Статья:

Взгляд Сейран Атеш на исламский феминизм

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Дмитриева П.А., Кулумбегашвили С.Л., Кольцова И.В. Взгляд Сейран Атеш на исламский феминизм // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64379 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взгляд Сейран Атеш на исламский феминизм

Дмитриева Полина Андреевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кулумбегашвили Светлана Лериевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кольцова Ирина Владимировна
канд. психол. наук, доцент, Ставропольского Государственного Педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В данной публикации представлены результаты теоретико-содержательной реконструкции концепта «просвещенный ислам», предложенного известной представительницей нового поколения исламских активистов Германии Сейран Атеш, а также дана оценка его значимости в современных условиях. В статье рассматриваются общественные взгляды С. Атеш относительно равноправия полов, принудительного брака, ношения хиджаба.

 

Ключевые слова: феминизм, права женщин, Сейран Атеш, сексизм, исламский феминизм, неравенство полов, декриминация.

 

На современном этапе проблема гендерного неравенства и угнетения настолько широко распространена в науке и социальной практике, она коренится в течениях и идеологий прошлых веков. Обоснование подчиненного положения женщин и её невключённости в социальное, культурное, политическое пространство демонстрирует европейскую философскую традицию со времен античности.

Вопрос о неравенстве и угнетении (происхождение семьи) были рассмотрены Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Ф. Бебеля в работе «Женщина и социализм» и в работах известных женщин-революционеров К. Цеткин, Р. Люксембург, Н. Крупской и А. Коллонтай [1].

Борьба за равенство является важной частью истории феминизма. Не всегда и не везде его сторонники формулировали свои требования именно в терминологии «равные права» с мужчинами. Это позволяет принимать во внимание разнообразие целей и форм деятельности тех, кого мы называем феминистами. В этом случае феминизм выступает как свойственное многим культурам явление, оригинальность которого в данном обществе зависит от национальных традиций и др. Феминизм не является универсальной теорией поскольку имеет различные идеологические проявления и политические стратегии. Сам феминизм также характеризуется разнообразием политических взглядов и точек зрения.

Феминистская теория в значительной степени основана на нетрадиционных политических взглядах и ценностях. В зависимости от конкретных исторических условий преследует различные политические цели: достижение избирательного права голосовать за женщин, установление равного доступа к образованию и увеличение числа женщин, занимающих высокие позиции в общественной жизни, к легализации абортов, запрещение женских половых органов и отмене правил ношения одежды, которые являются ограничительными и унизительным предзнаменованием.

Идея о равноправии полов и всевозможные её производные сосредоточены в теории феминизма. Тем не менее, система представлений о двойном угнетении (на работе и дома) и освобождении, которая существует сегодня под названием «марксистский феминизм» впервые была объявлена ​​социалистами, а именно Кларой Цеткин [6].

Феминизм сегодня пытается выйти на новый уровень развития своих идей, используя часто марксистские тезисы о повышении сознания женщин в качестве угнетенного класса, который должен бороться против патриархального гнета. Таким образом, можно полагать, что представители подлинного феминизма в той или иной степени являются последователями марксизма.

Сегодня многие люди ошибочно полагают, что феминизм - это когда женщины ставят себя выше мужчин. Вовсе нет. Не следует путать феминизм и матриархат. Феминизм - это движение за права женщин, социальное равноправие, борьба с дискриминацией по признаку пола; он указывает на то, что женщины не должны иметь меньшее количество политических, экономических и гражданских прав только по признаку пола и их соблюдение должно ощущаться на практике. Даже радикальный феминизм, занимающий жесткую позицию (в феминизме несколько волн и течений), - это не про мужененавистничество, а о борьбе с патриархатом, системой, где правительство на всех уровнях, будь то семья или политика, сосредоточены в мужских руках.

Биологические различия между людьми, конечно, существуют, но это не означает, что мужчины и женщины должны иметь разные права и свободы - таким же образом, как одни и те же права должны быть у людей с разным цветом кожи и разрезом глаз.

Ранее считалось, что нет необходимости менять традиции, которые существовали на протяжении многих веков. Пусть мужчины занимаются «мужскими» делами, а женщины - «женскими», и все будут счастливы и рады. Во-первых, не все счастливы. Во-вторых, на протяжении всего ХХ века, роль мужчин и женщин изменилась. В качестве основного примера, право на голосование, за которое суфражистки боролись с конца XIX века. Благодаря этому женщинам в Соединенных Штатах было предоставлено право голоса в 1920 году, а в Великобритании в 1928 году, в Новой Зеландии 1893 г., в Саудовской Аравии впервые женщины проголосовали в 2015 г.

