Статья:

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Наливко П.А. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180242 (дата обращения: 16.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Наливко Полина Андреевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Рабыко Ирина Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Потребительские расходы домашних хозяйств являются одним из основных макроэкономических показателей, отражающих уровень жизни и структуру потребностей населения. В системе национальных счетов потребление домохозяйств занимает наибольшую долю в совокупных расходах и составляет более половины валового внутреннего продукта по методу использования доходов [2, с. 112–113; 5, с. 37–38]. Изменение объёма и структуры потребительских расходов влияет на экономический рост и социальную устойчивость.

Согласно основному психологическому закону Кейнса, с ростом дохода потребление увеличивается, но медленнее, чем доход, поскольку часть прироста направляется в сбережения [1, с. 31–32]. Таким образом, политика, влияющая на доходы и инфляцию, оказывает воздействие и на потребительские расходы. Важную роль здесь играет денежно-кредитная политика, определяющая стоимость кредитов, условия сбережений и динамику цен.

Цель статьи – показать, как денежно-кредитная политика Республики Беларусь через инфляцию и доходы населения влияет на объём и структуру потребительских расходов домашних хозяйств.

Для достижения цели решаются следующие задачи: раскрыть теоретическую связь денежно-кредитной политики и потребительских расходов; охарактеризовать роль потребительских расходов в системе макроэкономических показателей; проанализировать инфляционные ориентиры денежно-кредитной политики и динамику цен; выявить основные тенденции потребительских расходов населения; определить место прямого ценового регулирования в дополнение к денежно-кредитной политике.

Для раскрытия поставленных задач сначала рассмотрим теоретические аспекты взаимосвязи денежно-кредитной политики и потребительских расходов, а затем перейдём к анализу белорусской практики.

Потребление домохозяйств рассматривается как один из основных компонентов совокупных расходов наряду с инвестициями, государственными расходами и чистым экспортом. Высокая доля потребительских расходов в структуре ВВП означает, что их динамика существенно влияет на объём выпуска и занятость [2, с. 112–113].

В кейнсианском подходе функция потребления связывает расходы домохозяйств с располагаемым доходом, включает автономное потребление и часть, пропорциональную доходу. Предельная склонность к потреблению меньше единицы, поэтому рост доходов одновременно увеличивает потребление и сбережения [1, с. 31–33].

Денежно-кредитная политика реализуется через изменение денежного предложения и стоимости заёмных средств. Основные инструменты – ключевая процентная ставка, операции на открытом рынке, нормы резервирования, валютные интервенции [2, с. 327–330]. Влияние на потребительские расходы проявляется по нескольким каналам.

Процентный канал: повышение ключевой ставки делает кредиты дороже и увеличивает доходность сбережений, что стимулирует домохозяйства больше откладывать и меньше тратить; снижение ставки удешевляет кредиты и поддерживает рост потребления [2, с. 330–331].

Инфляционный канал: ускорение инфляции снижает реальную покупательную способность доходов и заставляет перераспределять расходы в пользу первоочередных статей – продуктов питания и жилищно-коммунальных услуг, сокращая спрос на товары длительного пользования и услуги [1, с. 32; 5, с. 39].

Канал ожиданий: понятные и реалистичные цели по инфляции снижают склонность к опережающим покупкам и формированию «запасов», делая потребительское поведение более устойчивым [6; 10].

Доходный канал: через влияние на деловую активность, занятость и уровень процентных ставок денежно-кредитная политика сказывается на реальных доходах населения. Более мягкие условия кредитования могут способствовать их росту и поддерживать потребительские расходы; ужесточение, напротив, ограничивает их [2, с. 330–331; 3, с. 71–72].

Таким образом, денежно-кредитная политика воздействует на потребительские расходы через стоимость кредитов, уровень инфляции, ожидания и динамику реальных доходов. Переходя от теоретического анализа к практическим аспектам, рассмотрим, как эти механизмы проявляются в условиях экономики Республики Беларусь.

Основные цели и параметры денежно-кредитной политики Республики Беларусь закрепляются в документе «Основные направления денежно-кредитной политики», ежегодно утверждаемом постановлением Правления Национального банка [10; 9]. Приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть умеренной и предсказуемой инфляции, совместимой с устойчивым развитием экономики и сохранением покупательной способности национальной валюты [9].

Целевые показатели включают ориентиры по темпам роста индекса потребительских цен, параметрам расширения рублёвой денежной массы и динамике кредитования экономики [10]. На инфляцию воздействуют как монетарные факторы (денежная масса, кредитование), так и немонетарные (внешние ценовые шоки, регулируемые тарифы, структурные особенности экономики) [6].

