СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) СЛУЖАЩИХ, ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) СЛУЖАЩИХ, ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ
ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает право и обязанность служащих на повышение квалификации, ФЗ о государственной гражданской службе - на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Данные виды обучения в соответствии со ст. 62 ФЗ о государственной гражданской службе являются видами дополнительного профессионального образования» [4, с. 12].
Процесс обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих характеризуется непрерывностью и последовательностью. Профессиональное обучение и развитие муниципальных служащих должно проводится на всех этапах прохождения государственной службы. Это особенно востребованно в аспекте повышения профессиональных качеств муниципальных кадров и улучшения качество их работы перед населением. Таким образом, кроме основного направления по повышению продуктивности работы самих служащих, удовлетворяется потребность местного населения в получении и совершенствовании профессионального образования.
Анализируя цели системы обучения, подготовки и переподготовки кадров муниципальных служащих, можно сказать, что профессиональное совершенствование имеет фундаментальное значение для функционирования органов муниципального образования. За счет постоянного совершенствования образования государственных служащих возможно повысить качество их работы, а также лояльность граждан к областям местного самоуправления и, в целом, социальную удовлетворенность в обществе.
Первичная подготовка муниципальных служащих в РФ осуществляется на базе высших образовательных учреждений, которые проводят обучении в соответствии с образовательными стандартами. Дальнейшее обучение, подготовка, переподготовка кадров и повышения квалификации муниципальных служащих осуществляется на базе специальных центров [2].
Переподготовка муниципальных служащих, а также повышение их квалификации может осуществляться как с отрывом от основного времени работы, так и без отрыва от профессиональной деятельности. От данного аспекта зависит срок проведения обучения.
После проведения обучения муниципальные служащие субъектов РФ получают документ (диплом или сертификат), который подтверждает, что его владелец прошел обучение и имеет достаточно теоретической базы для выполнения профессиональных задач.
«Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации может включать краткосрочное тематическое обучение по профилю профессиональной деятельности (72 - 100 часов) с защитой реферата или обучение для углубленного изучения проблем по профилю профессиональной деятельности (свыше 160 часов) с защитой выпускной работы. Срок обучения с отрывом от работы составляет от 2 до 6 недель и без отрыва от работы от 6 недель до 6 месяцев. Обучение осуществляется по мере необходимости, но не реже раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности муниципального служащего» [2, с. 5].
Структурные элементы системы обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, которая является подсистемой образовательной системы Российской Федерации, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурные элементы системы обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в рамках образовательной системы РФ
На практике в РФ принципы обучения, подготовки, переподготовки и повышении квалификации государственных служащих делятся на общегражданские и профессиональные.
Профессиональные принципы представляют собой комбинацию знаний из сфер политики, государственного устроения, истории, права, социологи и психологии, то есть все те профессиональные принципы, которые дают возможность совершенствовать государственным служащим свои профессиональные навыки и способствуют развитию их лидерских качеств.
Система обучение муниципальных служащих в РФ дает возможность придерживаться принципа сокращения бюрократии в государственных структурах за счет формирования полностью открытой модели взаимодействия граждан муниципальных образований с органами местной власти и закрытия потребностей граждан в удовлетворении общественных интересов и ожидания от государственных структур [3].
При функционировании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в РФ учитываются принципы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Принципы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в субъектах РФ
Принципы |
Описание |
Опережение в обучении
|
Принцип предполагает своевременное определение потребностей муниципальных образований в обучение государственных служащих. |
Непрерывность обучения |
Соблюдение сроков проведения обучения, подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации в соответствии с установленным графиком, а также по мере необходимости. |
Целевая направленность обучения |
Формирование образовательного процесса для муниципальных служащих в соответствии с государственными стандартами о дополнительном образовании. |
Научность |
Процесс получения дополнительного образования должен базироваться на научных основах и включать отечественный и передовой опыт. |
Осуществление образовательной деятельности на основе государственного заказа |
Получение дополнительного образования должно быть основано на выполнении государственного заказа, который предусматривает объем и сроки его выполнения, а также расходуемый бюджет для данных целей. |
Единое научно-методическое управление деятельностью всех элементов системы |
Проведение обучение государственных служащих возможно только в государственных ВУЗах, которые имеют право учебной деятельности для подготовки муниципальных служащих. |
Обеспечение участия в процессе управления обучением заказчиков на образовательные услуги |
Обучение муниципальных служащих возможно только при участии всех членов системы: муниципальных органов самообразовании, непосредственно государственных служащих и учебных заведений, которые реализуют программу обучения по государственному заказу. |
Выше обозначенные принципы дают возможность говорить о дисциплине муниципального образования как комплексной учебной единицы, которая включает в себя знания в самых разных областях функционирования. Предоставляемые знания должны быть не просто усвоены в теоретическом материале, а закреплены на практических примерах. Для этого стоит сконцентрироваться на построении образовательной программы. В область дополнительного образования стоит включать имитацию реальной управленческой и профессиональной деятельности в рамках тренингов, практик и других имитационных приемов [2].
Современная практика формирования системы обучения, подготовки, государственных (муниципальных) служащих представляет собой проведение обучения с целью повышения профессиональных знаний или повышения квалификации для зачисления муниципальных служащих в кадровый резерв. Обучение проводится в двух формах: с отрывом от работы и без отрыва от основной профессиональной деятельности. В процессе реализации программ по обучении государственных служащих соблюдается установленные принципы образовательного процесса в рамках достижения стратегических целей и задач муниципального образования.
