Вопросы появления и становления естественного права в России
Конференция: CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Вопросы появления и становления естественного права в России
QUESTIONS OF THE EMERGENCE AND FORMATION OF NATURAL LAW IN RUSSIA
Leon Kochanovskii
Student Siberian Institute of Management-Branch of RANEPA, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В настоящее время основой юриспруденции является естественное право, теория которого возникла еще в античное время. В данной статье рассматриваются вопросы появления теории естественного права в России и специфика ее отражения в трудах известных русских философов и правоведов.
Abstract. At present, the basis of jurisprudence is natural law, the theory of which originated in ancient times. This article discusses the emergence of the theory of natural law in Russia and the specifics of its reflection in the works of famous Russian philosophers and jurists.
Ключевые слова: право; позитивное право; естественное право; правоприменение.
Keywords: law; positive law; natural law.
Школа естественного права возникла достаточно поздно - вместе с либеральными идеями европейских мыслителей XVII-XVIII вв. В соответствии с ней у человека существует ряд прирожденных и неотчуждаемых прав, которые государство обязано признавать, гарантировать, защищать и не нарушать. Основу концепции составил принцип индивидуализма, представление о человеке, который существует вне государства и общества.
Теория естественного права рассматривалась в трудах таких виднейших ученых, как: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Н.А. Бердяев и др. Представления о естественном праве мыслителей нового времени в некоторых положениях схожи [5, с. 20].
С XIX века исследователи права в России всё чаще начинают обращаться к психологии и социологии, а также к другим гуманитарным и общественным наукам. Этот фактор приводит к тому, что право становится шире и представление о нём возрастает, появляются разнообразные позитивистские воззрения на развитие права. Среди идей русской философии права особое место занимает положение о взаимодополнении морали и права, единстве нравственных и правовых норм. Упомянутые вопросы поднимают многие правоведы и философы.
Концепция позитивизма, системный подход, принцип историзма стали в юридической науке базой для исследования правового статуса. Такой подход привел к образованию нового течения в правоведении: «возрожденного естественного права», основателем которого был В.С. Соловьев. В своем учении он выделяет два основных направления: «Критика отвлеченных начал» и «Духовные основы жизни» [1, с. 98]. Рассмотрим основные положения этой теории правопонимания.
Право является продуктом общественной жизни. Оно тесно связано как с культурой, так и цивилизацией.
Право - это, прежде всего, начало, которое вызвано потребностями человека. В.С. Соловьев опирается на точку зрения И. Канта и говорит о том, что право не связано с моралью и духовными принципами, оно есть способ принуждения. В другом же направлении Владимир Сергеевич начинает связывать право с нравственностью, но, не отрицая при том его принудительный характер.
Очень важным пунктом для правоведа являются понятия «личность» и «свобода личности». Формирование качеств личности в социальной среде требует при ее анализе использования категорий, которые отражают уровень сознательного и бессознательного, индивидуального и социального. Важно отметить, что людей с наличием определенной правовой культуры крайне мало в наше время, а на том промежутке времени были лишь единицы. Понятие о справедливом праве, порожденное правовой культурой, крайне редко совпадает с порождением правовой цивилизации - писаным правом, и как раз в последних работах В.С. Соловьева говорится, что свобода человека должна зависеть от равенства всех людей перед законом.
В различных странах естественное право начало развиваться значительно раньше, но необходимо подчеркнуть, что культуры различны, а значит, различны и цивилизации.
На основе трудов В.С. Соловьева становится возможным отметить , как начинает возрождаться естественное право России, а также прослеживается возросшее значение права, как в философии, так и в жизни людей, поскольку в Российской системе права существуют различные элементы права.
Ярким представителем соответствующей философии был П.И. Новгородцев, который утверждал, что основой права является государственная власть [2, с. 99]. Основной идеей правовой концепции он выдвигал «общественный идеал», пытаясь объяснить этим «вечный» элемент естественного права, варьирующийся из эпохи в эпоху. Так же правовед обращал внимание на то, что главное - это нравственность человека и его личностные качества.
