Борьба с гендерным неравенством при работе с детьми
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)
Борьба с гендерным неравенством при работе с детьми
REDUCING GENDER INEQUALITY AT WORKING WITH CHILDREN
Kira Tsyganenko
Student, Tobolsk pedagogical Institute. D. I. Mendeleev (branch) University of Tyumen, Russia, Tobolsk
Аннотация. Анализ эксперимента, проводимого в 5 школах для сокращения влияния гендерных стереотипов на школьников.
Abstract. Analysis of an experiment conducted in 5 schools to reduce the impact of gender stereotypes on students.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, школа, сексизм.
Keywords: gender stereotypes, school, sexism.
Гендерные стереотипы ограничивают будущее детей. Однажды идея "работы для девочек" и "работы для мальчиков" (или " красивых девочек " и "сильных мальчиков’) захватывает. Неравные результаты, наблюдаемые в дальнейшей жизни между мальчиками и девочками, становятся почти неизбежными. Начиная с гендерного разрыва в достижениях на окончание начальной школы, к малочисленности женщин в инженерном деле - от обильного сексуального домогательства до высокого уровня мужских самоубийств, гендерные стереотипы плохи как для отдельных людей, так и для общества.
Несмотря на то, что детям говорят, что они могут быть “кем угодно”, это послание часто подрывается из-за того, что они видят, слышат и переживают в школе. Гендерные стереотипы, распространяющиеся вне школьных ворот непреднамеренно укрепляются внутри школы, через учебную программу, книги, язык и повседневное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Это происходит на решающем этапе в развитие учащихся, с детским ощущением чего ожидается от мальчиков и девочек, формирующимся во время начальной школы.
В течение прошлого года пять школ участвовали в пилотной программе, созданной и управляемой некоммерческой организацией Lifting Limits, которая побуждала школьный персонал анализировать каждую мелочь, которую они делали в классе, через призму гендерного равенства.
Первоначальный анализ обнаружил много тревожных признаков. Некоторые учителя неосознанно передавали сексистские сообщения, говоря ученикам: «мужик», или «привет, парни», или «вы сегодня выглядите умниками, ваша мама одела вас?» или «мне нужен большой сильный мальчик, чтобы помочь мне отнести это ».
Дети демонстрировали похожий сексизм на своем языке («ты бросаешь, как девочка!») И писали истории о динозаврах, которые были почти всеми мужчинами.
В школе были презентации о «человечестве» (досл. “mankind”, производное от “man” - мужчина; при этом существует нейтральное слово “humanity”) и работы, посвященные исключительно известным мужчинам, а также уроки об изобретателях, художниках и исследователях, в которых доминировали мужчины. Некоторые книги, используемые для обучения детей чтению, были полны старомодных сексистских стереотипов.
В начале процесса примерно две трети учеников, которые хотели работать на науке, были мальчиками, в то время как по крайней мере 75% тех, кто хотел работать в воспитательных ролях были девочки. К концу года равное количество учеников мужского и женского пола хотели стать учеными. Значительно больше девочек ощутили, что они могут быть полицейскими и футболистами, и доля мальчиков, которые сказали, что они могут быть учителями, увеличилась с 24% до 42%.
В первые годы ученики говорили, что профессии медсестры/медбрата, уборщицы/уборщика, строителя и врач «почти для всех» в два раза чаще. Почти вдвое больше детей в возрасте 5-7 лет сказали, что куклы «для всех». Когда в конце эксперимента спросили, что было сложного в том, чтобы быть женщиной, 21% детей указали на аспекты гендерного неравенства, по сравнению с лишь 8% в начале.
Для того, чтобы все это произошло, в каждой школе был назначен учитель в качестве «лидера по гендерным вопросам» для контроля над программой. Помимо дискуссионных карточек и ресурсов для собраний и семинаров для родителей, были представлены планы уроков: по математике детей просили сравнить данные о количестве женщин-депутатов, а в географии они обсуждали, кто может быть исследователем и почему. Были куплены новые книги, которые разрушают сексистские стереотипы и традиционные мужские и женские роли в сказках были оспорены в обсуждениях класса.
Основные результаты:
- Повышение осведомленности и уверенности персонала в решении проблем сексизма и стереотипов в отношениях с учениками, коллегами и родителями. Например:
- Увеличение на 60% заявленной уверенности сотрудников в объяснении коллегам влияния гендерных стереотипов на детей (с 48% до 79% сотрудников).
- 30% - ный рост доверия к решению проблемы сексуальных домогательств и запугивания среди учащиеся (от 61% до 79% персонала).
- Усиление саморефлексии, способствующей изменениям в практике. Половина сотрудников (50% против 29%) теперь размышляют "много" о сообщениях, которые они дают детям о том, что они могут сделать (еще 46% размышляют "в некоторой степени").
Экспериментальный проект "снятие ограничений" демонстрирует эффективность всей школьной программы по разрушению ограничивающих гендерных норм, которым дети учатся с раннего возраста. Ключевые компоненты модели и весь школьный характер подхода оказались явно эффективными в стимулировании изменений.
В 2020 учебном году программа будет развернута еще в 13 школах, и Карен Гестетнер, основательница Lifting Limits, надеется однажды предложить ее каждой школе в стране.