Статья:

Менеджмент качества образования в инновационном управлении профессионального колледжа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Акчурин Р.А. Менеджмент качества образования в инновационном управлении профессионального колледжа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22162 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Менеджмент качества образования в инновационном управлении профессионального колледжа

Акчурин Руслан Артурович
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

В настоящее время для образовательных организаций в целях обеспечения качества образования акту­альными становятся методы инновационного менед­жмента [8, с. 67]. Необходимость инновационного развития и изменений в организации возника­ют независимо от принятой высшим руководством целевой ориентации, что обуславливает использование инновацион­ного управления как комплекса мер по по­вышению конкурентоспособности образо­вания и повышению его качества.

Инновационное управление, связанное с необходимостью управления такими инновациями, как структура и содержание образовательных программ, модульное расписание и обучение, новшества, относящиеся к структуре и содержанию обучения, к организационным формам и методам профессионального обучения, опирается на теорию инновационного менеджмента (В.А. Абчук, А.Г. Бермус, В. Я. Горфинкель, А.П. Панфилова, Т. Г. Попадюк и др.).

Инновационный менеджмент включает разработку программ и проектов нововведений, инновационных проектов, проектов финансирования инновационной деятельности, управления персоналом в инновационной организации, в частности в профессиональном колледже [7, с. 125].

Осуществляемые в настоящее время реформы в образовании представляют собой систему нововведений (инноваций), направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных организаций и систем управления ими.

Основная цель инновационных процессов состоит в обеспечении развития образовательной организации, как педагогической системы и особой социальной организации, с целью достижения качественно новых, более высоких результатов образования, способствующих повышению конкурентноспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Результатом инновационной деятельности образовательной организации являются конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности.

А.Г. Бермус [4, с. 5] указывает, что с начала XXI в. в мировой практике и теории управления происходит быстрый процесс трансформации ключевых принципов и моделей менеджмента, основной целью которого становится обеспечение качества. Поиски идут в направлении обеспечения институциональной модернизации, стратегического управления и регионализации, внедрения инструментов проектного менеджмента в управление инновационными процессами в образовании. В наступившем веке стратегией развития любой организации становится управление качеством образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» [13] качество образования представляет сбалансированное соответствие образования (как результата и процесса образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), раскрывающееся в таких понятиях, как качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности), обучающихся, абитуриентов, образовательных программ, информационно-образовательной среды, научных исследований.

Вопросы управления качеством образования, повышения качества на основе последних достижений педагогической науки, рассматривались в работах, как ведущих педагогов, так и специалистов по менеджменту (О.В. Аристов, В.И. Загвязинский, Е. Д. Колегова, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, М.М. Поташник и др.).

Менеджмент качества – это приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации; это система управления образовательной организацией, основанная на професси­ональной компетентности ее руководи­телей, ценностно-ориентационном единстве и сотрудничестве всех её участников, ориентированных на дости­жение стандартов качества, и обеспечи­вающая реализацию идей и целей ФГОС нового поколения.

Менеджмент конкурентоспособной образовательной организации предполагает создание и реализацию на практике системы менеджмента качества, разработку модели системы менеджмента качества и соответствую­щих ей нормативных документов.

Модель системы менеджмента качества в образовательной организации представляет собой тео­ретически обоснованную и выстроенную совокупность представлений о том, как должна выглядеть система управления качеством, как она воздействует на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая образовательная организация могла добиваться поставленных целей, адекватно реагировать на вызовы и возникающие проблемы, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

Разрабатываемая и реализуемая в профессиональном колледже система менеджмента качества обеспечивает достижение следующих целей: повышение степени удовлетворения потребителей образовательных услуг; повышение степени конкурентоспособности колледжа в нестабильной внешней среде; быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия; рациональное использование всех видов ресурсов; эффективность контроля и координации всех процессов колледжа; формирование информационной базы по вопросам управления качеством среднего профессионального образования.

Менеджмент качества в профессиональном колледже будет осуществляться наиболее эффективно при определении комплекса индикаторов оценки качества образования. С понятием качества образования ученые (П.Ф. Анисимов [2], Н.А. Селезнева [12] и др.) связывают индикаторы и показатели, характеризующие потенциал образовательной организации (квалификация научно-педагогического персонала; укомплектованность библиотек; обеспеченность компьютерами; материально-техническая база) и индикаторы, характеризующие результаты образовательного процесса (успеваемость обучающихся; количество победителей олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, конференций и др.; учебные достижения).

Качество образования в условиях инновационного управления профессиональным колледжем принято обеспечивать качеством целей, качеством условий, качеством процесса и качеством результата. Систему индикаторов оценки качества образования составляют: уровень учебных достижений обучающихся; уровень социализации выпускников; соответствие нормативным требованиям и запросу потребителя.

Таким образом, система менеджмента каче­ства в инновационном управлении профессионального колледжа обеспечивает достижение нового качества образования.

 

Список литературы:
1. Абчук В.А. Менеджмент для педагогических специальностей: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А. Абчук, А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 377 с. 
2. Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов, В.Е.Сосонко. – Казань: ИСПО РАО, 2001. – 256 с. 
3. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие / О.В. Аристов. – М.: ИНФРА, 2008. – 240 с.
4. Бермус А.Г. К новой парадигме управления инновационными процессами в образовании / А.Г. Бермус // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Выпуск 1 (13). – С. 1–13. 
5. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990. – 217 с. 
6. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. – М: Проспект, 2015. – 424с.
7. Каравайцева Ю.М. Управление инновациями в профессиональном колледже / Ю.М. Каравайцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: «Молодой ученый», 2016. – С. 125–128. 
8. Майоров А.А. Инновационное управление образовательными учреждениями / А.А. Майоров // Государственный советник. – 2015. – № 1. – С. 61–68.
9. Новиков А.М. Как модернизировать управление образованием / А.М. Новиков, Д.А. Новиков // Народное образование. – 2005. – № 5. – С. 17–29. 
10. Поташник М. М. Управление инновационными процессами в образовании / М.М. Поташник. – М., 1994. – 180 с. 
11. Пронина, Л.Н. Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения / Л.Н. Пронина // Учёные записки ЗабГУ. – 2015. – № 5 (64). – С. 29–34. 
12. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования / Н.А. Селезнева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 95 с. 
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
14. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.