Статья:

Организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(68)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Савинова Т.В., Юсупова Т.Г. Организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 17(68). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/68/51215 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

Савинова Татьяна Вячеславовна
магистрант, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево
Юсупова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

На данный момент изучение иностранного языка это один из способов изучения и вливания в совершенно другую культуру. Язык как самая большая часть культуры любого народа несёт в себе множество различных уникальных явлений, в каждом языке по – своему. Познание другого языка позволяет посмотреть на окружающий мир по-другому не так как это бывает в случае использования родного языка. На данный момент в мире миллионы людей изучаю языки различных стран, в частности зачастую это язык своего соседа или если родственники принадлежат к той или иной культуре, и вы приучены к нескольким языкам. Самый востребованный на сегодняшний день – это английский, его изучают большая часть людей на планете, и он является неофициальным мировым языком.

Процесс изучения и восприятия другого языка только на первый взгляд кажется очень сложным, не понятным и запутанным, как и сам язык, но это не совсем так. Есть более простые в изучении, а есть и более сложные языки, но все они вполне изучаемы.

Главная функция учителя на уроке иностранного языка это установить контакт со своими учениками так, чтобы те находились в среде того языка, который они изучаю и поменьше в среде своего родного языка, как бы на первый взгляд не было им трудно. Также необходимо позаботиться о методике преподавания, она должна быть максимально простой и эффективной. Преподавателю необходимо преподнести язык так, что у учеников возникла мотивация его изучать. Язык должен быть для них интересен, а также они должны понимать, как именно они могут его использовать, что они могут получить взамен от знания этого языка, поскольку без личной мотивации не будет желания его изучать. На данный момент, к сожалению, в России, зачастую, изучение иностранного языка, чаще всего это английский, ведётся на минимальном уровне, в рамках переводов, изучения алфавита, грубое и неверное изучение грамматики и основ самого языка, что приводит скорее к запутанности учеников и закреплении ошибок в ходе дальнейшего изучения и использования языка в жизни. Также проблемой является тот факт, что в школах работают учителя с низкой квалификацией, не имеющие эффективной методики преподавания языка, это приводит к тому, что ученики скорее недолюбливают предмет нежели хотят его изучать и дело не в сложности обучения или самого языка, а как раз-таки в отсутствии мотивации у учеников и их пренебрежение к предмету.

Для начала следует обозначить сам предмет, например, английский. Самый понятный и простой с точки зрения восприятия предмет по иностранному языку в наши дни. Что же сделало его таким популярным? Во-первых, страны, разговаривающие на этом языке. Изначально английский обязан своим корням французскому и латыни в целом, а также итальянскому. Страны, говорящие на этом языке довольно успешные и известные, особенно своими достижениями и культурой. Это и простота самого языка позволило ему захватить весь мир.  Сначала это была британская культурная и территориальная экспансия, а теперь и американская чья культура на данный момент превалирует в мире и в восприятии людей [1].

Это и есть первая главная мотивация для учеников, богатая культура и роль изучаемого языка в ней. Язык кончено может быть интересен сам по себе, но этого недостаточно. Ученикам должно быть интересно его потом использовать. Английский пригодиться им в путешествиях, в бизнесе, при изучении культуры англоговорящих народов, ведь самая востребованная музыка, кинематограф, литература и прочее на данный момент на английском языке [2].

Мотивация учеников должна быть искренней, стоит объяснить им как именно им пригодиться предмет в будущем. Можно после объяснения расспросить их о том, чем им интересен этот язык, попросить рассказать о их мотивах для изучения. Из личной практики могу сказать, что бывали случаи, когда мотивацией были формулировки наподобие: «Знать, что написано на футболке», «Смотреть фильмы на оригинальном языке», «Читать книги в оригинале», «Понимать, что поют в песнях» и так далее, также и мотивация в плане собственного саморазвития или же миграции в другую страну, носящую этот язык. Если с мотивацией всё понятно, то дальше это сам учебный процесс изучения.

Прежде всего это грамотная основа языка. Алфавит, его стопроцентное знание каждой буквы. Поскольку это потребуется для грамотного восприятия и использования языка в дальнейшем, особенно при произношении, поэтому необходимо знать его на отлично, что означает та или иная буква и как она произносится, в случае с иероглифами, их значение и использование в правописании. Далее идёт грамматика. Восприятие языка происходит из того сможет ли человек озвучить свои мысли правильно используя тот или иной язык исходя из его грамматических характеристик. В каждом языке необходимо максимально сжать основы грамматики языка. Время, вопрос, ответ, согласие, отрицание, артикли, значение того или иного окончания, всё это потребуется в грамотной речи в будущем.

