Статья:

Концепция дисциплинарной власти Мишеля Фуко

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Ульянина А.П. Концепция дисциплинарной власти Мишеля Фуко // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 18(69). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/69/51974 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция дисциплинарной власти Мишеля Фуко

Ульянина Анна Павловна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Мишель Фуко – французский теоретик культуры, историк, прогрессивный философ, но основным направлением его работы можно считать изучение психологических аспектов жизни, понимание обществом психически нездорового человека, историю развития личности.

В рамках темы о дисциплинарной власти обратимся к истории жизни Фуко, что предшествовало созданию Фуко своей концепции? Она была частично представлена в одной из наиболее известных работ: «Надзирать и наказывать». Писал он её около шести лет: в период после публикации «Археологии знания». В это время Фуко посвящает себя скорее политической деятельности, чем развитию своей философии, но отследить его возможно по лекциям и выступлениям. Фуко отказывается от общепринятого понятия «власть», под которым подразумевается власть юридическая, прописанная в законах государства. Понимание власти как действия субъекта на объект, через ресурсы и механизмы означает не совокупность институтов и аппаратов, а связь отношений силы, где они формируются. [3, с. 118]

Власть по Фуко заключается в механизме контроля каждого аспекта жизни индивида. Своими тонкими манипуляциями она охватывает все общество и воздействует не посредством законов и права, а с помощью контроля обществом всего общества и каждого отдельного человека. Фуко называет такую власть дисциплинарной.

Власть над «телами», возможность контроля и манипуляции их силами, приводит к росту знаний о них, и соответственно, трансформацию техник власти. Но, знания о теле, происходит посредством ощущения боли и удовольствия. Люди, по его концепции, не только являются продуктами власти, они создаются властью и составляют важнейший её элемент – двигатель. История, для Фуко, это смена отношения к телу.

Сам Фуко объясняет это на примере изменения образа солдата в 17 и 18 веках. В 17 веке солдат - только материальный знак, как образцовое поведение и тело. А уже в 18 солдат понимается как послушный, функционирующий механизм, автомат, который должен четко исполнять приказы. Процесс создания таких «автоматов» также менялся во времени. Сначала это были монастырские методики, а затем власть стала распространяться на другие социальные институты - армии, школы, больницы, мануфактуры. Этот период, во время которого была создана вездесущая паутина власти, Фуко считает началом дисциплинарной власти.

Но Фуко обращает внимание на то, что индивиды не являются «инертными и согласными на все». Власть может существовать только там, где у индивида есть право выбора между несколькими действиями, реакциями, поведениями.

Таким образом Фуко выделяет для себя главную задачу, которая звучит так: «рассмотреть, каким образом происходит постепенное, прогрессивное, реальное и материальное подчинение объектов через многообразные организмы, силы, энергии, материалы, желания, мысли и т.д. Мы должны понять подчинение в его материальной инстанции как производство объектов... мы должны попытаться исследовать мириады тел, которые создаются как периферийные объекты в результате действия власти». Его подход к изучению власти крайне необычен, он предлагает не идти по классическому методу дедукции, а рассмотреть власть от ее мелочей и деталей, элементарных механизмов, и истории каждой них, до их развития в более общих формах и механизмах.

В концепции Фуко каждая деталь жизни стремится к упорядочению, разделению времени отдельно взятого человека. Дисциплинарный аппарат раскладывает общество на индивидов со своим строго определенным местом. Это сделано для более полного контроля над индивидом, т.к. он всегда должен быть задействован в производстве, его всегда легко найти. Дисциплинарная власть – многогранная, механическая – она организует аналитическое пространство, в котором невозможно спрятаться не только от власти, исходящей отовсюду, но и от контроля, исходящего изнутри.  В таком пространстве все движения и перемещения индивида функционально оправданы, оно подчинено нескольким целям кроме постоянного надзора: архитектурно воздействовать на сознание людей, препятствовать объединению людей в бунтующие группы, создавать полезное пространство.

Он также определяет «дисциплинарную мечту», сущностью которой есть желание власти все видеть, но оставаться невидимой; все учитывать, но оставаться анонимной и вездесущей. Чтобы эта мечта сбылась необходимо дать понять человеку, что за ним всегда наблюдают, он должен постоянно чувствовать на себе это наблюдение, чтобы в конце концов необходимость в постоянном контроле отпала. В современном обществе, таким образом, индивид берет на себя ответственность за совершаемый над ним контроль, он – часть системы у которой есть свои механизмы и стратегии. Власть в этом понимании более демократична чем когда-либо: она не использует насилия по отношению к человеку, который настолько привык к контролю, что присматривает за собой сам. В этом случае власть становится анонимной и всеобъемлющей, постоянной, и нельзя сказать точно, лучше ли эта система, чем предшествующая ей.

