Взгляд Сейран Атеш на исламский феминизм
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Взгляд Сейран Атеш на исламский феминизм
Аннотация. В данной публикации представлены результаты теоретико-содержательной реконструкции концепта «просвещенный ислам», предложенного известной представительницей нового поколения исламских активистов Германии Сейран Атеш, а также дана оценка его значимости в современных условиях. В статье рассматриваются общественные взгляды С. Атеш относительно равноправия полов, принудительного брака, ношения хиджаба.
Ключевые слова: феминизм, права женщин, Сейран Атеш, сексизм, исламский феминизм, неравенство полов, декриминация.
На современном этапе проблема гендерного неравенства и угнетения настолько широко распространена в науке и социальной практике, она коренится в течениях и идеологий прошлых веков. Обоснование подчиненного положения женщин и её невключённости в социальное, культурное, политическое пространство демонстрирует европейскую философскую традицию со времен античности.
Вопрос о неравенстве и угнетении (происхождение семьи) были рассмотрены Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Ф. Бебеля в работе «Женщина и социализм» и в работах известных женщин-революционеров К. Цеткин, Р. Люксембург, Н. Крупской и А. Коллонтай [1].
Борьба за равенство является важной частью истории феминизма. Не всегда и не везде его сторонники формулировали свои требования именно в терминологии «равные права» с мужчинами. Это позволяет принимать во внимание разнообразие целей и форм деятельности тех, кого мы называем феминистами. В этом случае феминизм выступает как свойственное многим культурам явление, оригинальность которого в данном обществе зависит от национальных традиций и др. Феминизм не является универсальной теорией поскольку имеет различные идеологические проявления и политические стратегии. Сам феминизм также характеризуется разнообразием политических взглядов и точек зрения.
Феминистская теория в значительной степени основана на нетрадиционных политических взглядах и ценностях. В зависимости от конкретных исторических условий преследует различные политические цели: достижение избирательного права голосовать за женщин, установление равного доступа к образованию и увеличение числа женщин, занимающих высокие позиции в общественной жизни, к легализации абортов, запрещение женских половых органов и отмене правил ношения одежды, которые являются ограничительными и унизительным предзнаменованием.
Идея о равноправии полов и всевозможные её производные сосредоточены в теории феминизма. Тем не менее, система представлений о двойном угнетении (на работе и дома) и освобождении, которая существует сегодня под названием «марксистский феминизм» впервые была объявлена социалистами, а именно Кларой Цеткин [6].
Феминизм сегодня пытается выйти на новый уровень развития своих идей, используя часто марксистские тезисы о повышении сознания женщин в качестве угнетенного класса, который должен бороться против патриархального гнета. Таким образом, можно полагать, что представители подлинного феминизма в той или иной степени являются последователями марксизма.
Сегодня многие люди ошибочно полагают, что феминизм - это когда женщины ставят себя выше мужчин. Вовсе нет. Не следует путать феминизм и матриархат. Феминизм - это движение за права женщин, социальное равноправие, борьба с дискриминацией по признаку пола; он указывает на то, что женщины не должны иметь меньшее количество политических, экономических и гражданских прав только по признаку пола и их соблюдение должно ощущаться на практике. Даже радикальный феминизм, занимающий жесткую позицию (в феминизме несколько волн и течений), - это не про мужененавистничество, а о борьбе с патриархатом, системой, где правительство на всех уровнях, будь то семья или политика, сосредоточены в мужских руках.
Биологические различия между людьми, конечно, существуют, но это не означает, что мужчины и женщины должны иметь разные права и свободы - таким же образом, как одни и те же права должны быть у людей с разным цветом кожи и разрезом глаз.
Ранее считалось, что нет необходимости менять традиции, которые существовали на протяжении многих веков. Пусть мужчины занимаются «мужскими» делами, а женщины - «женскими», и все будут счастливы и рады. Во-первых, не все счастливы. Во-вторых, на протяжении всего ХХ века, роль мужчин и женщин изменилась. В качестве основного примера, право на голосование, за которое суфражистки боролись с конца XIX века. Благодаря этому женщинам в Соединенных Штатах было предоставлено право голоса в 1920 году, а в Великобритании в 1928 году, в Новой Зеландии 1893 г., в Саудовской Аравии впервые женщины проголосовали в 2015 г.