Женщины не обязаны быть феминистками. У феминизма нет определенно поставленной задачи, так называемого, навязывания женщинам; наоборот, одна из его целей - дать им возможность принимать свои собственные решения и иметь условия для их реализации. Например, общество не навязывает принципы поведения для женщин (как и в случае, рожать ей или сделать аборт). Кроме того, можно быть домохозяйкой, женой, матерью и феминисткой одновременно. Выбрать путь равноправия не так легко, когда у вас меньше финансовых условий для независимости. Женщине более трудно сделать карьеру в определённых областях по всему миру, включая Россию.

Как известно, некоторые женщины поддерживают сексизм. Существует понятие «интериоризированной мизогинии»  («женоненавистнических взглядов, которые перенимают сами женщины») - желание общаться только с мужчинами, и дистанцироваться от других женщин - это отношение к женщинам как к людям «низкого качества», характерной для патриархальной системы. Такое отношение, как это ни парадоксально, также можно найти в самих женщинах. В конце концов, многие женщины не хотят называть себя феминистками, но разделяют идею равенства. Эта реальность может быть видна по той причине, что феминизм в России (и не только) часто рассматривается как нечто маргинальное, а феминистки - неопрятные, агрессивные и несчастные в личной жизни женщины.

Является ли феминизм, по-прежнему актуален, когда женщины, как и мужчины, могут голосовать, получать образование и построить карьеру? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к исламскому феминизму и его известной представительнице - Сейран Атеш.

Либеральный исламссылка - это собирательное название различных движений в исламе, которые стремятся согласовать либеральные ценности демократии и прав человека с исламом. В этой области существуют разные подходы к методам либерализации ислама, к адаптации шариата, реализации принципа секуляризма в новых условиях.

Пример С. Атеш интересен, с одной стороны, либеральным вариантом реформирования ислама в гендерном контексте, вниманием и поддержкой со стороны государства.

Содержательно концепция исламского феминизма С. Атеш фактически копирует концепцию «евроислама» немецкого исламоведа Б. Тиби (политолог и профессор международных отношений Бассам Тиби, сириец по происхождению, 45 лет проживший в Германии и имеющий германское гражданство, являющийся одним из соавторов и пропагандистов ультралиберальной концепции реформированного «Евроислама»[5]), которую она разделяет, несмотря на разочарование автора в своей концепции. Отказываясь верить в капитуляцию Б. Тиби перед «хиджабным» исламом, она пишет: «Горький итог и решение, которое я не разделяю. По моему мнению, существует все-таки разновидность евроислама, который современен и секулярен, ислам мира, милосердия и любви - даже если он, по общему признанию, не стал мейнстримом» [3, с. 54].

Сейран Атеш родилась в 1963 году в Стамбуле (Турция) в курдско-турецкой рабочей семье и с 6 лет проживает в Германии, куда ее родители переехали в поисках работы. В 17 лет она сбежала от своих родителей, на второй попытке суд лишил их родительских прав, как написано подробно в её автобиографии «Большое путешествие в огонь. История немецкой турчанки»[2].

Поступив в университет на юриспруденцию, она работала параллельно в информационном центре для турецких и курдских мигрантов в Берлин-Кройцберг, где в сентябре 1984 года пострадала от рук террориста и пережила клиническую смерть, затем прошла длительное восстановление и еще сильнее укрепилась в своем желании бороться за права мусульманских женщин.

Обращаясь к основному источнику - Коран, С. Атеш приходит к выводу, что первоначальные права женщин и мужчин были паритетными. Основная причина всех бед, по ее мнению - стремление мужчины к подавлению женщины и претензия на господство [2]. На сегодняшний день положение мусульманских женщин и девочек в современном обществе признает эту проблему. Их угнетение начинается еще до того, как они рождаются: они редко желанны  своими родителями из-за высокой ценности мальчиков в исламских странах. Эта дискриминация проявляется во всем - в интересах, одежде, поддержке. Другой важной причиной угнетения мусульманок можно рассматривать психологические и культурные особенности  их воспитания. Девочки воспитываются авторитарно, живут под постоянным контролем не только родителей, но и родственников и в назначенных им социальных ролях матери и жены. Отталкиваясь от общего феминистского дискурса в своих рассуждениях С. Атеш замечает, что «исконно европейские женщины тоже еще не достигли полного равноправия полов» [3].

