КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES
Sabina Muksinova
Student of the Volga Region Institute of Management named after P.A. Stolypin, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Saratov
Anastasia Dolmatova
Student of the Volga Region Institute of Management named after P.A. Stolypin, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Saratov
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации, выявляются основные факторы, способствующие данному явлению. Автором анализируются и выявляются способы противодействия коррупционным проявлениям в органах внутренних дел. В статье подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению проблемы. Делается вывод, что противодействие и предупреждение коррупции в органах внутренних дел неразрывно связано с реализацией мероприятий, проводимых на общесоциальном, институциональном, организационном и личностном уровнях. Выявление и пресечение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками данной структуры– важнейшее направление противодействия коррупции.
Abstract. This article examines the problems of corruption in the internal affairs bodies of the Russian Federation, identifies the main factors contributing to this phenomenon. The author analyzes and identifies ways to combat corruption in the internal affairs bodies. The article emphasizes the need for a comprehensive approach to solving the problem. It is concluded that combating and preventing corruption in the internal affairs bodies is inextricably linked with the implementation of measures carried out at the general social, institutional, organizational and personal levels. Detection and suppression of corruption crimes committed by employees of this structure is the most important area of anti-corruption efforts.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика, органы внутренних дел.
Keywords: corruption, anti-corruption, prevention, internal affairs agencies.
В современных российских реалиях коррупция приобрела системный характер. Борьба с данным явлением на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности как зарубежом, так и в России. По статистике, представленной Следственным комитетом Российской Федерации (далее-СК РФ), ущерб от коррупции в 2024 году составил 14,2 млрд руб. За девять месяцев 2024 года сотрудниками СК РФ было направлено 9 тыс. уголовных дел о коррупции, что на 14,4% больше, чем за аналогичный период в 2023 году [1]. Данная статистика говорит о высоком уровне коррупции, наносящей вред как всему государству, так и отдельным гражданам Российской Федерации.
Коррупционные проявления охватывают почти все сферы общественной жизни, в том числе правоохранительную систему, усиливая дисфункцию институтов власти. Коррупция в органах внутренних дел представляет собой серьезную проблему, так как вовлечение данных органов в коррупционные схемы подрывает доверие к государственным институтам со стороны граждан. Вследствие этого нарушаются права человека, когда правоохранительные органы используют свои полномочия для преследования граждан по личным мотивам или для получения взяток. Все это влияет на уровень преступности, безопасность, экономическую и политическую стабильность в государстве.
Основополагающее значение в борьбе с коррупцией имеет Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» [2], определяющий коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Также существует ряд ведомственных нормативно-правовых актов, закрепляющих антикоррупционные положения, касающихся конкретных правоохранительных органов. Так, например, меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел содержатся в Федеральном законе № 3-ФЗ «О полиции» [3], а также в Федеральном законе № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Меры уголовной ответственности за совершение коррупционных преступление предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации [5].
Среди субъектов противодействия коррупции, упомянутых в ст.1 Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции» важную роль играют органы государственной власти, в частности правоохранительные органы, которые обладают широкими полномочиями в данной области. Однако, порой сами органы становятся сосредоточием коррупционных схем, связи которых побуждают сотрудников оберегать «курируемых» правонарушителей от разоблачения гражданами или другими работниками правоохранительных органов, способствовать уклонению их от уголовной и административной ответственности, что повышает уровень преступности. Согласно данным, представленным официальным представителем СК РФ, из всех совершаемых коррупционных преступлений около 40% относятся к правоохранительной сфере (т. е. около 12,7 тыс. преступлений по состоянию на 1 октября 2024 года) [6]. Так, например, в октябре прошлого года Отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Саратовской области было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя руководителя одного из управлений регионального МВД по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере) [7]. По данным следствия, в июле-октябре 2024 года подозреваемый получил лично от представителя коммерческой организации взятку в виде денег в размере 200 000 рублей за оказание содействия в возвращении представителям общества оргтехники и финансово-хозяйственной документации, изъятой по материалу процессуальной проверки.
