К вопросу об обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(66)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(66)
К вопросу об обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Аннотация. Статья посвящена проблематике обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Рассмотрены меры по правовому регулированию и сохранению их прав. Выделен ряд затруднений, сформированный реализацией прав по предоставлению жилья детям-сиротам.
Abstract. The Article is devoted to the problems of providing orphans and children left without parental care with housing. Measures on legal regulation and preservation of their rights are considered. Highlighted a number of difficulties formed by the implementation of the rights to provide housing for orphans.
Ключевые слова: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилые помещения, законодательство, органы опеки и попечительства.
Keywords: orphans and children left without parental care, residential premises, legislation, guardianship and guardianship authorities.
В настоящее время сформирована обширная нормативно-правовая база, определяющая и устанавливающая правовой статус детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе, которая призвана регулировать их правовой статус. Правовое регулирование государственной политики в области защиты детей-сирот в стране регулярно совершенствуется и сконцентрировано на принятии различных мер по сохранению их прав. Так в период с 2012 по 2017 год, руководствуясь Национальной стратегией, реализована объемная работа по реформированию учреждений и системы постинтернатного сопровождения для дальнейшей социализации в российском обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].
Действующее жилищное законодательство подтверждает возможность обеспечения жильем в домах муниципального и государственного жилищного фонда по договору социального найма детям, вышеназванной категории, по достижении ими совершеннолетия, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Стоит отметить, что при предоставлении жилья предложен минимальный размер помещений, на базе установленных социальных норм. Обязанность в обеспечении жилыми помещениями, возложена на органы попечительства и опеки, которые в соответствии со ст. 34 ГК РФ являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ассекурация направлена на поддержку детей-сирот не имеющих своего жилья, поскольку по окончании специализированных образовательных учреждений они должны их покинуть и оказаться фактически на улице, не имея ни жилья, ни регистрации по месту жительства. Возникшие данные события, лишают их возможности получать образование, искать достойную работу, заводить семью, то есть быть полноценным членом общества. Поэтому необходимо произвести все возможные законные действия, по предоставлению жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязанность предоставлять жилые помещения установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 109.1)[2].
Этот вопрос законодательно урегулирован и на местном уровне.
В соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» [3] (далее - Закон № 116-З) органы местного самоуправления на неопределенный срок наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. 6 Закона № 116-З, финансовые средства, необходимые для реализации органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций муниципальным образованиям. С данной целью органы местного самоуправления производят учет по месту нахождения закрепленных жилых помещений за детьми, обеспечивают их сохранность, и осуществляют подготовку жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» [4] детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 № 315 утверждено «Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Ежегодно, в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются средства на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Нижегородской области для проживания детей-сирот и лиц из их числа предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
И вроде-бы все предусмотрено законодательством, однако фактически не редки случаи, когда такие дети-сироты годами могут ждать предоставления им жилых помещений, а сами предоставленные помещения могут оказаться не пригодными для проживания в них.
Причины этого кроются скорее не в правовой, а в финансовой сфере. Однако важно понимать, что через правовое поле, возможно, изменять негативную ситуацию к лучшему. Необходимо рассмотрение законодательного внесения изменений в порядок планирования таких расходов, чтобы администрации муниципальных образований заранее готовили почву к расходам на предоставление жилья такой категории граждан в будущем. Это данные о детях-сиротах, которые находятся в специализированных образовательных учреждениях, проведение органами социальной защиты работы по выявлению неблагополучных семей, в которых особенно высоки факторы риска, для ребенка оказаться в числе детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
Данную проблему также необходимо решать и с другой стороны. Уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие усыновления, удочерения, передаче на воспитание в благополучные семьи, которые готовы их принять. И здесь государство должно помочь таким семьям. Оказывать им не только достойную материальную поддержку, но и правовую, социальную, психологическую помощь. Все это реально решить, в том числе, путем совершенствования правовой базы.
Стоит отметить, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижается из года в год. Это замечательная тенденция.
В то же время таких детей еще достаточно много и, не во всех случаях у государства, получается, обеспечить их жильем в установленный срок.
На основании исследования, установлено, что указанной области правового регулирования существует и ряд других проблем, требующих системного, комплексного подхода к осуществлению гарантий жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с явной необходимостью реализации мер посредством устранения пробелов в законодательстве следует сконцентрироваться на формировании единого государственного регламента о порядке обеспечения жильем детей-сирот и установления четкой зоны ответственности в данном вопросе.