Проблема мусульманских женщин и девочек по-прежнему недооценивается, общество не заинтересовано в большинстве их судеб, не поддерживает женщин исламских стран, ссылаясь на отсутствие финансов. С. Атеш пишет об интересной тенденции в современном западном обществе: «В то время как большинство турчанок и курдянок первого поколения, когда они прибыли в Германию, сняли свои платки, то все больше женщин второго и третьего поколения сегодня сознательно и демонстративно вновь вуалируются» [3]; «В Германии все больше женщин завуалировано. Вы видите детей четырех или пяти лет, носящих платки. Женщины в Северной Африке борются за то, чтобы не носить хиджаб, а западные женщины борются за его ношение. Я на стороне женщин во всем мире, которые не хотят быть завуалированными» [7]. Причины этого явления еще раз объясняется мужским давлением: тех, кто носит хиджаб без принуждения, мало.

Также в мусульманских странах остро остается вопрос о принудительных браках. Священное право человека является правом на самостоятельный поиск партнера и добровольное вступление в брак. Сегодня статистика показывает пугающий масштаб этого явления в мусульманских общинах в странах происхождения, так и на Западе: «Принудительные браки заключаются везде в мире, во всех культурах и религиях. Мужчины и женщины, бедные и богатые, образованные и необразованные коснулись этого» [3]. Подавляющее большинство женщин, пострадавших от принудительных браков, в возрасте от 12 до 18 лет.

Мотивы принудительного брака могут быть самым разными: от репутационных, нравственных до экономических. Одной из основных причин распространенности этого явления среди мусульман в культурных и психологических аспектах воспитания. Девушки в традиционных исламских семьях не привыкли противоречить отцу, они не знают, какие-либо другие модели поведения. В исламской правовой традиции молчание или слезы девушки рассматривается как акт согласия.

Женщины и девушки в исламской традиции, по словам С. Атеш, в силу своего уровня образованности и психологии не могут сформулировать свое мнение. Последствия таких браков могут быть самыми разнообразными: от физических до психологических - травмы, смерть, психические заболевания, нежеланные дети.

Сейран Атеш была услышана правительством Германии. Принудительное бракосочетание законом от 23 июня 2011 г. «О борьбе с принудительным бракосочетанием и улучшением защиты потерпевших от принудительного брака» были внесены изменения, во-первых, в жилищное законодательство и положения о предоставлении убежища, во-вторых, введен уголовно-правовой запрет принудительного бракосочетания, закрепленный в § 237 УК ФРГ (Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии). Сегодня, без ложной скромности, немецкая феминистка подчеркивает: «Я была первой женщиной-адвокатом, которая требовала законодательного оформления преступления для принудительного брака» [3].

В целом объектом исламского феминизма  для Сейран Атеш выступают патриархальные предписания ислама, не уважающие права женщин: «Я хочу не ислам как таковой поставить к позорному столбу, а фундаменталистские и враждебные по отношению к демократии и женщинам исламские силы, которые обороняются от любой историзации и модернизации своей религии и в XXI веке стремятся к восстановлению средневековых условий. Я выступаю против этого» [7].

Основными движущимися силами предстоящего в мире обновления, по ее мнению, выступят либеральные мусульмане независимо от гендерных характеристик: «При этом, наверное, ни один человек не в силах реформировать ислам, над этим должны работать сообща многие мужчины и женщины»[7].

Так почему же современные западные женщины, которые называют себя феминистками, не борются за социальные права женщин в мусульманских странах? Сейран Атеш своими книгами показала яркий пример конфликта культур, касающихся коренных жителей стран и приезжающих мигрантов. Европейцы сегодня хорошо осознают, что только их собственной толерантности недостаточно для создания новой мультикультурной и интегрированной европейской общности должно быть ответное стремление приезжих принять национальную идентичность. Но новое время развивает новые подходы к традиционным нормам не без помощи соответствующих политических сил.  Нельзя прийти к обновленной национальной и тем более к европейской идентичности без готовности обеих сторон интегрироваться в европейский образ жизни.

 

Список литературы:
1. М. Коллонтай великий борец за права и свободы женщин // А. Бебель Женщина и социализм. - М: Пг., 1923. 
2. Атеш С. Большое путешествие в огонь. История немецкой турчанки. - Берлин: Rowohlt, 2006.
3. Атеш С. Мультикультурное Заблуждение. Как нам лучше жить вместе в Германии. - Берлин: Уллстейн, 2011.
4. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml  
5. Тиби Б. Политизация религии // Intern. Politic. 2000. № 2 // [Электронный ресурс]. - URL: http://ddm.iatr.az/ddm/tibru.html
6. Цеткин К. Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетарием. – М.: Госполитиздат, 1960. – 102 с.
7. Imamin Seyran Ates plant liberale Moschee in Wien. 22.08.2018, available at. - [Электронный ресурс] URL: https://www.vienna.at/imamin-seyran-ates-plant-liberale-moschee-in-wien/5900014