Статья:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сергеева Е.А. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180236 (дата обращения: 16.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Сергеева Екатерина Александровна
студент Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, РФ, г. Нижний Тагил

 

WORKING WITH PARENTS OF ANXIOUS CHILDREN: METHODS AND FORMS

 

Sergeeva Ekaterina Alexandrovna

Student of Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

 

Тревожность в детском возрасте часто коренится в особенностях семейного воспитания. Эффективная работа с родителями включает проведение разъяснительных бесед, предоставление для ознакомления специализированной литературы и активное вовлечение в совместную деятельность с педагогами и психологами. Как правило, детская тревожность обостряется, когда ребенок переживает внутренний конфликт.

Опыт показывает, что формирование детской тревожности напрямую связано с неконструктивным воспитательным процессом. Например, родители, чьи дети проявляют тревожность, зачастую предъявляют чрезмерно высокие, фактически невыполнимые требования [1, с.37]. Ребенок оказывается в замешательстве, пытаясь найти способ угодить взрослым и заслужить их расположение и любовь. Многочисленные неудачи приводят к осознанию невозможности соответствовать родительским ожиданиям [2, с.82].

Необоснованно завышенные требования могут быть следствием неудовлетворенности родителей собственным социальным положением или их стремлением реализовать через ребенка свои невоплощенные амбиции. Есть и другие причины. Например, добившись успеха и материального благополучия, взрослые могут, не желая видеть в своем ребенке «неудачника», заставлять его работать на износ. Также нередки ситуации, когда родители сами отличаются высокой тревожностью, из-за чего любую мелкую неудачу они воспринимают как катастрофу, исключая для ребенка возможность совершить даже минимальный промах. Такие дети лишены важного опыта обучения на собственных ошибках.

Как правило, у родителей тревожных детей также наблюдается повышенный уровень тревожности, что часто сочетается с низкой самооценкой, мышечными зажимами, а также неудовлетворенностью собой и своими действиями. Этим родителям, в первую очередь, необходимо сосредоточиться на самокоррекции, например, используя восемь методов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997) [1, с.82].

Чтобы избежать порицания или повышенного внимания взрослых, ребенок может физически и психологически подавлять свою внутреннюю энергию. Он может привыкнуть к поверхностному и частому дыханию, втягивать голову в плечи и стараться незаметно и осторожно покидать помещение. Подобные паттерны поведения препятствуют полноценному развитию ребенка, реализации его творческого потенциала и затрудняют общение. Следовательно, родители должны приложить все усилия, чтобы заверить ребенка в своей безусловной любви (независимо от его успехов) и признать его компетентность в какой-либо сфере (поскольку неспособных детей не бывает).

В первую очередь, взрослым следует ежедневно отмечать успехи ребенка, рассказывая о них другим членам семьи в его присутствии (например, во время общего семейного ужина). Категорически важно исключить унижающие достоинство выражения («осел», «дурак»), даже в моменты сильного раздражения или гнева. Не следует принуждать ребенка к извинениям за проступок; лучше дать ему возможность объяснить причину своего поступка (если он готов). Извинение, данное под давлением, способно породить не раскаяние, а озлобление.

Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми

В процессе занятий с тревожными детьми целесообразно придерживаться следующих установок:

- Безоговорочно принимать ребенка таким, какой он есть, верить в его потенциал и уважать не только его личность, но и его страхи, а также деструктивные поведенческие проявления.

- Стимулировать спонтанное выражение чувств.

Часто, попадая в игровую среду, тревожный ребенок ожидает четких указаний и инструкций: что разрешено, а что запрещено. Многие дети молчат и демонстрируют неуверенность. В этом случае педагог должен комментировать действия ребенка, поощряя его самостоятельность и инициативность. Посредством игры ребенок постепенно учится принимать решения, обретая смелость и уверенность в себе.

Родителям могут быть полезны следующие практические рекомендации:

- Избегать вовлечения тревожных детей в соревновательные игры и аналогичные виды активности.

- Не торопить детей с флегматичным или меланхолическим темпераментом, позволяя им действовать в привычном ритме. (Например, можно посадить такого ребенка за стол или начать одевать его немного раньше других).

- Хвалить ребенка даже за самые незначительные успехи.

- Не принуждать ребенка к непривычным занятиям; сначала дать ему возможность просто понаблюдать за сверстниками.

- Использовать в занятиях знакомые игрушки и материалы.

- Закрепить за ребенком постоянное место за столом и свою кроватку [3, с.5]

- Категорически недопустимо угрожать невыполнимыми наказаниями: («Замолчу, или заклею рот! Уйду от тебя! Убью!»). Ласковые родительские прикосновения способствуют формированию у тревожного ребенка чувства уверенности и доверия к окружающему миру, что помогает преодолеть страх насмешек или предательства. Родители обязаны быть последовательными и единодушными в вопросах поощрения и наказания. Не зная, например, как сегодня отреагирует мать на разбитую тарелку, малыш испытывает усиленный страх, что приводит к стрессу.

Создание Идеального Психологического Климата

Благоприятная психологическая атмосфера в семье является залогом гармоничного развития личности и снижения тревожности. Целесообразно предложить родителям для ознакомления идеальную модель семейного взаимодействия (по А.А. Бодалеву, В.В. Столину):

- Все члены семьи, включая детей, обладают равными правами.

- Каждый имеет автономию и право самостоятельно принимать решения, а также решать, делиться ли своими намерениями.

