Статья:

Критерии эмоционального развития младших школьников в образовательном процессе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Афанасьева Д.В., Долганина В.В. Критерии эмоционального развития младших школьников в образовательном процессе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/94/64383 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Критерии эмоционального развития младших школьников в образовательном процессе

Афанасьева Диана Витальевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Долганина Вера Васильевна
канд. психол. наук, доцент, Ставропольский Государственный Педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются критерии эмоционального развития младшего школьника в образовательном процессе. Необходимые диагностики развития эмоциональной сферы младших школьников на уроке, что является важнейшим показателем их личностного развития.

 

Ключевые слова:  параметры восприятия, критерии, эмоциональное развитие, младший школьник, образовательный процесс, диагностика, личностное развитие.

 

В развитии младших школьников эмоциональная сфера является важным компонентом, поскольку понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в формировании личности растущего человека.

В русской психологии теоретическое исследование психического развития дошкольников, которые определили основные направления исследований в этой области в 20 веке, нашло отражение в Л.С. Выготский, разработавший теорию культурно-исторического развития. Культурно-исторический подход к психическому формированию дошкольников был разработан А.Н. Леонтьевым. Характерной чертой культурно-исторической теории считается «представление о социально-историческом происхождении и развитии психики, согласно которому уникальность психического развития человека заключается в том, что человеческие процессы возникают вследствие возникновения новых социальных форм жизни "[4].

Проблема развития эмоций в научных исследованиях обширно раскрывается в свете работ Л.С. Выготского. Современные исследователи опираются на работу А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. А. Абромян и другие сотрудники Института дошкольного образования Академии педагогических наук СССР, которые более 40 лет остаются самыми авторитетными в области изучения эмоций[3]. Ученые определили единые закономерности развития эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности. Построить модель эмоционального развития, с точки зрения Ю.З. Неверович и А. В. Запорожец, согласно которым «эмоциональное ожидание является важным новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, которое претерпевает ряд регулярных изменений в течение дошкольного детства» [6].

Большой вклад в исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста внесли работы Дж. Бруннера, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, З.М.Истоминой, А.Н.Леонтьева, В.С. Мухиной, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддъякова, С.Л.Рубинштейна, А.П.Усовой, Д.Б.Эльконина и др

Суждения и высказывания в младшем школьном возрасте о тех или иных явлениях часто окрашиваются яркими эмоциональными переживаниями. В первом классе дети обычно эмоционально реагируют на внешнее оформление наглядных пособий: "Ах, какой большой стол! Буквы синие, а раньше они показывали нам красные".  Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми крепче и на более длительный срок. Когда учитель что-то объясняет  ученику, он должен позаботиться о том, чтобы тот прочувствовал. Новое знание может быть лучше усвоено, если оно “прошло " через чувство ученика.

Дети младшего школьного возраста уже способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. Несмотря на то, что этот процесс кажется нам простым, распознавание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Младшие школьники большое внимания уделяют мимике, нежели придают значение невербальному общению, поскольку у ребенка младшего школьного возраста недостаточно представлений об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Возникновение эмоций у детей связано со специфической средой, в которую они попадают. Наблюдения за определенными событиями или яркие жизненные идеи и переживания - все вызывает эмоции у детей этого возраста. Различные словесные поучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них необходимых эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность переживаний младших школьников, необходимо объяснять учебный материал в наглядной форме и  при возможности, так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.

Младшие школьники не могут сдерживать проявление своих чувств, это связано с недостаточным развитием тормозных процессов в коре головного мозга у детей этого возраста. Кора головного мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, которая связана с простейшими чувствами и их внешними проявлениями - смехом, слезами и т.п. Этим же объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, то есть их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, грусти. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети успокаиваются так же легко, как и возбуждаются.

К. Роджерс выделил некоторые личностные черты, которые развивают личность других людей в контакте. Речь идет о безусловном и неоценимом принятии, сопереживании учителя, а также об опыте - как форме общения между участниками образовательного взаимодействия. Состояние эмоционального благополучия и психологического комфорта младших школьников во многом зависит от учителя.

Внимание педагогов к эмоциональной жизни ребенка в школе открывает несколько фундаментальных проблем:

- мотивация обучения в ее эмоциональном аспекте (желание и нежелание учиться, воспитательные страхи и стрессы);

- система значимых отношений между участниками образовательного взаимодействия (родители-учителя-сверстники);

- формы воспитательного общения на уроке, стимулирующие чувства детей (дискуссии, конкурсы, игры, споры);

- учебные модели, развивающие эстетические, нравственные чувства учащихся;

- развитие нравственного, эмоционального и ценностного отношения ко всему окружающему.

Опыт показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями нужно с первого класса (после окончания адаптационного периода). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции  (хотя само слово "эмоция" не вводится, оно заменяется понятием "настроение", более доступным ребенку этого возраста). И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические задания по развитию эмоций - играют.

Как активизировать эмоциональную сферу детей на занятиях?

- включение в активную творческую деятельность при выполнении игровых заданий: (театрализация, ролевые игры, графическое выражение эмоционального восприятия, построение сюжета, карты настроения, ролевое чтение, со сменой голоса, сочинение загадок, стихотворений и др.)

