НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДИК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДИК
Нейропсихология (англ. neuropsychology; нейро- + психология) – раздел психологии, сложившийся на стыке нескольких дисциплин – психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга, отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Предмет Н. – нарушения высших психических функций, задача – психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, «перевоспитание» путем восстановительного обучения нарушенных функций. Н. создана в нашей стране работами А.Р. Лурия и его учеников. В зарубежной клинической психологии отечественной Н. соответствует такое направление как афазиология (М. Критчли*, К. Прибрам).
Статистика показывает, что количество детей, имеющих проблемы с нарушением развития речи быстро возрастает. Проблемой становятся возникшие в первые месяцы жизни ребёнка, в период вынашивания или первые годы. Эти дети имеют проблемы не только с усложнением речи, звуковоспроизведением, но и с пониманием обращённых к ним слов. К сожалению, методы не позволяют начать коррекцию раньше четырёхлетнего возраста. Поэтому часто специалистам не хватает несколько лет для устранения выявленных проблем перед поступлением в школу.
Главными характеристиками нейропсихологических методов, является:
- Системность;
- Научная обоснованность;
- Направленность не на описание, а на качественный анализ дефекта;
- Направленность на поиск механизма нарушения ВПФ.
Центральной задачей нейропсихологического исследования и является поиск этого фактора и синдромного качественного анализа дефекта.
Рисунок 1. Эффективность интеграции нейропсихологических методик
Индивидуальный характер – это одна из главных преимуществ нейропсихологического подхода. Каждый ребёнок, у которого есть нарушения, имеет свои особенности функционирования мозга, поэтому логопед может подобрать методы работы и подходы к каждому конкретному случаю.
Таблица
Некоторые упражнения нейропсихологических технологий в логопедии
Двуручное рисование для автоматизации звука |
Необходимо одновременно двумя руками прочертить линию или изобразить простую фигуру, одновременно чётко произнося изучаемый звук. |
Слоговые ряды. |
Перед пациентом выкладываются карточки с изображением слогов и цветовым обозначением различий в один ряд. Задача первую карточку правой рукой сдвинуть вниз, чётко произнеся написанный слог, левой рукой поднять вторую карточку вверх, прочитав слог про себя. Так, движения чередуются, пока слоги не будут разделены на две группы. Затем ребёнок должен определить, по какому признаку сформировались группы слогов (мягкость/твёрдость, звонкость/глухость). |
Слог – действие |
Для отработки выбираются несколько слогов, для каждого назначается движение: топнуть ножкой, хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами. Педагог показывает карточки в произвольном порядке, задача ученика — чётко произносить слог, выполняя закреплённое за ним действие. |
Кулак-ребро-ладонь |
Возможно использовать для улучшения фонематического слуха. Перед началом ставится условие: на произнесённый звук С – ладонь сжимается в кулак, З – расправляется и ложится на столешницу, Ц – ставится ребром. Так же возможно с привязкой к движению обучать разграничивать твёрдые и мягкие варианты звуков. |
Зайчики |
Логопед последовательно зачитывает несколько слов. Ребёнок прислушивается к звучанию. Если в слове встречается загаданный звук, то он берётся за правую мочку уха и улыбается, если звука нет, то дотрагивается до левой мочки и делает грустное лицо. |
Древнее письмо |
Знакомое ребёнку слово записывается только согласными, задание – добавить гласные. Постепенно задача усложняется и доходит до «расшифровки» предложения. В качестве значительно более сложного задания можно убрать из простых слов согласные буквы, оставив гласные. |
Стучалка |
Подбираются слова с проблемным для пациента звуков. Он должен записать их под диктовку, но на месте загаданного звука логопед не произносит его при диктовке, а стучит карандашом по столешнице, а ребёнок вписывает в слово и произносит, дополнительно акцентируя на этом внимание.
|
Связывание |
Эффективно при выявленных расстройствах лексико-грамматического строя речи. На первом этапе ребёнок должен связать воедино разъединённые словосочетания, затем задача усложняется и используются простые предложения из нескольких слов. На последнем по сложности уровне соединяются части поговорок и пословиц. |
Робот |
Ребёнок должен распознать количество слов в услышанном или прочитанном предложении и выполнить такое же количество заранее обговорённых движений. Для более взрослых детей возможно установить конкретные движения на предметы, действия и признаки, указанные в предложении. |
Истоки нейропсихологии, включающие как исследования нарушений высших психических функций в неврологии, так и изучение строения познавательных функций в когнитивной психологии. Особое внимание уделено тенденциям развития нейропсихологии в России и за рубежом в XX веке и на современном этапе. В своей работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский проанализировал детские вокализации, сопровождающие решение задач (Выготский Л.С., 1934, 1999). Он отметил, что грамматический состав, распространённость предложений в речи ребёнка связаны с выполняемой ею функцией. Сначала высказывания малыша являются «речью для других», и лишь затем — «речью для себя».
В заключении хочу сказать, что нейропсихологический подход в логопедии эффективен для интеграции коррекционных методик.
Рисунок 2. Некоторые преимущества такого подхода
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой.
