Статья:

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ИСКРА»)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бодунова Е.И. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ИСКРА») // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 33(342). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/342/178303 (дата обращения: 03.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ИСКРА»)

Бодунова Екатерина Ивановна
студент, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Эльяшев Дмитрий Витальевич
научный руководитель, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье на основе применения методик расчета налоговой нагрузки: методики Департамента налоговой политики Минфина РФ и методики Е.А. Кировой на примере ЗАО «Искра» проведён расчет налоговой нагрузки организации за период 2020–2024 гг. с использованием обоих подходов. Показано, что величина налоговой нагрузки предприятия в исследуемый период характеризуется нестабильностью, что связано с изменением структуры налоговых платежей, динамикой прибыли, численности сотрудников и площадей сельхозугодий. Установлено снижение вновь созданной стоимости и значительные колебания налоговой нагрузки по отношению к ней, что указывает на наличие рисков для финансовой устойчивости предприятия.

 

Ключевые слова: анализ, налоговая нагрузки предприятия, методы оценки, практические результаты.

 

Понятие «налоговая нагрузка» является одним из важных экономических показателей, которые применяются для оценки финансового состояния предприятия любого вида деятельности. На сегодняшний день оценка совокупности всех налоговых платежей и ее влияние на экономическое положение организации является одним из наиболее сложных и противоречивых вопросов, в исследованиях как мировых, так и российских учёных.

Существует большое количество методик определения налоговой нагрузки. Методы оценки и расчета налоговой нагрузки стали активно развиваться в нашей стране в конце прошлого века с переходом в рыночную экономику.

В практике наиболее распространёнными являются методика Е.А. Кировой и методика Департамента налоговой политики Минфина России.

К преимуществам методики Е.А. Кировой можно отнести то, что на величину вновь созданной стоимости не оказывают влияние выплаченные налоги.

Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно предприятием. При этом на объективность показателя не влияет ни отраслевая специфика, ни размер фирмы [2].

Показатель налоговой нагрузки, рассчитанный по методике Департамента налоговой политики Минфина России, характеризует долю налогов в выручке от продажи продукции (работ, услуг), однако он не показывает влияние налогов на финансовое положение организации, поскольку не берет во внимание структуру налогов в выручке [3].

Оценим налоговую нагрузку ЗАО «Искра». В таблице 1 представлены показатели для расчёта вновь созданной стоимости.

Таблица 1.

Показатели для расчёта вновь созданной стоимости, тыс. руб.

Показатель

Период, годы

Темп роста в 2024 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

2024

Оплата труда

5129

4796

4535

4132

5373

4,76

Налоговые платежи

1656

2173

1739

3347

1596

-3,62

Платежи во внебюджетные фонды

1677

1551

1486

1350

1851

10,38

Прибыль организации

2451

2221

3830

1132

1045

-57,36

ВСС

10913

10741

11590

9961

9865

-9,60

 

Анализ налоговой нагрузки в ЗАО «Искра» необходимо начать с общего анализа платежей по налогам и сборам, которые производила организация за исследуемый период. ЗАО «Искра» не имеет просроченных задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам, что говорит о дисциплине в расчетах организации.

Для расчета налоговой нагрузки применяются суммы уплаченных налогов и сборов. В соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 с поправками от 04.06.2020) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В таблице 2 представлены расчёты для анализа налоговой нагрузки [1].

Таблица 2.

Анализ налоговой нагрузки в ЗАО «Искра» с 2020 г.  по  2024 г.

Показатели

Период, годы

Темп роста в 2024 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

2024

Всего налогов, сборов и обязательных платежей, в т.ч., тыс. руб.

1656

2173

1739

3347

1596

-3,62

ЕСХН, тыс. руб.

680

1245

619

1050

569

-16,32

НДС, тыс. руб.

-

-

-

1522

10

-99,34

Земельный налог, тыс. руб.

274

296

513

295

339

19,17

НДФЛ, тыс. руб.