Итак, можно выделить, основные черты власти [1, c. 178]:

  • Власть можно обозначить как позитивную. Она действует не с помощью запретов или ограничений, но посредством технологий контроля, структурированности и надсмотра.
  • Власть есть дисперсийной. У власти нет центра, нет одного суверена. Власть - вездесущая, и не носить локального характера. Она распространена во всем социальном теле.
  • Фуко не интересует власть, как юридическая концепция. Он концентрирует внимание на стратегии отношений. Власть переплетается со всем социальным телом: семья, знание, сексуальность и тому подобное. Власть вездесуща не потому что она везде, а потому что она возникает из разных источников.
  • Власть есть анонимной с одной стороны, а с другой - она проникает в жизнь каждого индивида.

По этой концепции власть не принадлежит вообще никому, она – действия стратегических позиций общества. В этом смысле, власть можно рассматривать, не как имманентную субстанцию, которая присуща социальному телу, а как множество социальных форм присущих определенной культурной эпохе.

Интересно и то, что изменилась судебная и уголовная система, которые вместе повлияли на современное общество. Теперь нет наказания над телами людей, преступники, совершившие правонарушение, не подвергаются пыткам, выставленные на всеобщее обозрение. Они наказываются иначе, посредством общественного порицания, лишением свободы и т.д. Также, теперь государство – та сторона, которая требует возмещения ущерба, оно выступает за сохранение системы общества, его порядка. Таким образом преступник не просто мешает обществу – он посягает на его целостность, становится его врагом.

Фуко считает, что человек и труд не являются единым целым. Согласно его теории задача власти – выстроить социальные институты так, чтобы привязать человека к производству. Зафиксировать знание о человеке, чтобы на основе анализа его жизни и тела можно было превратить время жизни индивида в рабочее время, контролировать телами индивидов, их производительностью.

Тело больше не является главным орудием власти, теперь в ее руках свобода и независимость человека. Власть прежде всего должна найти место индивида в пространстве. Для преступника таким местом становится тюрьма. Это место, где правонарушитель отбывает наказание, а также то место, в котором можно пристально наблюдать за правонарушителем и анализировать его психологическое состояние для дальнейших манипуляций. Самым главным принципом дисциплинарной власти Фуко обозначает "принцип взгляда": "Отправление дисциплины предполагает устройство, которое принуждает игрой взгляда: аппарат, где технологии, позволяющие видеть, вызывают проявления и последствия власти и где средства принуждения делают видимыми тех, на кого они воздействуют". Таким образом развивается техника надзора или взгляда, который все видит, но сам остается невидимым. "Каждый взгляд – сколок с глобального действия власти".

В работах М. Фуко можно выделить три основных технологии дисциплинарной власти, которые позволяют ей максимально подчинить и проконтролировать общество:

− иерархическое наблюдение как возможность наблюдать и контролировать человека в пространстве;

− нормализующие приговоры как система наказания человека в категориях времени, деятельности и поведения;

− исследования внутри дисциплинарной власти как создание новых наук, которые изучают нового субъекта познания;

То как осуществляется власть, её методы и механизмы не могут быть постоянными, так как меняются субъекты и объекты самой власти, их отношения и соотношение внутри силовых полей. В нынешнем обществе «дисциплинарную власть» Фуко можно назвать также «биополитикой и биовластью», теперь объект власти - это не тело человека, а его жизни, сознание.

Знакомство с концепцией дисциплинарной власти Фуко заставляет задуматься, насколько актуальна данная тема. Нынешние политики применяют многие стратегии, описанные Фуко в своих трудах. Борьба против этих методов подавления человека должна начинаться с их осознания и понимания как отдельно взятым индивидом, так и гражданским обществом.

 

Список литературы:
1. Здравомыслова Е.А. Категория власти в гендерных исследованиях / Е.А. Здравомыслова. А.А. Тёмкина // Общественные науки и современность. - 1999. - №6. - С. 177-185.
2. Сокулер З.А. Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко / Зинаида Александровна Сокулер // Знание и власть: наука в обществе модерна. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2001. С. 58-82.
3. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Мишель Фуко [пер. С. Табачниковой]. - М.: Касталь. 1996 г. - 448 с.
4. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.