Статья:

Общение – один из ключей внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Коляда А.А. Общение – один из ключей внеурочной деятельности в общеобразовательной школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64177 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Общение – один из ключей внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Коляда Анна Андреевна
магистрант, филиал Дальневосточного федерального университета, (Школа педагогики), РФ, г. Уссурийск

 

COMMUNICATION - ONE OF THE KEYS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN A GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

 

Anna Kolyada

Master degree student branch of the far Eastern Federal University, (School of education), Russia, Ussuriysk

 

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические компоненты формирования коммуникативных способностей у детей младшего и среднего школьного возраста с использованием внеурочной деятельности.

Abstract. The article discusses the psychological and pedagogical components of the formation of communicative abilities in children of primary and secondary school age using extracurricular activities.

 

Ключевые слова: коммуникация; общение; внеурочная деятельность; условия коммуникации.

Keywords: communication; extracurricular activities; communication conditions.

 

Как трактуется в терминологическом словаре, общение – это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты (И. Кондаков) [6].

Коммуникация в развитии ребенка играет одну из важных ролей. Однако, в современном мире, наполненным разнообразными гаджетами, дети практически перестали общаться друг с другом в живую – а это является одной из психолого-педагогических проблем.

При этом, учеными было выяснено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым отстают в своем психическом и личностном развитии от сверстников. Соответственно, важно общение детей не только друг с другом, но и со взрослыми, т.к. это главный источник психического развития: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и т.д. [2]. Следовательно, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной социальной проблемой и важной педагогической задачей. Общение ребенка со сверстниками в школе может оказаться для него проблематичным из-за своих внутренних барьеров. Поэтому в школе необходимо развивать коммуникативные навыки не только на уроках, но и во внеурочное время.

Исходя из письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [4].

Внеурочная деятельность в школе может реализовываться в разных видах (игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.) и направлениях (спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная деятельность; проектная деятельность ). Однако при формировании коммуникативных навыков, а именно выборе форм, методов и средств обучения, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Ученик начальной школы и средней школы уже имеет коммуникативные навыки, которые в педагогическом процессе мы можем улучшить, верно используя подобранные средства. 

В младшем школьном возрасте ученикам характерна интенсивная потребность в общении. Взрослые становятся примером в этом, поэтому значимость общения с учителем преобладает. Общение с учителем носить положительный, деловой характер, крайне редко встречается отрицательные взаимоотношения. Дети откровенно рассказывают о своих проблемах, обидчиках и семье. Общение со сверстниками складывается из-за общих интересов и конкретных жизненных обстоятельств (живут близко, сидят за одной партой, общаются родители). В этом возрасте сознание школьников ещё не принимает мнение сверстников как подлинную оценку себя, а эмоциональные переживания кратковременные.

Общение учеников средних классов характеризуется центральной потребностью общения со сверстниками, особенно групповое общение. В данном случае важным показателем является с кем общается подросток – это раскрывает его социальную роль. Группа создает своё «мы», в рамках которого стиль поведения и общения меняется у ребенка – это следствие конформизма среди подростков: «не выделяться», «быть как все». При развитии группового общения возникает негативная проблема – появление «изгоев» в классе, над которыми могут издеваться. Со стороны взрослых и сверстников подросток чувствует необходимость в поощрении и поддержке, но не всегда способен это показать [5].

Соответственно, зная психологические особенности детей, мы можем использовать педагогические технологии по реализации процесса формирования коммуникации между детьми во внеурочной деятельности. 

Как говорила Волкодав Надежда Михайловна, для развития умения и навыков общения у школьников необходимо [1]:

  1. сформировать коммуникативную грамотность воспитанников, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека и коллектива;
  2. вооружить воспитанников основными правилами эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях;
  3. способствовать коррекции эмоционально-волевого развития воспитанников, создавать ситуацию успеха;
  4. содействовать воспитанию умения взаимодействовать друг с другом.

Внеурочная деятельность, исходя из таблицы 1, при воплощении в школе способна охватывать разные интересы детей. В школе чаще всего реализуется в виде:

  1. литературно-музыкальных постановок, композиций;
  2. участие в проектах и акциях «Протяни руку помощи»;
  3. экскурсии и знакомства с представителями разных профессий;
  4. участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому опыту семьи, промышленный туризм.
  5. посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся в охране;
  6. участие в экологических играх, тренингах, праздниках, субботниках, акциях;
  7. участие в спортивных мероприятиях разного уровня;
  8. участие в организации и проведении мероприятий.

Используя внеурочную деятельность, детей можно научить доносить свои мысли и эмоции, слушать и слышать друг друга, и преодолевать коммуникативные барьеры. При этом учителю необходимо создать условия для совершенствования коммуникативных навыков у учащихся [1]:

  1. наличие педагога, обладающего знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно осуществлять педагогический процесс целенаправленного и систематического формирования навыков общения;
  2. наличие комплексной воспитательной программы, способствующей развитию коммуникативных качеств у воспитанников;
  3. партнерство педагога и воспитанника в процессе социально-культурной реабилитации, а так же включения его в активные формы деятельности.

Исходя из трактовки Ильина Т. А., внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [3]. Таким образом, результативность использования внеурочной деятельности в общеобразовательной школе может быть развитие коммуникативных способностей у учеников. Главную роль в этом процессе играет учитель, способный не только заинтересовать детей, но и стать их «товарищем» в работе.

 

Список литературы:
1. Волкодав Н. М. Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 124-126. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://moluch.ru/th/4/archive/48/1679/ (дата обращения: 24.12.2019)
2. Значение общения в развитии ребёнка https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-obschenija-v-razviti-rebyonka.html (дата обращения: 24.12.2019)
3. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1984. –  118 с.
4. Особенности внеклассной работы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://studfiles.net/preview/1728546/ (дата обращения 4.02.2019)
5. Особенности общения в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://studbooks.net/1612027/psihologiya/osobennosti_obscheniya_mladshem_srednem_starshem_shkolnom_vozraste (дата обращения: 24.12.2019)
6. Кондаков И.М. Психологический словарь, 2000 г. Общение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://vocabulary.ru/termin/obschenie.html (дата обращения 21.12.2019)