Статья:

Антиинфляционная политика Центрального Банка Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шахов С.А. Антиинфляционная политика Центрального Банка Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/42207 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Антиинфляционная политика Центрального Банка Российской Федерации

Шахов Сергей Александрович
магистрант АНО ВО «Российский Новый Университет», РФ, г. Москва

 

Последовательная модернизация операционного механизма денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ в течении 2012-2014гг. сделала возможным новой модели денежно-кредитной политики - инфляционному таргетированию. Ранее мы определили теоретические основы инфляционного таргетирования исходя из международного опыта. ЦБ РФ дает собственное определение этого режима ДКП главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности.

В рамках данного режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции, за достижение которой ответственен центральный банк. Воздействие денежно-кредитной политики на экономику обычно осуществляется через процентные ставки решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции при этом важным элементом данного режима является практика регулярного разъяснения общественности принимаемых центральным банком решений, что обеспечивает подотчетность и информационную открытость центрального банка. Необходимо обратить внимание на то, что в данном определении инфляционные ожидания не вошли в перечень оснований для решений по процентным ставкам, однако, как будет показано в дальнейшем, роль инфляционных ожиданий при реализации режима инфляционного таргетирования была определена сразу при его введении и затем постоянно усиливалась.

Охарактеризуем операционный механизм данного режима ДКП:

Центральный Банк обеспечивает установление процентных ставок денежного рынка на определенном уровне за счет манипулирования ключевой ставкой. Основным каналом влияния на экономику определены процентные ставки по которым осуществляется межбанковское кредитование. Центральный Банк РФ проводит операции рефинансирования коммерческих банков (в основном под залог облигаций). В связи с небольшими объемами внутренних заимствований существует расширенный список бумаг (Ломбардный список) принимаемый в обеспечение, в него входят корпоративные и ипотечные облигации. Управляя объемами рефинансирования Центральный Банк обеспечивает нахождение номинального значения процентных ставок в нужном диапазоне. Для этого лимиты операций коррелируются в соответствии с заявками на предоставление и размещение ликвидности со стороны коммерческих банков. Основной вид рефинансирования - операции недельного РЕПО (проводятся по ключевой ставке, устанавливаемой по итогам специальных заседаний Совета Директоров ЦБ). Кредитные и депозитные операции со стороны ЦБ проводятся ежедневно, позволяя удерживать ставки денежного рынка ниже значения ключевой ставки плюс 1%.

Значение ключевой ставки устанавливается таким образом, чтобы инфляция в среднесрочной перспективе (горизонт 12-18 месяцев) вышла на целевые значения. Наличие временного лага связано с тем, что Центральный Банк не может влиять на инфляцию напрямую. Подразумевается следующая механика: ЦБ воздействует на ставки денежного рынка, ставки денежного рынка влияют на кредитные и депозитные ставки, которыми оперируют коммерческие банки, влияют на валютный курс. Исходя из уровня ставок заимствования и сбережения, а также курса национальной валюты, экономические агенты принимают решения о сбережении, потреблении и ценообразовании (если они являются производителями).

Перечислим основные положения, определяющие данный режим денежно-кредитной политики:

Целью денежно-кредитной политики Банка России определено «обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста». Позднее (в 2014г.), было уточнено что «ценовая стабильность необходима для повышения и сохранения на высоком уровне благосостояния российских граждан, что является конечной целью государственной экономической политики

Таргетирование инфляции обозначено в качестве режима денежно-кредитной политики.

В 2016 году Центральным Банком России было официально закреплено использование монетарного регулирования инфляции в качестве модели денежно-кредитной политики. Тем самым российский регулятор присоединился к группе стран, которые считают поддержание инфляции основной целью своей деятельности.

Перейдя к режиму таргетирования инфляции, ЦБ перевел в практическую область споры о подходах к регулированию инфляции в рамках единой государственной антиинфляционной политики. Нужна была определенная политическая воля, руководству ЦБ пришлось взять на себя определенную ответственность, чтобы реализовывать выбранные, не всегда популярные меры, и не отступать от выбранного направления.

При определении методологии инфляционного таргетирования Центрального Банк РФ исходил из того, что основные риски ценовой нестабильности в России лежат на стороне внутреннего спроса и носят монетарную природу. В связи с этим регулятор считает чрезвычайно важным контроль денежно-кредитных условий внутри экономики через инструмент процентных ставок. Увеличение ключевой ставки приводит к повышению рыночной ставки, что в свою очередь увеличивает склонность к сбережению и уменьшению расходов. Снижение ключевой ставки, уменьшает расходы, уменьшает спрос, ограничивает инфляционное давление.

Однако, наличие проинфляционных факторов вне сферы денежно-кредитной политики, таких как дефицит государственного бюджета, инфляционные госпроекты, высокая доля госсектора в ряде ключевых отраслей, импортируемая инфляция, а также инфляционные ожидания населения и предприятий, не позволяют ЦБ РФ одновременно с достижением целей по инфляции обеспечить фактический приток ликвидности в реальный сектор экономики. Центральный Банк непосредственно выполняет задачу по предоставлению необходимой ликвидности коммерческим банкам (в качестве кредитора последней инстанции), но не предоставляет ликвидность предприятиям вне банковского сектора.

Для решения задачи по финансированию производства, по мнению автора, требуется усиление регуляторных и надзорных функций ЦБ в секторе коммерческих банков стимулирующее их к выдаче кредитов по ставке на 2.5%-3,0% выше ставки рефинансирования получаемого от мегарегулятора. Иначе кредитование реального сектора так и останется для них малопривлекательной деятельностью по сравнению с другими более доходными методами извлечения прибыли.

Не решив проблемы устранения структурных диспропорций, обновления основных фондов и внедрения новых технологий (как основы конкурентноспособности на мировом рынке), невозможно устранить немонетарные причины инфляции в российской экономике.

Попытки стимулировать экономический рост монетарными методами возможны только после устойчивого снижения инфляции на горизонте 1,5 -2.0 года

Таким образом, необходимо дальнейшее развитие государственной антиинфляционной политики, в которую необходимо включить мероприятия, позволяющие решить вышеперечисленные проблемы российской экономики. При этом денежно-кредитная политика, осуществляемая Центральным Банком РФ, будет являться только частью этой политики, а общество снимет с ЦБ «персональную» ответственность за задачи, которые не решаются обособленным монетарным регулированием.

 

Список литературы:
1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов;
2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;
3. Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»;
4. Большой экономический словарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007;
5. Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. М.: Экономика, 2015.