В 2020–2022 гг. в Республике Беларусь наблюдалось ускорение инфляции. В 2022 г. индекс потребительских цен превысил 115 % к предыдущему году, особенно быстрым был рост цен на продовольственные товары [6]. Это снижало реальную покупательную способность доходов и усиливало нагрузку на семейные бюджеты.

Рост цен привёл к изменению структуры потребительских расходов: увеличилась доля затрат на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, а расходы на непродовольственные товары длительного пользования и услуги досуга сокращались в реальном выражении [5, с. 39–40; 7, с. 23].

С 2023 г. по мере замедления инфляции и роста реальных располагаемых доходов стало возможным частичное восстановление ранее отложенного спроса. Средние ежемесячные денежные расходы домохозяйств увеличились, при этом доля потребительских расходов в общей структуре денежных расходов начала немного снижаться, а доля сбережений и вложений в недвижимость – возрастать [3, с. 71–72].

В структуре потребительских расходов уменьшился удельный вес затрат на продукты питания, выросла доля расходов на транспорт, связь, общественное питание и услуги отдыха [3, с. 72–73; 7, с. 23–24].

Помимо монетарных инструментов, в Беларуси используются меры прямого регулирования цен на социально значимые товары. Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь № 4 от 27.01.2025 г. установлены показатели ежемесячного допустимого роста потребительских цен к декабрю 2024 г., формирующие коридор изменения цен в течение года [8]. Эти меры сглаживают ценовые шоки и дополнительно защищают наиболее уязвимые группы населения, дополняя влияние денежно-кредитной политики [5, с. 41–42; 9].

В ходе работы мы пришли к выводу, что потребительские расходы домашних хозяйств занимают ключевое место в экономике: через них отражается уровень жизни населения и то, как домохозяйства реагируют на изменения в макроэкономической среде. Структура расходов существенно меняется под воздействием доходов, цен и ожиданий относительно будущего.

Мы установили, что денежно-кредитная политика влияет на потребительские расходы через изменение процентных ставок, динамику инфляции, формирование ожиданий населения и влияние на реальные доходы. Период повышенной инфляции сопровождался ростом доли базовых расходов и сжатием возможностей для расширения потребления, тогда как замедление инфляции и восстановление доходов позволило частично возобновить отложенный спрос и увеличить расходы на непродовольственные товары и услуги. В дальнейшем развитие потребительских расходов в Республике Беларусь будет зависеть от того, насколько успешно удастся сочетать цели ценовой стабильности с поддержанием реальных доходов населения и продуманным регулированием цен на социально значимые товары.

 

Список литературы:
1. Богданова, Ю.О. Основной психологический закон Кейнса в современной экономике / Ю.О. Богданова // Молодежная наука. – 2022. – С. 30 – 34. 
2. Копко, Ю.А. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «МИКРО-И МАКРОЭКОНОМИКА» / Ю.А. Копко. – Минск: БНТУ, 2022. – 656 с.
3. Левченко, М.И., Журавлева, Е.Ю. Статистическое изучение расходов и потребления населения в Республике Беларусь / М.И. Левченко, Е.Ю. Журавлева // Институт бизнеса БГУ. – 2025. – С. 70 – 73. 
4. Масолыгин, А.В. К вопросу о некоторых теоретических аспектах модели потребления / А.В. Масолыгин // Страховое право. – 2020. – №4 (89). – С. 26 – 34.
5. Нигматуллина Р.А., Габитова З.Р. Потребительские расходы как индикатор состояния экономики и поведения экономических агентов / Р.А. Нигматуллина, З.Р. Габитова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. – № 1 (35). – 2021. – С. 37 – 42.
6. Обзор инфляции. Сентябрь 2025 года. – [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – 2025. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/inflation/month/: 04.12.2025
7. Осипенко, В.С. Потребительские расходы населения Республики Беларусь: структура и тенденции развития / В.С. Осипенко // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов. – 2021. – С. 23 – 24.
8. Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь № 4 от 27.01.2025 «О показателях ежемесячного допустимого роста цен». – [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального правового Интернет-портала «Pravo.by». – 2025. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22542914. – Дата доступа: 04.12.2025
9. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь № 325 от 10 октября 2024 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2025 год». – [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – 2025. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2025.pdf. – Дата доступа: 04.12.2025
10. Целевые показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь. – [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – 2025. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/cpdkp: 04.12.2025