- Каждый может и должен выражать словами свои текущие позитивные и негативные чувства по отношению к другим. Все чувства принимаются. Детей учат конструктивной критике родителей. Важен принцип: «Все мы можем ошибаться».

- Семейный совет выполняет исключительно совещательную функцию. Каждый вправе принять или отклонить его решения. Родители должны советоваться со своими детьми.

- Члены семьи воздерживаются от негативных оценок друг друга. Они внимательно выслушивают собеседника, не перебивая, стараясь понять его эмоции. Можно задавать уточняющие вопросы, чтобы помочь говорящему лучше понять себя. Не обобщать прошлые неприятности, опираться на принцип «здесь и сейчас».

- Не использовать моральные штампы. Рассказывать о себе, своих трудностях и личной жизни.

- Хвалить за хорошие дела и поступки.

- В семье царят доверие и уважение. Проявлять терпеливую любовь и внимание к внутреннему миру переживаний другого. Практиковать откровенные душевные разговоры на любые темы.

Основные рекомендаций для поддержки тревожного ребенка:

На основе вышеизложенного можно выделить 14 ключевых рекомендаций для поддержки тревожного ребенка в семейном кругу:

1. При наличии в семье двух и более взрослых, занимающихся воспитанием, согласовать и выработать единую систему требований. Противоречия в требованиях — одна из основных причин тревожности.

2. Проявлять последовательность: выполнять принятые решения. Любые изменения должны быть обоснованы и объяснены ребенку, при этом недопустимо, чтобы они зависели от вашего настроения.

3. Приложить усилия для согласования семейных требований с требованиями детского сада.

4. Обеспечить выполнение требований детского сада. Например, посещать собрания и утренники, чтобы ребенок не испытывал стыда из-за того, что его мама игнорирует требования воспитателя и чувствует себя «заброшенным».

5. Пересмотреть свои требования к ребенку относительно садика. Не внушайте ему постоянно, что он должен быть лучшим. Принимайте во внимание его утомляемость, физическое состояние, болезни, а также потребности в отдыхе, игре, общении и ощущении счастья.

6. Если в семье двое и более детей, будьте крайне осторожны со сравнениями. Сравнение будет воспринято как угроза утраты родительской любви и угроза статуса в глазах брата или сестры.

7. Учите ребенка оптимизму. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь, подавая личный пример. Убеждайте, что «все будет хорошо». Учите искать положительные моменты в любой ситуации, руководствуясь принципом «нет худа без добра».

8. Делитесь жизненным опытом решения проблем и преодоления трудностей. Можно поделиться собственной тревогой, но лучше в прошедшем времени: «Я боялся, но потом мне удалось сделать то-то и то-то».

9. Если ожидаются перемены (рождение младшего, переезд, смена сада или группы), заранее готовьте ребенка к изменениям, рассказывая, что его ожидает.

10. Если в конкретной ситуации ребенок напряжен, предложите упражнение на расслабление: глубокий вдох, улыбка, представление чего-то приятного.

11. При наличии конкретных и устойчивых тем для тревоги, первая задача — понять и принять страхи ребенка; он имеет на них полное право. Это особенно важно для мальчиков, поскольку они часто подвергаются насмешкам за проявление страха. Оценочные суждения и насмешки контрпродуктивны, так как не помогают ребенку справиться с тревогой.

12. Помощь в преодолении тревоги заключается в создании менее пугающих условий. Категорически нельзя заставлять ребенка совершать действие, которого он боится (например, оставаться в комнате одному). Это лишь усилит симптом. Если боится засыпать в темноте, пусть спит при свете; если боится спросить дорогу, спросите вместе с ним. Таким образом, вы демонстрируете конструктивные способы решения тревожащих ситуаций. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

13. Проанализируйте среду, в которой живет и развивается ребенок. Частой причиной страхов и тревоги являются грубые конфликты взрослых, физические наказания или просмотр ребенком в одиночестве (без взрослых) телепередач, содержание которых он не способен осмыслить. Помните: ребенок имеет полное право чувствовать себя беззащитным и испытывать страх, когда взрослые ведут себя некорректно, поскольку он физически слаб и не может контролировать их поведение.

14. Если тревога и страхи настолько выражены, что нарушают его повседневную активность (например, страх лифта, страх оставаться дома одному, страх спать без света и т. п.), необходима консультация и, возможно, коррекционная работа психолога или психотерапевта с ребенком и членами семьи.

Родители, которые следуют этим рекомендациям, со временем отмечают улучшение своего эмоционального и физического самочувствия. Они, как правило, демонстрируют готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Таким образом, создание благоприятного психологического микроклимата в семье способствует гармоничному формированию личности и снижению уровня тревожности. Родителям следует активно общаться со своими детьми, организовывать совместный досуг (праздники, походы, посещение театров). Поскольку тревожным детям часто требуется объект для проявления любви и ласки, рекомендуется завести домашних питомцев: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Придерживаясь этих советов, родители смогут эффективно содействовать снижению тревожности своего ребенка. Им необходимо принять и осознать тревожность ребенка, интересоваться его жизнью, чувствами и страхами, научить говорить о них и быть готовыми выслушать. Совместно с ребенком можно анализировать и находить решения для различных ситуаций в саду и семье.

 

Список литературы:
1. Акулов В. А, Кудренок Т. А. Сборник проективных методик
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б.  «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 136 с.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа» Санкт-Петербург, 2005 – 145с.