособность такого лица, наличие или отсутствие у него основного места работы, место постоянного жительства, а также другие свидетельствующие о возможности исполнения этого наказания обстоятельства, в том числе указанные в ч. 5 ст. 50 УК РФ.

Глава 18 УИК РФ содержит статьи, определяющие механизм исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе. Так, например, ст. 143 УИК РФ определяет порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе, а также ответственное за исполнение данного наказания лицо - командира воинской части.

Обязанность исполнения наказания в виде ограничения по военной службе возложена на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований по месту прохождения службы военнослужащим, в отношении которого применяется данное наказание.

Штраф как правовая мера предусматривает финансовое наказание, которое может варьироваться в зависимости от тяжести преступления и социальных условий осуждённого. Данная форма наказания представляется эффективной, так как она не создает дополнительных условий для накаливания социальных конфликтов, но требует строгого контроля за уплатой штрафа, чтобы избежать случаев уклонения от наказания.

Порядок исполнения штрафа регламентирован в статье 31 УИК РФ, в части 1 которой отмечается, что осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет. Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд в соответствии с частью второй настоящей статьи принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 60 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный частями первой и третьей статьи 31 УИК РФ срок.

Применительно к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью можно отметить, что на сегодняшний день данный вид наказания регулируется следующими правовыми положениями:

ст. 47 УК РФ, регламентирующей возможности его назначения и как основного, и как дополнительного наказания;

ст. 33-38 УИК, устанавливающими порядок его исполнения;

разделом IV Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, детализирующим положения УИК РФ56.

Ограничение свободы предполагает наличие условий, которые ограничивают передвижение осуждённого. Эта мера может включать в себя такие ограничения, как ночное время, запрет покидать определённые места или необходимость являться в определённые органы. Ограничение свободы позволяет сохранить связь осуждённого с семьёй и местом работы, что играет важную роль в его реабилитации. Важно учитывать, что данная мера должна сочетаться с активной работой психологов и социальных работников, которые могут помочь в преодолении трудностей.

В статье 47.1. УИК РФ описан порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы. Так, в частности, в части 1 данной статьи отмечается, что уголовно-исполнительная инспекция является специализированным государственным органом, который осуществляет надзор за теми осужденными, которые отбывают наказание в виде ограничения свободы.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Ст. 48 УК РФ закрепляет положение о том, что при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Согласно статье 61 УИК РФ, суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

Все перечисленные меры требуют комплексного подхода к их реализации. Следует помнить, что эффективность наказания, не связанного с лишением свободы, зависит не только от юридического регулирования, но и от индивидуального подхода к каждому осуждённому. Адаптация осуждённых в общество, работа с их психологическими проблемами, решение социальных и экономических задач – всё это компоненты эффективной системы исполнения наказаний.

Значение работы с осуждёнными возрастает, когда речь идёт о рецидиве преступлений. Установление доверительных отношений с осуждёнными, развитие их навыков, работа с их воспитанием и социальной адаптацией позволяют значительно снизить риски рецидива. Программы переподготовки и повышения квалификации, возможность получения образования и профессиональных навыков обеспечивают осуждённым поддержку, необходимую для интеграции в общество.

Согласно данным, статистика по назначению наказаний, не связанных с лишением свободы, также демонстрирует важную тенденцию: наблюдается рост числа осужденных, которым назначаются такие наказания. Применяемые наказания подразумевают активное вовлечение осужденных в общественную жизнь, что служит одним из факторов снижения уровня рецидивной преступности.

Важным аспектом исполнения наказаний является функционирование уголовно-исполнительных инспекций, которые играют важную роль в процессе надзора и контроля. Основной задачей данных инспекций является обеспечение соблюдения условий наказания, а также помощь осужденным в адаптации к социальной жизни. Однако отсутствие должной квалификации сотрудников инспекций и недостаточная правовая база создают проблемы в их функционировании. Следует отметить, что успешное выполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, возможно лишь при наличии эффективных механизмов контроля и надзора, а также грамотной правоприменительной практики. Значимость этих аспектов не может быть переоценена в контексте стремления к оптимизации уголовной системы в целом. Необходимо также отметить, что на практике все большее значение приобретает использование технологий для мониторинга и контроля за осуждёнными, что создает новые вызовы для правового регулирования. Внедрение электронных браслетов и других средств контроля нуждается в должном правовом обеспечении, чтобы предотвратить риски нарушения прав осуждённых. Исследование нормативно-правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, предполагает необходимость комплексного подхода, включающего как теоретические, так и практические аспекты. Это требует активного участия ученых, практиков, судебных органов, правозащитников и представителей общественности, что создаст базу для дальнейшего улучшения законодательства и практики исполнения данных мер. Осуществляя анализ существующих норм, следует обращать внимание не только на их соответствие современным общественным запросам, но и на их гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Важно работать над обновлением законодательства, чтобы оно отвечало требованиям времени и обеспечивало как защиту прав осуждённых, так и интересы общества.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 дек: Собрание законодательства РФ. – 2013. - №31.- Ст. 4398
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 23.03.2024)// Собрание законодательства РФ.-  1997.  - № 2. - Ст. 198.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. -  1996.- № 25. -  Ст. 2954.