Статья:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(315)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Попова К.И. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 6(315). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/315/159313 (дата обращения: 01.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ

Попова Ксения Игоревна
магистрант, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск

 

PECULIARITIES OF PERCEPTION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DYSGRAPHIA

 

Ksenia Popova

Master's student, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, Shadrinsk

 

Аннотация. В статье рассматривается особенности восприятия у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Диагностика специфических ошибок в письменной речи и определение их первопричин становится все более важной задачей в современном образовании. Растущая распространенность этого нарушения письма требует тщательного изучения механизмов его возникновения и оценки развития функциональных компонентов письменной деятельности. В свете ежегодного роста числа детей с данным расстройством, комплексное обследование учащихся приобретает особую значимость.

Abstract. The article examines the peculiarities of perception in children of primary school age with dysgraphia. Diagnosis of specific errors in written speech and determination of their root causes is becoming an increasingly important task in modern education. The growing prevalence of this writing disorder requires a thorough study of the mechanisms of its occurrence and assessment of the development of functional components of written activity. In light of the annual increase in the number of children with this disorder, a comprehensive examination of students is of particular importance.

 

Ключевые слова: дисграфия, ребенок, младший школьный возраст, восприятие, письменная речь.

Keywords: dysgraphia, child, primary school age, perception, written speech.

 

Письменная речь (далее ПР) во все времена играет огромную роль в становлении мышления человека. На сегодняшний день она участвует во множестве процессов обработки и получения информации. При этом у детей ее формирование происходит более медленно, чем становление устных разговорных навыков. У каждого ребенка имеются трудности с освоением ПР, но у определенного числа они приобретают характер устойчивости, с которым необходимо работать [1].

Изучением дисграфии занимается большое количество ученых из разных отраслей педагогики. Изначально, нарушения ПР относилось педагогами к проявлению слабоумия и не было отдельной категорией нарушения, а являлось критерием при оценке интеллектуальной сохранности ребенка. Однако позже А. Куссмауль в 1877 г. выделил трудности в овладении письмом в отдельное нарушение и ввел термин «дисграфия». Такое нарушение письма было характерно для детей с сохранным интеллектом. И. Н. Садовникова определяет дисграфию, как частичное расстройство письма у младших школьников - трудности овладения письменной речью, основным симптомом которого является наличие стойких, специфических ошибок. В дальнейшим А. Н. Корнев связал дисграфию с нарушением фонематических процессов, при сохранном интеллекте и физиологически сохранном слухе [3].

Исследователи определяют дисграфию как возникновение непредвиденных сложностей в освоении письма, несмотря на нормальный интеллектуальный уровень ребенка. Это расстройство характеризуется устойчивыми специфическими ошибками в ПР. Важно отметить, что такие трудности возникают даже при соответствии учебной программы возрастным возможностям ученика. ПР становится серьезной проблемой для ребенка, хотя образовательные требования полностью соответствуют его возрасту и способностям. Термин "дисграфия" описывает именно такое состояние, когда освоение письменных навыков существенно затруднено при отсутствии других явных причин.

В последнее время наблюдается определенная тенденция: количество учащихся с данным расстройством неуклонно возрастает, достигая по некоторым исследованиям 40%. Примечательно, что эта проблема особенно ярко проявляется в начальной школе, затрагивая каждого пятого ребенка. Интересен тот факт, что такие дети могут демонстрировать хорошие результаты в точных науках и других дисциплинах, однако испытывают серьезные затруднения именно при работе с текстом - как при его восприятии, так и при написании [2].

Дети младшего школьного возраста, страдающие дисграфией, сталкиваются с рядом сложностей в восприятии визуальной информации. Зрительная память у таких учеников часто ограничена, из-за чего возникают проблемы с запоминанием правильного порядка букв в словах и их написанием. Воспроизведение звуков и букв в верной последовательности становится для них серьезным испытанием. Также они испытывают сложности при определении размеров, направлений и форм письменных знаков. Распознавание букв и слов также вызывает трудности: дети могут не различать схожие буквы и сталкиваются с проблемами при чтении незнакомых слов [4].

Таким образом, нарушения восприятия у младших школьников с дисграфией проявляются комплексно - от сложностей с визуальной обработкой информации до проблем с памятью и распознаванием письменных символов. Нарушение функций распознавания звуков речи и их анализа - характерная черта детей, страдающих данной патологией. У них наблюдаются сложности в различении фонем и звуковом разборе слов. Кроме того, это осложняется недостаточным развитием мелкой моторики. Это проявляется в неспособности правильно держать пишущий инструмент, точно координировать движения руки и соблюдать границы строк. Контроль над движениями при письменной речи существенно затруднен, что отражается на качестве написания букв и слов.

 

Список литературы:
1. Дерюгина, А. С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации / А. С. Дерюгина, Е. Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 63-66.
2. Макарова, Е. А. Физиологические и психолого-педагогические
особенности детей младшего школьного возраста с дисграфией / Е. А. Макарова // Педагогический форум : Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 июня 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 142-147.
3. Рудагина, М. М. Современные теоретические представления о дисграфии и исследование нарушения письма у младших школьников / М. М. Рудагина // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития : Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 мая 2023 года. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 151-159.
4. Особенности развития когнитивных функций детей младшего школьного возраста с дисграфией // URL: https://na-journal.ru/11-2023-pedagogika/6887-osobennosti-razvitiya-kognitivnyh-funkcii-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-disgrafiei (дата обращения: 02.02.2025).