Женщины не обязаны быть феминистками. У феминизма нет определенно поставленной задачи, так называемого, навязывания женщинам; наоборот, одна из его целей - дать им возможность принимать свои собственные решения и иметь условия для их реализации. Например, общество не навязывает принципы поведения для женщин (как и в случае, рожать ей или сделать аборт). Кроме того, можно быть домохозяйкой, женой, матерью и феминисткой одновременно. Выбрать путь равноправия не так легко, когда у вас меньше финансовых условий для независимости. Женщине более трудно сделать карьеру в определённых областях по всему миру, включая Россию.
Как известно, некоторые женщины поддерживают сексизм. Существует понятие «интериоризированной мизогинии» («женоненавистнических взглядов, которые перенимают сами женщины») - желание общаться только с мужчинами, и дистанцироваться от других женщин - это отношение к женщинам как к людям «низкого качества», характерной для патриархальной системы. Такое отношение, как это ни парадоксально, также можно найти в самих женщинах. В конце концов, многие женщины не хотят называть себя феминистками, но разделяют идею равенства. Эта реальность может быть видна по той причине, что феминизм в России (и не только) часто рассматривается как нечто маргинальное, а феминистки - неопрятные, агрессивные и несчастные в личной жизни женщины.
Является ли феминизм, по-прежнему актуален, когда женщины, как и мужчины, могут голосовать, получать образование и построить карьеру? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к исламскому феминизму и его известной представительнице - Сейран Атеш.
Либеральный исламссылка - это собирательное название различных движений в исламе, которые стремятся согласовать либеральные ценности демократии и прав человека с исламом. В этой области существуют разные подходы к методам либерализации ислама, к адаптации шариата, реализации принципа секуляризма в новых условиях.
Пример С. Атеш интересен, с одной стороны, либеральным вариантом реформирования ислама в гендерном контексте, вниманием и поддержкой со стороны государства.
Содержательно концепция исламского феминизма С. Атеш фактически копирует концепцию «евроислама» немецкого исламоведа Б. Тиби (политолог и профессор международных отношений Бассам Тиби, сириец по происхождению, 45 лет проживший в Германии и имеющий германское гражданство, являющийся одним из соавторов и пропагандистов ультралиберальной концепции реформированного «Евроислама»[5]), которую она разделяет, несмотря на разочарование автора в своей концепции. Отказываясь верить в капитуляцию Б. Тиби перед «хиджабным» исламом, она пишет: «Горький итог и решение, которое я не разделяю. По моему мнению, существует все-таки разновидность евроислама, который современен и секулярен, ислам мира, милосердия и любви - даже если он, по общему признанию, не стал мейнстримом» [3, с. 54].
Сейран Атеш родилась в 1963 году в Стамбуле (Турция) в курдско-турецкой рабочей семье и с 6 лет проживает в Германии, куда ее родители переехали в поисках работы. В 17 лет она сбежала от своих родителей, на второй попытке суд лишил их родительских прав, как написано подробно в её автобиографии «Большое путешествие в огонь. История немецкой турчанки»[2].
Поступив в университет на юриспруденцию, она работала параллельно в информационном центре для турецких и курдских мигрантов в Берлин-Кройцберг, где в сентябре 1984 года пострадала от рук террориста и пережила клиническую смерть, затем прошла длительное восстановление и еще сильнее укрепилась в своем желании бороться за права мусульманских женщин.
Обращаясь к основному источнику - Коран, С. Атеш приходит к выводу, что первоначальные права женщин и мужчин были паритетными. Основная причина всех бед, по ее мнению - стремление мужчины к подавлению женщины и претензия на господство [2]. На сегодняшний день положение мусульманских женщин и девочек в современном обществе признает эту проблему. Их угнетение начинается еще до того, как они рождаются: они редко желанны своими родителями из-за высокой ценности мальчиков в исламских странах. Эта дискриминация проявляется во всем - в интересах, одежде, поддержке. Другой важной причиной угнетения мусульманок можно рассматривать психологические и культурные особенности их воспитания. Девочки воспитываются авторитарно, живут под постоянным контролем не только родителей, но и родственников и в назначенных им социальных ролях матери и жены. Отталкиваясь от общего феминистского дискурса в своих рассуждениях С. Атеш замечает, что «исконно европейские женщины тоже еще не достигли полного равноправия полов» [3].
