Правовые проблемы охраны земель
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Правовые проблемы охраны земель
Земля – один из самых ценных ресурсов нашей планеты, который дает человечеству возможность существовать и развиваться.
Поэтому мы должны относиться к ней с уважением, ценить ее и не подвергать различным негативным влияниям с нашей стороны, ведь природа сама по себе тоже не стоит на месте и имеет свои различные разрушающие ее проблемы.
Охрана земель – совокупность различных экономических, правовых и организационных мер и мероприятий, которые направлены на рациональное и эффективное использование землей и земельными ресурсами, а также на предотвращение вредных воздействий и восстановление земель.
Но на практике не все так просто, и в данной статье мы рассмотрим несколько проблем в области охраны земель.
Российское законодательство гарантирует право пользования землей, тем самым оно обеспечивает основы жизнедеятельности человека и создает условия для достойной жизни и свободного развития личности, ведь это отражено в целях политики Российской Федерации как правового и социального государства. Статья 9 Конституции РФ устанавливает то, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на данной территории [4]
Таким образом, главным направлением развития земельного законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является обеспечение охраны, рационального и эффективного использования земельных ресурсов.
Особую значимость проблема охраны земель приобрела в связи с ухудшением экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади плодородных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве. Она является актуальной, так как в производстве продуктов питания человека используется почва и ее плодородия.
Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.
Государство всячески контролирует состояние земель и проводит различные государственные мониторинги и иные виды наблюдения.
В ходе одного из таких государственных мониторингов земель было выявлено, что практически на всей территории Российской Федерации продолжает свое развитие тенденция по ухудшению состояния земель.
Эти данные были отражены в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году.
Среди наиболее опасных процессов в Докладе выделяются: интенсивное развитие эрозии, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Все это ведет к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота [3].
По современному состоянию земельных ресурсов можно с легкостью сделать вывод о бессистемном использовании земли и безответственном отношении к ней, а также о недостаточной эффективности действия правовых норм, имеющих целью охрану земель.
Необходимыми мерами является консолидация норм в Земельном кодексе РФ, регулирующих охрану земли.
Это позволит создать систему норм, которая будет предусматривать универсальный перечень требований по охране земель при осуществлении всех видов землепользования и тем самым повысит эффективность действия данных норм.
В Докладе также отмечалась такая актуальная проблема, как отсутствие финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции.
Она приводит к тому, что из-за этого не выполняются различные меры по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения таких мероприятий, как использование приемов обработки почв против эрозии; использование специальных приемов по снегозадержанию; использование свойств растений, которые направлены на защиту почвы; строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем, обводнение пастбищ; использование приемов по применению агрохимикатов и пестицидов для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также допускается длительное неиспользование земель.
В результате этого происходит потеря продуктивности ценных земель, их зарастание кустарниками и лесом или к их деградации.
Судя по всему, данная проблема вытекает из недостаточного экономического стимулирования использования земель. Если обратиться к Земельному кодексу то можно заметить, что ч. 8 ст. 13 ЗК РФ предусматривает возможность экономического стимулирования охраны и использования земель [5].
Однако мы считаем, что в современных условиях такие меры экономического стимулирования должны быть неотъемлемой частью института охраны земель, ведь материальное стимулирование эффективного и рационального использования земель тесно связано с охраной земельных ресурсов.
Самым эффективным способом решения этой проблемы будет закреплени в федеральном земельном законодательстве постоянные меры по экономическому стимулированию эффективного и рационального землепользования. В отношении земель сельскохозяйственного назначения такими мерами могут быть, например, гарантия возмещения землепользователям расходов, которые они направят на значительное улучшение земель и на вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и нарушенных земель или загрязненных земельных участков, подвергшихся исключению в целях предотвращения их деградации [2].
Таким образом, мы считаем, что институт охраны земель должен развиваться в трех аспектах: правовом, с помощью консолидации и унификации различных природоохранных требований в отношении охраны земли; организационном, путем развития системы государственного мониторинга земель и обеспечения выполнения всех требований, которое осуществляется с помощью государственного земельного надзора и муниципального, производственного и общественного земельного контроля; экономического стимулирования эффективного и рационального использования земель.