Статья:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Климова К.С. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180163 (дата обращения: 21.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Климова Ксения Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Рабыко Ирина Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Понятие экономической безопасности в Республике Беларусь утверждено в Доктрине экономической безопасности (утв. Указом Президента № 470 от 29.12.2021 г.). Согласно Доктрине [1], экономическая безопасность — это «состояние защищённости национальной экономики от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее суверенитет, устойчивое развитие и повышение благосостояния граждан». В отличие от традиционного риско-менеджмента, она включает:

  • Стратегическую измеряемость (долгосрочные пороговые значения — «красные линии»);
  • Системность (взаимосвязь финансовой, продовольственной, энергетической, технологической и демографической безопасности);
  • Опережающий характер (профилактика, а не реакция).

Для количественной оценки возможно использовать модифицированный Интегральный индекс экономической безопасности Беларуси (ИЭБ-BY), адаптированный под национальную специфику:

где: S1— индекс финансовой устойчивости (ЗВР/краткосрочные внешние обязательства, инфляция, курсовая волатильность);

S2— индекс внешнеторговой диверсификации (индекс Херфиндаля–Хиршмана по партнёрам и товарам);

S3— индекс продовольственной и энергетической самодостаточности;

S4— индекс технологического суверенитета (доля отечественных решений в ИКТ, машиностроении, фармацевтике);

S5— индекс бюджетно-долговой устойчивости (дефицит/ВВП, долг/ВВП, доля внутреннего заимствования).

Нормировка: 0 — критическая угроза, 1 — высокая безопасность.

До 2022 г. структурная уязвимость белорусской экономики определялась:

— высокой зависимостью от внешнего рынка: экспорт к ВВП составлял 51,2% в 2021, импорт к ВВП  58,9% — один из самых высоких показателей в ЕАЭС [2]. Хроническим дефицитом текущего счёта: в среднем –3,2% ВВП в 2015–2021 гг. [3]. Концентрацией внешней торговли: в 2020 г. на Российскую федерацию приходилось 58,3% товарооборота, на страны Европейского союза  — 27,1% [4].

После 2022 г. началась активная переориентация:

Таблица 1.

Показатели переориентации

Показатель

2020 г

2023 г

2024 г

Изменение 2020 к 2024

Доля России в товарообороте, %

58,3

51,2

46,7

- 11,6

Доля стран ЕАЭС (без России), %

8,1

10,9

12,5

4,4

Доля Китая, %

6,2

9,4

11,3

5,1

Доля стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан), %

2,1

4,5

6,8

4,7

Индекс ХХ по партнёрам (чем ниже — тем диверсифицированнее), %

0,381

0,312

0,274

28

Источник: Национальный статистический комитет [4], расчёты автора.

 

Одновременно сокращался дефицит текущего счёта:  –2,1% ВВП в 2022 г., –0,8% ВВП в 2023 г., +0,3% ВВП в 2024 г. — впервые профицит с 2013 г. [3]. Ключевая угроза — это колебания курса белорусского и истощение золотовалютных резервов. В 2020–2022 гг. инфляция достигла 11,5%, курс BYN девальвировался на 24% к корзине валют. Золотовалютные резервы сократились до $6,9 млрд (декабрь 2022) — покрывали 2,1 месяца импорта [5]. Государственная политика сместилась в сторону внутренней устойчивости: Нацбанк с 2023 г. перешёл к управлению ликвидностью в BYN, увеличив долю национальной валюты в интервенциях с 18% в 2022 г. до 62% в 2024 г. [5].Созданы резервы в альтернативных активах: доля золота в ЗВР выросла с 8,7% в 2022 г. до 21,4%  в 2025г. В 2025 г. накоплено 120 т золота [6].

Золотовалютные резервы восстановлены до $9,4 млрд на 01.10.2025 — 3,4 месяца импорта, превышая пороговое значение Доктрины за 3 месяца [5].

Таблица 2.

Интегральный индекс экономической безопасности (ИЭБ-BY): динамика 2020–2024 гг.

Год

Финансовая устойчивость

Внешнеторговая диверсификация

Продовольственная и энергитическая самостоятельность

Техническая суверенность

Бюджетно-долговая устойчивость

ИЭБ-BY

2020

0,28

0,31

0,65

0,22

0,34

0,34

2022

0,24

0,28

0,71

0,20

0,26

0,30

2023

0,41

0,39

0,78

0,24

0,46

0,45

2024

0,58

0,52

0,85

0,26

0,62

0,58

Примечание: оценка по 5-балльной шкале, нормированной к [0;1].

 

Экономическая безопасность в Республике Беларусь перестала быть декларативным принципом и превратилась в операционную основу макроэкономической политики. Статистические данные подтверждают формирование новой модели: менее открытой, более регулируемой, но и более устойчивой к экзогенным шокам. Повышение ИЭБ-BY с 0,34 до 0,58 за 4 года — значимый результат, однако долгосрочная безопасность невозможна без решения «технологического разрыва». Будущее парадигмы зависит от способности совместить защиту с развитием — т.е. сделать безопасность не барьером, а условием модернизации.

 

Список литературы:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2021 № 470 «Об утверждении Доктрины экономической безопасности Республики Беларусь».
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Внешняя торговля Республики Беларусь: 2015–2024. — Минск, 2025. — [Электронный ресурс]: URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_3445/
3. Национальный банк Республики Беларусь. Платёжный баланс за 2020–2024 гг. — [Электронный ресурс]: URL: https://nbrb.by/statistics (дата обращения: 03.12.2025)
4. Национальный банк Республики Беларусь. Информация о состоянии золотовалютных резервов (ежемесячные отчёты, 2022–2025).— [Электронный ресурс]: URL: https://nbrb.by/statistics  (дата обращения: 03.12.2025)
5. Министерство экономики Республики Беларусь. Основные параметры республиканского бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. — [Электронный ресурс]: URL https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12400048 (дата обращения: 03.12.2025)
6. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2025–2027 годы. — Минск: Минэкономики, 2024.
7. Можейко, А. Экономическая безопасность Республики Беларусь-Банкаўскі веснік -2021 - № 6 – с.44-62. — [Электронный ресурс]: URL: https://www.nbrb.by/bv/pdf/journals/695.pdf (дата обращения: 03.12.2025)