Люди, обретая идеал в процессе духовного самосовершенствования, становятся фундаментом для развития общества и права в целом. Своими рассуждениями П.И. Новгородцев представляет утопию, идеальное государство и право. Его учение служит высшим критерием оценки права, осознанным представлением идеала и призывает государство и личность стремиться к этому идеалу. В своей работе «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» П.И. Новгородцев исследует новое содержание требований свободы и равенства, подчеркивая, что государство должно отвечать за людей, которые не способны содержать себя сами. Так же говорится о понятии «право на достойное человеческое существование»: человек, у которого есть нравственность, должен иметь и юридическое право. Таким образом, виден переход нравственного сознания к правовому, а это означает, что право начинает развиваться и самосовершенствоваться, ему уделяется все большее внимание.
Особое внимание теории естественного права уделяется в исследованиях Е.Н. Трубецкого. Ученый, опираясь на работы великих философов и правоведов по данной теме, признает взаимосвязь между всеобщностью и вечностью начал права и нравственности. Подтверждения этому находятся в его труде «Энциклопедия права»: главная мысль заключается в том, что естественное право есть нравственная основа всякого конкретного правопорядка, но автор также подчеркивает, что право должно регулировать только внешнюю сторону жизни людей и не может вторгаться в сферу морали [4, с. 83].
Он отмечал существование ряда нейтральных по отношению к нормам нравственности решений, даже безнравственных, которые, тем не менее, закреплены государством в качестве общеобязательных для исполнения. По мнению Е.Н. Трубецкого нужно проводить четкую грань между правом и моралью, так как право - регулятор внешней стороны жизни человека, а мораль – внутренний [6, с. 38].
Ученый утверждал, что право и нравственность - две очень взаимосвязанные вещи, которые можно сравнить «с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной стороны, общая сфера - сфера пересечения, в которой содержание их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их требования частью не сходятся между собою, частью даже прямо противоречат друг другу».
Философ не отрицал, что идеи теории естественного права могут менять свое содержание и стремился связать этот феномен с религиозной философией всеединства.
Он обращал внимания на то, что право - проявление совершенной и несовершенной жизни человека.
Таким образом, он подчеркивал, что право должно стать правдой, подчиняясь цели добра, ведь закон добра неизменен, а нравственные понятия динамичны и изменчивы. Философ утверждал: «Всякая положительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена полному ничтожеству».
Он говорил о том, что все должно происходить постепенно и лучший вариант преобразований - реформы, а не революции, которые идут во вред человеку и обществу в целом. Е.Н. Трубецкой подчеркивает то, что инициатива реформ должна исходить от самого государства, а не от народа для улучшения жизни граждан.
Необходимо обратить при этом внимание, что соотношение законотворчества, правотворчества и правоприменения во многом зависят от менталитета, определяемого культурным архетипом [3, с. 93-98]. Основу этого отношения составляла антиличностная социальная установка и замещение понятия свободы русского человека понятием воли, которые затормаживали проявление индивидуальности и гасили индивидуальную активность, но с появлением теории естественного права, которая получает массовое распространение в XIX-XX веках, сам подход к пониманию права существенно меняется.
Таким образом, можно сделать следующий вывод : естественное право в России начинает возрождаться в XIX веке и обретает широкое распространение среди правоведов и философов в XX веке. Оно раскрывается как представление о добре и справедливости, выступает прототипом идеального права и объясняет взаимосвязь личности с государством, раскрывается как в религиозных учениях, так и светских, затрагивает все аспекты жизни человека и помогает прогрессировать личности. Гражданин должен иметь не только свободу, но и способы ее реализации и защиты самого себя, а это значит, что необходимо создание гражданского общества. Ещё в далеком прошлом философы задумывались о такой возможности в целях защиты личности, прав и свобод человека и гражданина.