Менеджмент качества образования в инновационном управлении профессионального колледжа
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Менеджмент качества образования в инновационном управлении профессионального колледжа
В настоящее время для образовательных организаций в целях обеспечения качества образования актуальными становятся методы инновационного менеджмента [8, с. 67]. Необходимость инновационного развития и изменений в организации возникают независимо от принятой высшим руководством целевой ориентации, что обуславливает использование инновационного управления как комплекса мер по повышению конкурентоспособности образования и повышению его качества.
Инновационное управление, связанное с необходимостью управления такими инновациями, как структура и содержание образовательных программ, модульное расписание и обучение, новшества, относящиеся к структуре и содержанию обучения, к организационным формам и методам профессионального обучения, опирается на теорию инновационного менеджмента (В.А. Абчук, А.Г. Бермус, В. Я. Горфинкель, А.П. Панфилова, Т. Г. Попадюк и др.).
Инновационный менеджмент включает разработку программ и проектов нововведений, инновационных проектов, проектов финансирования инновационной деятельности, управления персоналом в инновационной организации, в частности в профессиональном колледже [7, с. 125].
Осуществляемые в настоящее время реформы в образовании представляют собой систему нововведений (инноваций), направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных организаций и систем управления ими.
Основная цель инновационных процессов состоит в обеспечении развития образовательной организации, как педагогической системы и особой социальной организации, с целью достижения качественно новых, более высоких результатов образования, способствующих повышению конкурентноспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Результатом инновационной деятельности образовательной организации являются конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности.
А.Г. Бермус [4, с. 5] указывает, что с начала XXI в. в мировой практике и теории управления происходит быстрый процесс трансформации ключевых принципов и моделей менеджмента, основной целью которого становится обеспечение качества. Поиски идут в направлении обеспечения институциональной модернизации, стратегического управления и регионализации, внедрения инструментов проектного менеджмента в управление инновационными процессами в образовании. В наступившем веке стратегией развития любой организации становится управление качеством образования.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» [13] качество образования представляет сбалансированное соответствие образования (как результата и процесса образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), раскрывающееся в таких понятиях, как качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности), обучающихся, абитуриентов, образовательных программ, информационно-образовательной среды, научных исследований.
Вопросы управления качеством образования, повышения качества на основе последних достижений педагогической науки, рассматривались в работах, как ведущих педагогов, так и специалистов по менеджменту (О.В. Аристов, В.И. Загвязинский, Е. Д. Колегова, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, М.М. Поташник и др.).
Менеджмент качества – это приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации; это система управления образовательной организацией, основанная на профессиональной компетентности ее руководителей, ценностно-ориентационном единстве и сотрудничестве всех её участников, ориентированных на достижение стандартов качества, и обеспечивающая реализацию идей и целей ФГОС нового поколения.
Менеджмент конкурентоспособной образовательной организации предполагает создание и реализацию на практике системы менеджмента качества, разработку модели системы менеджмента качества и соответствующих ей нормативных документов.
Модель системы менеджмента качества в образовательной организации представляет собой теоретически обоснованную и выстроенную совокупность представлений о том, как должна выглядеть система управления качеством, как она воздействует на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая образовательная организация могла добиваться поставленных целей, адекватно реагировать на вызовы и возникающие проблемы, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.
Разрабатываемая и реализуемая в профессиональном колледже система менеджмента качества обеспечивает достижение следующих целей: повышение степени удовлетворения потребителей образовательных услуг; повышение степени конкурентоспособности колледжа в нестабильной внешней среде; быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия; рациональное использование всех видов ресурсов; эффективность контроля и координации всех процессов колледжа; формирование информационной базы по вопросам управления качеством среднего профессионального образования.
Менеджмент качества в профессиональном колледже будет осуществляться наиболее эффективно при определении комплекса индикаторов оценки качества образования. С понятием качества образования ученые (П.Ф. Анисимов [2], Н.А. Селезнева [12] и др.) связывают индикаторы и показатели, характеризующие потенциал образовательной организации (квалификация научно-педагогического персонала; укомплектованность библиотек; обеспеченность компьютерами; материально-техническая база) и индикаторы, характеризующие результаты образовательного процесса (успеваемость обучающихся; количество победителей олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, конференций и др.; учебные достижения).
Качество образования в условиях инновационного управления профессиональным колледжем принято обеспечивать качеством целей, качеством условий, качеством процесса и качеством результата. Систему индикаторов оценки качества образования составляют: уровень учебных достижений обучающихся; уровень социализации выпускников; соответствие нормативным требованиям и запросу потребителя.
Таким образом, система менеджмента качества в инновационном управлении профессионального колледжа обеспечивает достижение нового качества образования.