Статья:

Правовые проблемы охраны земель

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ардаширова К.И. Правовые проблемы охраны земель // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(49).pdf (дата обращения: 08.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые проблемы охраны земель

Ардаширова Камилла Ильдаровна
студент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа
Улимаев Радик Юрикович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Земля – один из самых ценных ресурсов нашей планеты, который дает человечеству возможность существовать и развиваться.

Поэтому мы должны относиться к ней с уважением, ценить ее и не подвергать различным негативным влияниям с нашей стороны, ведь природа сама по себе тоже не стоит на месте и имеет свои различные разрушающие ее проблемы.

Охрана земель – совокупность различных экономических, правовых и организационных мер и мероприятий, которые направлены на рациональное и эффективное использование землей и земельными ресурсами, а также на предотвращение вредных воздействий и восстановление земель.

Но на практике не все так просто, и в данной статье мы рассмотрим несколько проблем в области охраны земель.

Российское законодательство гарантирует право пользования землей, тем самым оно обеспечивает основы жизнедеятельности человека и создает условия для достойной жизни и свободного развития личности, ведь это отражено в целях политики Российской Федерации как правового и социального государства. Статья 9 Конституции РФ устанавливает то, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на данной территории [4]

Таким образом, главным направлением развития земельного законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является обеспечение охраны, рационального и эффективного использования земельных ресурсов.

Особую значимость проблема охраны земель приобрела в связи с ухудшением экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади плодородных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве. Она является актуальной, так как в производстве продуктов питания человека используется почва и ее плодородия.

Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.

Государство всячески контролирует состояние земель и проводит различные государственные мониторинги и иные виды наблюдения.

В ходе одного из таких государственных мониторингов земель было выявлено, что практически на всей территории Российской Федерации продолжает свое развитие тенденция по ухудшению состояния земель.

Эти данные были отражены в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году.

Среди наиболее опасных процессов в Докладе выделяются: интенсивное развитие эрозии, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Все это ведет к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота [3].

По современному состоянию земельных ресурсов можно с легкостью сделать вывод о бессистемном использовании земли и безответственном отношении к ней, а также о недостаточной эффективности действия правовых норм, имеющих целью охрану земель.

Необходимыми мерами является консолидация норм в Земельном кодексе РФ, регулирующих охрану земли.

Это позволит создать систему норм, которая будет предусматривать универсальный перечень требований по охране земель при осуществлении всех видов землепользования и тем самым повысит эффективность действия данных норм.

В Докладе также отмечалась такая актуальная проблема, как отсутствие финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции.

Она приводит к тому, что из-за этого не выполняются различные меры по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения таких мероприятий, как использование приемов обработки почв против эрозии; использование специальных приемов по снегозадержанию; использование свойств растений, которые направлены на защиту почвы; строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем, обводнение пастбищ; использование приемов по применению агрохимикатов и пестицидов для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также допускается длительное неиспользование земель.

В результате этого происходит потеря продуктивности ценных земель, их зарастание кустарниками и лесом или к их деградации.

Судя по всему, данная проблема вытекает из недостаточного экономического стимулирования использования земель. Если обратиться к Земельному кодексу то можно заметить, что ч. 8 ст. 13 ЗК РФ предусматривает возможность экономического стимулирования охраны и использования земель [5].

Однако мы считаем, что в современных условиях такие меры экономического стимулирования должны быть неотъемлемой частью института охраны земель, ведь материальное стимулирование эффективного и рационального использования земель тесно связано с охраной земельных ресурсов.

Самым эффективным способом решения этой проблемы будет закреплени в федеральном земельном законодательстве постоянные меры по экономическому стимулированию эффективного и рационального землепользования. В отношении земель сельскохозяйственного назначения такими мерами могут быть, например, гарантия возмещения землепользователям расходов, которые они направят на значительное улучшение земель и на вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и нарушенных земель или загрязненных земельных участков, подвергшихся исключению в целях предотвращения их деградации [2].

Таким образом, мы считаем, что институт охраны земель должен развиваться в трех аспектах: правовом, с помощью консолидации и унификации различных природоохранных требований в отношении охраны земли; организационном, путем развития системы государственного мониторинга земель и обеспечения выполнения всех требований, которое осуществляется с помощью государственного земельного надзора и муниципального, производственного и общественного земельного контроля; экономического стимулирования эффективного и рационального использования земель.

 

Список литературы:
1. Боголюбов С.А. Земельное право. М.: Юрайт, 2016. 257с.
2. Капицкий В.Н. Проблемы правовой охраны земель и пути их устранения // Молодежь и наука, 2017. № 6. С. 34-39.
3. Харьков В.Н. Правовые проблемы охраны земель // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2013. С.214-222.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2019).
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп., от 01.01.2019 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2019).