ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Потребительские расходы домашних хозяйств являются одним из основных макроэкономических показателей, отражающих уровень жизни и структуру потребностей населения. В системе национальных счетов потребление домохозяйств занимает наибольшую долю в совокупных расходах и составляет более половины валового внутреннего продукта по методу использования доходов [2, с. 112–113; 5, с. 37–38]. Изменение объёма и структуры потребительских расходов влияет на экономический рост и социальную устойчивость.
Согласно основному психологическому закону Кейнса, с ростом дохода потребление увеличивается, но медленнее, чем доход, поскольку часть прироста направляется в сбережения [1, с. 31–32]. Таким образом, политика, влияющая на доходы и инфляцию, оказывает воздействие и на потребительские расходы. Важную роль здесь играет денежно-кредитная политика, определяющая стоимость кредитов, условия сбережений и динамику цен.
Цель статьи – показать, как денежно-кредитная политика Республики Беларусь через инфляцию и доходы населения влияет на объём и структуру потребительских расходов домашних хозяйств.
Для достижения цели решаются следующие задачи: раскрыть теоретическую связь денежно-кредитной политики и потребительских расходов; охарактеризовать роль потребительских расходов в системе макроэкономических показателей; проанализировать инфляционные ориентиры денежно-кредитной политики и динамику цен; выявить основные тенденции потребительских расходов населения; определить место прямого ценового регулирования в дополнение к денежно-кредитной политике.
Для раскрытия поставленных задач сначала рассмотрим теоретические аспекты взаимосвязи денежно-кредитной политики и потребительских расходов, а затем перейдём к анализу белорусской практики.
Потребление домохозяйств рассматривается как один из основных компонентов совокупных расходов наряду с инвестициями, государственными расходами и чистым экспортом. Высокая доля потребительских расходов в структуре ВВП означает, что их динамика существенно влияет на объём выпуска и занятость [2, с. 112–113].
В кейнсианском подходе функция потребления связывает расходы домохозяйств с располагаемым доходом, включает автономное потребление и часть, пропорциональную доходу. Предельная склонность к потреблению меньше единицы, поэтому рост доходов одновременно увеличивает потребление и сбережения [1, с. 31–33].
Денежно-кредитная политика реализуется через изменение денежного предложения и стоимости заёмных средств. Основные инструменты – ключевая процентная ставка, операции на открытом рынке, нормы резервирования, валютные интервенции [2, с. 327–330]. Влияние на потребительские расходы проявляется по нескольким каналам.
Процентный канал: повышение ключевой ставки делает кредиты дороже и увеличивает доходность сбережений, что стимулирует домохозяйства больше откладывать и меньше тратить; снижение ставки удешевляет кредиты и поддерживает рост потребления [2, с. 330–331].
Инфляционный канал: ускорение инфляции снижает реальную покупательную способность доходов и заставляет перераспределять расходы в пользу первоочередных статей – продуктов питания и жилищно-коммунальных услуг, сокращая спрос на товары длительного пользования и услуги [1, с. 32; 5, с. 39].
Канал ожиданий: понятные и реалистичные цели по инфляции снижают склонность к опережающим покупкам и формированию «запасов», делая потребительское поведение более устойчивым [6; 10].
Доходный канал: через влияние на деловую активность, занятость и уровень процентных ставок денежно-кредитная политика сказывается на реальных доходах населения. Более мягкие условия кредитования могут способствовать их росту и поддерживать потребительские расходы; ужесточение, напротив, ограничивает их [2, с. 330–331; 3, с. 71–72].
Таким образом, денежно-кредитная политика воздействует на потребительские расходы через стоимость кредитов, уровень инфляции, ожидания и динамику реальных доходов. Переходя от теоретического анализа к практическим аспектам, рассмотрим, как эти механизмы проявляются в условиях экономики Республики Беларусь.
Основные цели и параметры денежно-кредитной политики Республики Беларусь закрепляются в документе «Основные направления денежно-кредитной политики», ежегодно утверждаемом постановлением Правления Национального банка [10; 9]. Приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть умеренной и предсказуемой инфляции, совместимой с устойчивым развитием экономики и сохранением покупательной способности национальной валюты [9].
Целевые показатели включают ориентиры по темпам роста индекса потребительских цен, параметрам расширения рублёвой денежной массы и динамике кредитования экономики [10]. На инфляцию воздействуют как монетарные факторы (денежная масса, кредитование), так и немонетарные (внешние ценовые шоки, регулируемые тарифы, структурные особенности экономики) [6].
В 2020–2022 гг. в Республике Беларусь наблюдалось ускорение инфляции. В 2022 г. индекс потребительских цен превысил 115 % к предыдущему году, особенно быстрым был рост цен на продовольственные товары [6]. Это снижало реальную покупательную способность доходов и усиливало нагрузку на семейные бюджеты.
Рост цен привёл к изменению структуры потребительских расходов: увеличилась доля затрат на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, а расходы на непродовольственные товары длительного пользования и услуги досуга сокращались в реальном выражении [5, с. 39–40; 7, с. 23].
С 2023 г. по мере замедления инфляции и роста реальных располагаемых доходов стало возможным частичное восстановление ранее отложенного спроса. Средние ежемесячные денежные расходы домохозяйств увеличились, при этом доля потребительских расходов в общей структуре денежных расходов начала немного снижаться, а доля сбережений и вложений в недвижимость – возрастать [3, с. 71–72].
В структуре потребительских расходов уменьшился удельный вес затрат на продукты питания, выросла доля расходов на транспорт, связь, общественное питание и услуги отдыха [3, с. 72–73; 7, с. 23–24].
Помимо монетарных инструментов, в Беларуси используются меры прямого регулирования цен на социально значимые товары. Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь № 4 от 27.01.2025 г. установлены показатели ежемесячного допустимого роста потребительских цен к декабрю 2024 г., формирующие коридор изменения цен в течение года [8]. Эти меры сглаживают ценовые шоки и дополнительно защищают наиболее уязвимые группы населения, дополняя влияние денежно-кредитной политики [5, с. 41–42; 9].
В ходе работы мы пришли к выводу, что потребительские расходы домашних хозяйств занимают ключевое место в экономике: через них отражается уровень жизни населения и то, как домохозяйства реагируют на изменения в макроэкономической среде. Структура расходов существенно меняется под воздействием доходов, цен и ожиданий относительно будущего.
Мы установили, что денежно-кредитная политика влияет на потребительские расходы через изменение процентных ставок, динамику инфляции, формирование ожиданий населения и влияние на реальные доходы. Период повышенной инфляции сопровождался ростом доли базовых расходов и сжатием возможностей для расширения потребления, тогда как замедление инфляции и восстановление доходов позволило частично возобновить отложенный спрос и увеличить расходы на непродовольственные товары и услуги. В дальнейшем развитие потребительских расходов в Республике Беларусь будет зависеть от того, насколько успешно удастся сочетать цели ценовой стабильности с поддержанием реальных доходов населения и продуманным регулированием цен на социально значимые товары.