Лучше всего это уместить в простенькую таблицу и привести примеры ученикам, из которых им станет ясно, как и где использовать тот или иной пример. Для начала нужно вместе с ними, в классе, разобрать того или иное время, как правильно его использовать, как правильно задавать вопросы, соглашаться, отрицать и так далее. Лучше всего спросить на русском, но, чтобы ученик ответил на изучаемом языке, как надо сказать в этом случае.

Также очень важно подготовить методические материалы, в которых будет основанная информация по базовым значениям языка, это алфавит, грамматические основы языка, и некоторые примеры. В последствии необходимо постоянно повторять эти основы вместе с ними и задавать им домашнее задание на повторение этих основ. На уроке необходимо максимально общаться на языке, это не значит, что нужно взять и переключиться на него с самого начала, вовсе нет, необходимо это делать постепенно.

После закрепления грамматики языка необходимо работать со словарным запасом, так как проблематично контролировать пополнение словарного запаса учениками в домашних условиях, делать это нужно на уроке, через примеры и общение постоянно задавая вопросы или предлагая сказать что-нибудь на изучаемом языке. Поскольку раз основа уже имеется необходимо просто пополнять словарный запас новыми словами, терминами, словарными оборотами и объяснять ученикам, в каких ситуациях используется слово или термин, а в каких для этого имеется другое слово.

Изучение новых слов должно складываться исходя из простой схемы: визуальный образ, тактильное ощущение и запись в тетради. Каждое новое слово должно быть связанно образом или ученик должен видеть этот предмет перед собой, иметь возможность прикоснуться к нему и в последствии закрепить изученное записав в тетрадь. Например, ручка и тетрадь. Ученики видят их перед собой они называют их на изучаемом языке связывая слово, как текст, так и звук, с этим предметом визуально. Дальше они могут их потрогать и взять в руки, это уже тактильное восприятие, после чего им нужно записать в тетради примеры с этими предметами, как именно новые слова, обозначающие эти предметы можно использовать, например, написать на изучаемом языке, что-то наподобие «Я держу ручку в руках и записываю текст ею в тетради», или «Я купил ручку в магазине», «Я куплю ручку завтра».

Это поможет закрепить материал в сознании [5].

Для увеличения мотивации у учеников можно разбирать интересные элементы культуры как современные, так и прошлых веков прямо на уроке. Например, современные фильмы.

Нужно взять что-нибудь из последнего эшелона блокбастеров, лучше всего спросить у учеников и провести голосование на тот фильм, по которому будет проводиться разбор и входе урока, заранее посмотрев фильм и выделили сложные и неоднозначные моменты, проводить разбор тех или иных фраз, которые были использованы персонажами фильма. Особенно сленговые выражения, которые намного сложнее обычных простых предложений.

Тоже самое можно сделать и с любым другим элементом культуры: музыка, театр, литература, тв-шоу и прочие элементы, которые позволят разнообразить процесс, и подогреть интерес учеников к предмету, а также они смогут открыть для себя много нового про какою-нибудь страну, а также подчеркнуть для себя новые точки интереса.

Для того, чтобы интересе учеников был и не исчезал, нужно преподавать так, чтобы ученики не относились к предмету как к вынужденной каторге на которую нужно идти ради оценки.

Надо создать им условиях, при которых им будет действительно интересно изучать этот язык, который они к тому же могут использовать с пользой для себя в будущем, и если потребуется периодически напоминать свои ученикам о той пользе, которую несёт в себе изучаемый язык.

 

Список литературы:
1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении// Школьный психолог - 2001. - № 32. - С. 7-10.
2. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4.
3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания// Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 29-36.
4. Бояринцева Светлана Леонидовна. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы: на материале английского языка: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2007. - 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2110.
5. Елагина В.С., Е.Ю. Немудрая. Основы педагогического общения. Курс лекций для студентов педагогических вузов. Челябинск, 2012. - с.10-12
6. Красноборова А.А. Критерии оценивания проектной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.- практ. конф. № 2. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.