Статья:

Взаимозависимые лица: проблемы установления, соотношение со смежными категориями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Тепсуркаев Т.А. Взаимозависимые лица: проблемы установления, соотношение со смежными категориями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65783 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимозависимые лица: проблемы установления, соотношение со смежными категориями

Тепсуркаев Тимур Андыевич
магистрант, Налоговый институт РосНОУ, РФ, г. Москва

 

RELATED PARTIES: THE PROBLEMS OF ESTABLISHING, THE CORRELATION WITH ADJACENT CATEGORIES

 

Timur Tepsurkaev

Undergraduate, Tax Institute of RosNOU, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается порядок признания субъектов хозяйственной деятельности взаимозависимыми лицами в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации. В работе проведен анализ критериев взаимозависимости, исследованы проблемы признания взаимозависимости в случае участия одного лица в капитале другого и установления доли участия одной организации в другой, соотнесено понятие «взаимозависимые лица» с другими, смежными категориями.

Abstract. The article contemplates the order of recognition of the business subjects as interdependent entities pursuant to the tax and levies legislation of the Russian Federation. The work analyzes the criteria of interdependence, studies the problems of recognition of interdependence in case of participation of one entity in the capital of the other and the establishment of the share of participation of one company in the other, as well as compares the concept of interdependent parties with other, similar categories.

 

Ключевые слова: взаимозависимость, взаимозависимые лица, группа лиц, аффилированные лица, участие в доле.

Keywords: interdependence, interdependent persons, group of persons, affiliates, participating in the share.

 

Раздел V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», согласно которому детально регламентированы полномочия Федеральной налоговой службы по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами, определяет критерии взаимозависимости лиц.

Нормы НК РФ об установлении взаимной зависимости между лицами исходят прежде всего из определения общего понятия и общих критериев такой зависимости. Так, согласно п. 1 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

При определении общих критериев взаимозависимости учитывается влияние, которое может оказываться:

а) в силу участия одного лица в капитале других лиц;

б) в соответствии с заключенным между лицами соглашением;

в) при наличии иной возможности одного лица определять решения,

принимаемые другими лицами.

Общие критерии установления взаимной зависимости между лицами конкретизированы в рамках оснований, указанных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Данные основания могут быть сгруппированы в соответствии с указанными выше критериями, возможно их разграничение на основания имущественно-распорядительного, договорного, организационного, родственного, смешанного характера. При этом заметим, что группировка оснований по классификационным позициям с точки зрения практической составляющей не имеет значения, поскольку НК РФ предусматривает общие правила для лиц независимо от оснований установления взаимной зависимости между ними.

Наибольшее число вопросов вызывают основания определения взаимозависимости, связанные с участием одного лица в капитале других лиц и установлением доли участия одной организации в другой организации, что применимо и в отношении определения доли участия физического лица в организации (ст. 105.2 НК РФ). По общему правилу доля такого участия должна превышать 25%-й барьер.

Согласно НК РФ доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. Соответственно, НК РФ исходит из разграничения прямого и косвенного участия и устанавливает особенности определения долей прямого либо косвенного участия одной организации в другой организации.

Так, например, при определении доли прямого участия организации в акционерном обществе учитывается доля голосующих акций, непосредственно принадлежащая такой организации. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года No 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об акционерных обществах») к голосующим акциям относятся не только обыкновенные акции, но и привилегированные акции, в случаях, предусмотренных Законом «Об акционерных обществах» или уставом непубличного общества.

Заметим, что в качестве голосующих акций рассматриваются только те привилегированные акции, владельцы которых имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.

Косвенным участием признается участие одной организации в другой организации через третьих лиц. Правила определения доли такого участия указаны в п. 3 ст. 105.2 НК РФ. В частности, определяются:

а) все последовательности участия одной организации в другой;

б) в рамках каждой последовательности устанавливаются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей и

определяется произведение таких долей;

в) если определено несколько независимых последовательностей

участия одной организации в другой организации, то произведения

долей прямого участия суммируются.

При определении долей участия необходимо учитывать варианты участия организации в собственном капитале. В частности, организация может владеть собственными акциями и долями участия как прямо, так и косвенно в связи с так называемым «перекрестным» участием организаций в капитале друг друга, «кольцевым» владением». В соответствии с законодательством собственные акции (доли) организации не предоставляют права голоса такой организации, следовательно, не учитываются при определении долей участия в целях установления взаимной зависимости между лицами. [7, c.72]

Таким образом, если лица соответствуют одному или нескольким основаниям, установленным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, то взаимозависимость между такими лицами считается установленной. Возможность представления доказательств того, что отношения между лицами в этом случае не соответствуют общему понятию взаимозависимости лиц, НК РФ не предусматривает.

Отметим также, что самостоятельное либо судебное признание взаимной зависимости возможно только при наличии двух обстоятельств:

1) взаимозависимость лиц в указанных случаях не может быть установлена в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ;

2) отношения между лицами отвечают общим признакам взаимозависимости. [1, c.346]

Следовательно, отсутствие взаимной зависимости лиц устанавливается не только при условии, что отношения между лицами не отвечают общим признакам взаимозависимости, но и если конкретные лица не определены в качестве взаимозависимых в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Взаимозависимость между лицами устанавливается для целей налогообложения и, соответственно, «взаимозависимые лица» — это категория законодательства о налогах и сборах. Смежные категории с указанным понятием определены в рамках антимонопольного законодательства, в частности ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года No 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает перечень лиц, составляющих группу лиц, ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года No 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет аффилированных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [8, c.235]

Каждая из категорий имеет особую сферу применения, в частности, лица, составляющие группу лиц, для целей антимонопольного законодательства определяются в качестве единого образования, что позволяет рассматривать в качестве адресатов запретов и ограничений, установленных в антимонопольном законодательстве, не только единичных хозяйствующих субъектов, но и группы лиц с учетом распространения таких запретов и ограничений на каждое лицо, входящее в группу лиц. Взаимозависимые лица с учетом практики налогового администрирования воспринимаются в качестве лиц, идущих в своей коммерческой деятельности «рука об руку», но в целях применения законодательства о налогах и сборах потребности для рассмотрения их в качестве единого образования не видится.

С позиции применения раздела V.1 НК РФ имеет значение вопрос об определении лиц, составляющих группу лиц, в качестве взаимозависимых лиц, и, следовательно, практическом соотношении таких категорий, как «группа лиц» и «взаимозависимые лица», поскольку ценовые соглашения, заключаемые в рамках определенных Законом «О защите конкуренции» групп лиц, выведены из сферы действия антимонопольного законодательства, но при наличии оснований, установленных НК РФ, подлежат контролю в соответствии с разделом V.1 НК РФ. [8, c.154]

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2019
2. Письмо Минфина России от 16 августа 2013 года No 03-01-18/33535. 
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года No 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Свод законов Российской Федерации. — 1996. — No 1. 
4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. No 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной̆ ответственность» // Свод законов Российской Федерации. —1998. — No 7. 
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 года No 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» // Свод законов Российской Федерации. — 2018. — No 30 (ч. 1). 
6. Савсерис, С. В. Взаимозависимые лица: живем по новым правилам / С. В. Савсерис // Налоговед. — 2018. C 65-78
7. Свод законов Российской Федерации. — 2006. No 31 (1 ч.) изм. от 05 октября 2019 г. 
8. Ведомости СНВД. — 2018. — No 6. — С. 499.