694

624

593

477

673

-3,02

другие налоги и сборы, в т.ч., тыс. руб.

8

8

14

3

5

-37,5

Транспортный налог, тыс. руб.

8

8

14

3

5

-37,5

Страховые взносы, в т.ч., тыс. руб.

1548

1431

1369

1246

1587

2,46

на обязательное социальное страхование, тыс. руб.

149

138

139

120

153

2,61

на обязательное пенсионное страхование, тыс. руб.

1136

1050

999

914

1164

2,4

на обязательное медицинское страхование, тыс. руб.

263

243

231

212

270

2,59

Взносы на страхование по травматизму, тыс. руб.

129

120

117

104

133

3

Всего обязательных платежей, тыс. руб.

3333

3724

3225

4697

3316

-0,51

 

Анализ данных таблицы 2 показывает, что в ЗАО «Искра» в период с 2020 по 2024 годы наблюдается неоднородная динамика налоговых и обязательных платежей. Общая сумма налогов и сборов снизилась на 3,62%, при этом наиболее значительные изменения коснулись отдельных налогов. Так, платежи по ЕСХН уменьшились на 16,32%, что может свидетельствовать о снижении налогооблагаемой базы либо о применении налоговых льгот. НДС в 2024 году сократился практически полностью (–99,34%) по сравнению с 2023 годом, что, вероятно, связано с изменением хозяйственных операций, облагаемых данным налогом. В то же время земельный налог увеличился на 19,17% в результате расширения площади сельскохозяйственных угодий. НДФЛ снизился на 3,02%, что объясняется сокращением численности персонала. Существенное уменьшение произошло и по транспортному налогу (–37,5%) в связи со списанием техники. Напротив, страховые взносы и взносы на страхование по травматизму показали небольшой рост, что отражает повышение уровня заработной платы работников. В итоге совокупный объём обязательных платежей практически не изменился (–0,51%), однако их структура заметно сместилась в сторону земельных налогов и страховых платежей.

В таблице 3 представлены расчёты налоговой нагрузки по методике Е.А. Кировой и по методике департамента налоговой политики Минфина России.

Таблица 3.

Расчёт налоговой нагрузки ЗАО «Искра»

Показатели

Период, годы

Темп роста

в 2024 г. к 2020 г., %

2020

2021

2022

2023

2024

Налоговая нагрузка по отношению к ВСС, %

30,54

34,67

27,82

47,15

33,61

+9,13

Налоговая нагрузка  по методике департамента

налоговой политики Минфина России, %

3,41

7,18

3,23

7,46

5,48

+37,77

 

Данные таблицы 5 позволяют оценить динамику налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка по методике Е.А. Кировой, рассчитанная как отношение налогов и сборов к ВСС, характеризуется высокой нестабильностью: в 2020 году она составляла 30,54%, в 2022 году снизилась до 27,82%, а в 2023 году резко возросла до 47,15%. Налоговая нагрузка  по методике департамента налоговой политики Минфина России, напротив, демонстрирует меньшие абсолютные значения, однако также отличается нестабильностью: она варьировалась от 3,23% в 2022 году до 7,46% в 2023 году, а в целом за пятилетний период увеличилась на 37,77%.

Таким образом, проведённый анализ показывает, что ЗАО «Искра» характеризуется снижением финансовой базы и нестабильностью налоговой нагрузки. С одной стороны, структура налоговых платежей изменилась в сторону роста земельных налогов и страховых взносов при резком падении НДС и ЕСХН. С другой стороны, значительные колебания налоговой нагрузки по различным методикам указывают на наличие налоговых рисков и затрудняют долгосрочное финансовое планирование. Всё это свидетельствует о повышенной уязвимости предприятия к изменениям налоговой базы и налоговой политики.

 

Список литературы:
1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 с поправками от 04.06.2020) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ 
2. Кирова Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять? // Финансы. 2009. № 4. С. 19-21.
3. Кожинов В.Я. Налоговое планирование. Рекомендации бухгалтеру. М., ФКК. – 2016. 180 с.