- подбор содержания образования с учетом принципа культуротворчества и в соответствии с логикой эмоционального развития младших школьников. (выбор материала, наглядных пособий в классе имеет большое значение).

Игры обладают огромным воспитательным эффектом. Во время игры детей можно поощрять к развитию их социальных навыков (среди которых есть такие аспекты человеческих отношений, как дарение и принятие). Многие ситуации могут быть воссозданы в классе. В этих структурированных ситуациях учитель может научить детей навыкам, которые они могут использовать, чтобы научиться взаимодействовать с другими.

Набравшись опыта в “социальной лаборатории", которая представляет собой такую игровую ситуацию, дети узнают о последствиях сострадания и жестокости, сотрудничества и соперничества.  Ролевые игры, чтение текстов, конкурсы, смоделированные ситуации, детское творчество, споры, дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива, помогают подружиться и научиться работать с другими. Очень важно научить состраданию к другим людям, которые переживают эмоционально трудные моменты, научиться быть деликатными, уважительными и щедрыми с ними, а также предлагать помощь, если это возможно.

Но там, где начинается игра, рождается спонтанность, непредсказуемость, выражение бессознательного аспекта личности в поведении. Нельзя чрезмерно увлекаться спонтанностью детских чувств или, наоборот, недооценивать их проявления в реальном учебном процессе. Но, в то же время, без "переживания" эмоций невозможно решить жизненные проблемы человека. Опыт-это не отдельная психическая функция наряду с памятью, эмоциями, вниманием, а система эмоционального восприятия, мышления и действия.

Опыт как деятельность эмоционального познания развивает мышление, воображение, образность, эстетические и нравственные чувства, эмоциональную рефлексию как высшие психические функции.

Социальная функция школы как образовательного учреждения, ставящего своей целью познание, уходит из поля внимания. Сегодня процесс обучения все больше ориентирован на любовь и развитие эмоциональных межличностных отношений. Особое внимание уделяется ненасилию, состраданию и пониманию как основным навыкам, которые формируют прочную основу для дальнейшего развития социального здоровья ребенка. Учителя современной школы помогают детям узнать о жизни и о том, какое место в ней занимают люди.

Итак, каковы критерии эмоционального развития, как мы определяем портрет эмоционально одаренного ребенка:

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний объекта (произведения искусства);

- широта диапазона понятных и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний;

- уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;

- способность отражать свое эмоциональное состояние двигательно-экспрессивными средствами;

- проявление интереса к образовательной деятельности.

Дэниел Гоулман - современный американский исследователь к этим качествам добавляет способность распознавать свои чувства и умение управлять своими эмоциями и вводит понятие "эмоциональный интеллект". По его мнению, эмоциональный интеллект важнее в жизни умственных способностей, он дает возможность рационально управлять природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым.

В. А. Сухомлинский также отмечал особую важность эмоционального развития: "есть такое качество - тонкость, эмоциональность характера. Она выражается в том, что окружающий мир обостряет способность переживать. Этому качеству способствуют музыка, литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир. "Эти предметы называются "школой чувств. воспитывая эстетические чувства в классе, мы непосредственно развиваем эмоциональность детей[7].

Эмоциональная чувствительность, отзывчивость - характерная черта младшего школьного возраста. Ученик, особенно первоклассник, бурно реагирует на события, которые его оскорбляют. Любое явление, которое так или иначе влияет на него, вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик.

Л. П. Стрелковой разработаны следующие критерии эмоционального развития дошкольника:

- адекватный ответ на различные явления окружающей среды;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понятных и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина опыта, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическое оснащение языка;

- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в школе можно использовать разные методы диагностики эмоционального развития ребенка. Приведём в пример одну из методик, которая определяет уровень эмпатии детей к другим людям, «определение ребёнком эмоциональных состояний человека»:

Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 учеников из класса. Проводиться индивидуально с каждым. Для выполнения задания необходимы:

  • набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
  • набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);
  • набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках – белое пятно;
  • набор изображений лиц (веселых и грустных).

Выполнение задания:

1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть).  Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций: а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо; б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо; в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо; г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо. 8 Психолог задает вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.

3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими:

  • Имя ребенка идет с мамой в детский сад;
  • Имя ребенка с детьми на прогулке;
  • Имя ребенка на занятиях;
  • Имя ребенка играет с детьми в группе;
  • Имя ребенка поет в музыкальном зале;
  • Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях;
  • Имя ребенка играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо. После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, то это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия.

В заключение скажем, что основной задачей, стоящей сегодня перед педагогом, является расширение эмоционального опыта и развитие эмоциональной культуры младших школьников. Поэтому радость, интерес, эмоциональный комфорт образовательного процесса являются для учителя главным способом понимания внутреннего мира ученика и успешности образовательного процесса.

 

Список литературы: 
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 278 с.
2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6т. Т.3 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 244 с.
3. Запорожец,А.В. «Значение ранних этапов детства для формирования детской личности» / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – Москва : Просвещение, 1978. 
4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. «Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов». – М.: Юрайт, 2011
5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 374 с.
6. Неверович, Я.З. «Развитие воли у дошкольников» [] / Я.З. Неверович // Психология личности и деятельности дошкольников/ Ред. A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – Москва, 1965.
7. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 1. К.: Радянська школа, 19791. С. 57-218.
8. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.