Проблема мусульманских женщин и девочек по-прежнему недооценивается, общество не заинтересовано в большинстве их судеб, не поддерживает женщин исламских стран, ссылаясь на отсутствие финансов. С. Атеш пишет об интересной тенденции в современном западном обществе: «В то время как большинство турчанок и курдянок первого поколения, когда они прибыли в Германию, сняли свои платки, то все больше женщин второго и третьего поколения сегодня сознательно и демонстративно вновь вуалируются» [3]; «В Германии все больше женщин завуалировано. Вы видите детей четырех или пяти лет, носящих платки. Женщины в Северной Африке борются за то, чтобы не носить хиджаб, а западные женщины борются за его ношение. Я на стороне женщин во всем мире, которые не хотят быть завуалированными» [7]. Причины этого явления еще раз объясняется мужским давлением: тех, кто носит хиджаб без принуждения, мало.
Также в мусульманских странах остро остается вопрос о принудительных браках. Священное право человека является правом на самостоятельный поиск партнера и добровольное вступление в брак. Сегодня статистика показывает пугающий масштаб этого явления в мусульманских общинах в странах происхождения, так и на Западе: «Принудительные браки заключаются везде в мире, во всех культурах и религиях. Мужчины и женщины, бедные и богатые, образованные и необразованные коснулись этого» [3]. Подавляющее большинство женщин, пострадавших от принудительных браков, в возрасте от 12 до 18 лет.
Мотивы принудительного брака могут быть самым разными: от репутационных, нравственных до экономических. Одной из основных причин распространенности этого явления среди мусульман в культурных и психологических аспектах воспитания. Девушки в традиционных исламских семьях не привыкли противоречить отцу, они не знают, какие-либо другие модели поведения. В исламской правовой традиции молчание или слезы девушки рассматривается как акт согласия.
Женщины и девушки в исламской традиции, по словам С. Атеш, в силу своего уровня образованности и психологии не могут сформулировать свое мнение. Последствия таких браков могут быть самыми разнообразными: от физических до психологических - травмы, смерть, психические заболевания, нежеланные дети.
Сейран Атеш была услышана правительством Германии. Принудительное бракосочетание законом от 23 июня 2011 г. «О борьбе с принудительным бракосочетанием и улучшением защиты потерпевших от принудительного брака» были внесены изменения, во-первых, в жилищное законодательство и положения о предоставлении убежища, во-вторых, введен уголовно-правовой запрет принудительного бракосочетания, закрепленный в § 237 УК ФРГ (Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии). Сегодня, без ложной скромности, немецкая феминистка подчеркивает: «Я была первой женщиной-адвокатом, которая требовала законодательного оформления преступления для принудительного брака» [3].
В целом объектом исламского феминизма для Сейран Атеш выступают патриархальные предписания ислама, не уважающие права женщин: «Я хочу не ислам как таковой поставить к позорному столбу, а фундаменталистские и враждебные по отношению к демократии и женщинам исламские силы, которые обороняются от любой историзации и модернизации своей религии и в XXI веке стремятся к восстановлению средневековых условий. Я выступаю против этого» [7].
Основными движущимися силами предстоящего в мире обновления, по ее мнению, выступят либеральные мусульмане независимо от гендерных характеристик: «При этом, наверное, ни один человек не в силах реформировать ислам, над этим должны работать сообща многие мужчины и женщины»[7].
Так почему же современные западные женщины, которые называют себя феминистками, не борются за социальные права женщин в мусульманских странах? Сейран Атеш своими книгами показала яркий пример конфликта культур, касающихся коренных жителей стран и приезжающих мигрантов. Европейцы сегодня хорошо осознают, что только их собственной толерантности недостаточно для создания новой мультикультурной и интегрированной европейской общности должно быть ответное стремление приезжих принять национальную идентичность. Но новое время развивает новые подходы к традиционным нормам не без помощи соответствующих политических сил. Нельзя прийти к обновленной национальной и тем более к европейской идентичности без готовности обеих сторон интегрироваться в европейский образ жизни.