Причины, обуславливающие проявления коррупционных практик в органах внутренних дел многообразны. К ним относятся, в частности:
- Наличие широкого объема полномочий, которые зачастую используются в личных целях. Также в рамках совершения коррупционных преступлений сотрудниками МВД в личных целях либо в интересах третьих лиц может быть использована служебная информация, в том числе в рамках судопроизводства по уголовным делам;
- Отсутствие действенных механизмов внешнего и внутреннего контроля со стороны вышестоящих органов, недостаточно четкое распределение компетенций между служащими, недостаточно качественный профессиональный отбор кандидатов при приеме на службу [8];
- Отсутствие системы стимулирования антикоррупционного поведения в обществе, правовой нигилизм сотрудников;
- Также, как отмечает А. П. Кривогина, причиной коррупционных преступлений в системе МВД России являются эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, профессионально-нравственная деформация и тд [9].
Несмотря на то, что на сегодняшний день в структуре МВД создано управление собственной безопасности, которое осуществляет меры по борьбе с коррупционными проявлениями в данном ведомстве, статистика говорит о том, что вопрос противодействия остаётся острым и требует совершенствования антикоррупционных мер. Каждый год выявляются сотни коррупционных преступлений, совершаемые сотрудниками внутренних дел. Так, одно из самых резонансных дел в отношении двух коллег, бывших сотрудников полиции- Дмитрия Соколова и Георгия Сатюкова, было возбуждено в 2024 году. По данным следствия, в период несения службы с марта 2019 года по октябрь 2021 года, коллеги незаконно получили от администратора криптобиржи пять миллиардов рублей в электронных валютах биткойн и эфириум, что является самой большой взяткой среди сотрудников органов внутренних дел в России. Часть денег они легализовали через конвертацию в фиатные деньги для покупки ювелирных изделий, ценных бумаг и имущества, в том числе за границей. На сегодняшний день подозреваемые заочно арестованы и объявлены в розыск, так как покинули Россию [10].
В данном случае, на наш взгляд, важны профилактические меры по борьбе с коррупцией в данном ведомстве. Профилактика коррупции в органах внутренних дел должна осуществляется в следующих основных направлениях:
1) Формирование нетерпимости к коррупционному поведению среди сотрудников и граждан;
2) Усиление законодательных мер профилактики и выявления коррупционных схем [11].
Важно сосредоточить усилия должностных лиц, государственных органов на устранении базовых причин коррупционного поведения, таких как низкий уровень правовой культуры, правосознания. Необходимо просвещение в области соблюдения прав и свобод человека, повышения правосознания сотрудников внутренних дел, гражданской ответственности. Кроме того, необходимо обеспечить высокий уровень не только антикоррупционного, но и профессионального образования сотрудников, направлять их для обучения в профильные учреждения среднего и высшего образования, повышать их квалификацию, а, в случае необходимости, проводить переподготовку кадров. Исследователи подчеркивают важность создания условий для комплексного развития сотрудников внутренних дел. Это включает в себя формирование у них осознания своей почетной роли в органах, отвечающих за поддержание правопорядка, защиту жизни граждан и государственных интересов, а также стимулирование интереса к созданию положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел в глазах общества и гражданских институтов.
Также возможно применение следующих мер, направленных на борьбу с коррупцией в силовых органах:
- Обеспечение мер государственной поддержки, чтобы исключить желание получения ими незаконной выгоды;
- Проведение проверок различного уровня, как плановых, так и внеплановых;
- Поощрение сотрудников МВД за добросовестное несение своей службы и тд.
Таким образом, вопрос коррупции в органах внутренних дел остается одним из наиболее актуальных. Борьбу с данным явлением стоит вести на всех уровнях власти, при участии институтов гражданского общества и консолидации мер всех субъектов предупредительной деятельности.
