Государственный контракт в современном развитии и его особенности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)
Государственный контракт в современном развитии и его особенности
Государство удовлетворяет свои потребности путем осуществления закупок. В лице заказчика государству интересно удовлетворение потребностей с максимальной экономией бюджетных средств, а поставщику – выполнение своих обязательств с позиции максимизации прибыльности контракта. Используя теоретическую модель квазирынка, государство разрабатывает правила и механизм осуществления таких закупок через деятельность заказчиков. Такие правила предусматривают отношения контрактации и защиты прав сторон. Функционирование такого многогранного инструмента, как государственные закупки подвержено частым институциональным изменениям.
Если брать, договор, то он является многогранным правовым феноменом, который одновременно является актом правоустановления (в нем проявляется автономия воли сторон по урегулированию их взаимоотношений по своему усмотрению в пределах, разрешенных законом, – индивидуальное правовое регулирование осуществляется с помощью микронорм) и актом правореализации (в таких ее формах, как использование норм позитивного права и микронорм, и исполнение императивных норм) [6, с.130]. Соответственно контракт, также является соглашением и волеизъявлением сторон со взаимными обязательствами.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] имеет несколько этапов своего развития: Первым этапом является период 2014–2015 гг., на котором произошло оформление институциональной структуры государственных закупок. На этом этапе были выработаны принципы, правила, способы закупок и ряд базовых подзаконных нормативно-правовых актов. Кроме того, на базе официального сайта закупок в сети Интернет сформировалась единая информационная система, которая содержит информацию обо всех составляющих закупочного процесса.
Вторым этапом является полноценное формирование института планирования с 2016 г. Он включает в себя как план закупок, в котором содержится информация о средствах, доведенных для удовлетворения потребностей на трехлетний период, так и план-график, в который входит информация и условия о конкретно определенных закупках на однолетний период, основные условия закупки и т. д. Кроме того, с 2017 г. планы и планы-графики Заказчиков стали иметь структурированную форму с их размещением в Единой информационной системе[5, с. 169].
Текущим этапом развития является цифровизация контрактной системы, т. е. переход к полностью электронным способам закупок.
То есть, выполнение работ по государственным контрактам – одно из важнейших направлений деятельности строительной отрасли в настоящее время и, по всей видимости, будет оставаться таковым в дальнейшем.
Следует отметить, что организация государственных закупок сегодня является, без всякого сомнения, наиболее регламентированной и четко законодательно прописанной сферой деятельности государства в экономике. Действующее в данной сфере законодательство (Федеральный закон 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года, а также созданные на его основе и в его развитие многочисленные подзаконные акты, инструкции, постановления и программы) является динамично и активно развивающейся областью правового регулирования.
Государством на всех уровнях (от федерального до муниципального) выделяются огромные средства на различные проекты и эти средства следует максимальным образом защитить не только от хищений, но и от нерационального использования. Как утверждает К.И. Щетинина, если экономить про проведении торгов научились, то с качеством выполнения контрактов существуют очевидные проблемы [7, с.674]:
1. В данной системе недостаточно четко определены критерии приемки качества готовых объектов и исполнительной документации, нет однообразного подхода к этому вопросу.
2. Требования к подрядчику сформулированы четко и недвусмысленно, а к проектносметным организациям – нет. Главное – полностью выполнить контракт, как будет функционировать объект – не так важно.
3. Хроническая зависимость установленных контрактом сроков выполнения работ не от требований технологии, необходимости выдержки, соблюдения последовательности действий, отведения необходимого времени на выполнение каждой операции, а от причин, диктуемых совершенно другими обстоятельствами. Такими, например, как необходимость успеть к началу нового учебного года или, наоборот, к окончанию бюджетного года, чтобы «неосвоенные» средства не реквизировали контролирующие расходы организации.
4. Тенденция возложения обязанностей по контролю обеспечения качества и объемов выполненных работ на субъектов, не наделенных необходимыми для качественного выполнения этих обязанностей знаниями и навыками (директор школы, главврач больницы и т. д.) Таким образом, можно говорить о наличии определенных «родимых пятен» действующей системы организации выполнения госконтрактов, и связаны они прежде всего с отсутствием единообразных подходов к приемке работ по проектированию, к приемке как собственно работ, так и исполнительской документации по объектам.
С 1 июля 2018 г., когда заказчики получили право выбирать «бумажный» или «электронный» способ закупки по конкурентным процедурам. С 1 января 2019 г. применение таких способов становится обязательным, а участники закупок будут обязаны регистрироваться в единой информационной системе, чтобы быть включенными в процесс контрактации. Одним из важных механизмов закупочного процесса является обеспечение прав и обязанностей субъектов государственных закупок. Такое обеспечение производится путем четко прописанных законодательством норм, способов, целью которых является обеспечение таких права и обязанностей.
Требования в рамках контрактной системы достаточно жесткие, срок выдачи гарантии очень короткий. Поэтому рынок принадлежит не столько банкам, сколько брокерам. Большинство предпринимателей работают через них. Банк требует залога, обеспечительных мер. Гарантия обходится конкурсантам в 3–4 % от суммы контракта, но возник серый рынок, где гарантии стоят 1–2 %, хотя не всегда подтверждены банками. По оценкам аналитиков, в регионах от 50 до 70% рынка охвачено серыми брокерами [4, с. 167]. А заказчики не всегда могут проверить легитимность гарантии. Фактов выявления серых гарантий крайне мало, так как они возможны только при невыполнении госзаказа. Дело просто не доходит до проверки, а клиент экономит деньги. Контрактная система обязывает создать специальный реестр банковских гарантий, и банки будут обязаны на следующий день после их выдачи размещать соответствующую информацию. Сейчас есть несколько реестров, которые некоторые банки совместно с торговыми площадками ведут в добровольном порядке, однако этого недостаточно.
Подтвержденная статистика свидетельствует: субъектам малого бизнеса тоже можно давать гарантии, хотя по ним есть свои специфические требования. Компании-интеграторы важны для банков, и не только крупных сетевых, так как они могут обеспечить поток клиентов. Издержки банков при этом существенно меньше, им поставляется уже готовый клиент. А следующий шаг — выдача ему кредита. Помимо экономических барьеров существуют также психологические барьеры, связанные с недостаточным доверием к малым и средним формам бизнеса со стороны крупных корпоративных структур.