Статья:

Воспитание ответственности у младших школьников

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Зацепилина Т.В. Воспитание ответственности у младших школьников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(49).pdf (дата обращения: 22.09.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание ответственности у младших школьников

Зацепилина Татьяна Владимировна
студент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург
Фархшатова Ирина Абдуллаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург

 

Проблема воспитания ответственности у младших школьников остаётся актуальной на сегодняшний день, потому что ответственность всегда была одним из важнейших качеств человека, условием его жизнедеятельности в социальной среде.

Воспитание ответственности – это целенаправленный, системный процесс, учитывающий особенности возрастной группы. По мнению Марьенко И.С., составляющими компонентами ответственности выступает целый ряд свойств и умений. Среди них справедливость, принципиальность, честность, готовность отвечать за последствия своих поступков. Ответственность не может проявляться полно, если не развита эмоциональность, чуткость по отношению к другим людям, способность к сопереживанию. Также ответственность включает исполнение обязанности, усердие, настойчивость, выдержку, стойкость. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и восприятии, чувствах, осознании, мировоззрении, разных формах поведения личности[2].

Рассмотрим особенности проявления этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности в этой возрастной группе К.А.Климова выделяет следующие: осознание ребенком важности и необходимости выполнения каких-либо поручений, которые имеют значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к своему делу, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других); осознание необходимости держать ответственность за выполнение порученного дела[1].

Ответственность, как устойчивая характеристика субъекта, стабильная черта личности в младшем школьном возрасте находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является главной, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности[4].

По мнению С.Г.Яриковой и М.В.Матюхиной, учебная деятельность, формирует: умения планировать и организовывать свою деятельность; выполнять требования учителя сразу и до конца; давать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявлять самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; положительное отношение к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственность здесь проявляется в понимании социальной ценности учения, критичности в оценке своего отношения к учению, поведения, личностных качеств, своих ошибок, правильного истолкования их причин.

По мнению И.А. Фархшатовой, выполняя традиционные письменные упражнения или задания, дети учатся трудолюбию, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, работать по заданному алгоритму или выполнять указанные правила, что также воспитывает произвольность действий, дисциплину[5].

По утверждению психологов учебная деятельность, является ведущим видом деятельности младшего школьника. В учебной деятельности ответственность, проявляется в потребности и умении ответственно мыслить, в возможности ориентироваться в каких-либо обстоятельствах, самому видеть проблематичную ситуацию и находить различные методы её решения[3].

Трудовые поручения способствуют воспитанию ответственности в младшем школьном возрасте. Обучающийся проявляет интерес к процессу труда: ему хочется самому выполнять какую-либо работу, без посторонней помощи. Ребёнку очень хочется показать, что он сам может выполнить что-то и надеется на положительный результат. Тем не менее, ученик не всегда действует согласно примеру, зачастую он отвлекается в силу не сформированности волевой регуляции в этом возрасте. Ребёнок начинает выдумывать что-то своё, у него не всегда всё получается в конкретной ситуации. Если обучающийся берёт на себя какое-либо трудовое поручение, у него будет развиваться ответственность за его выполнение.

В младшем школьном возрасте ответственность воспитывается в игровой деятельности. Это качество формируется и проявляется в игре в ролевых действиях, умении принимать самому какие-либо решения и осуществлять контроль над игровыми действиями и поступками. Например, игра «Рыбаки». Дети получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны какие-либо ситуации (как бы ты поступил, если бы твоему другу поручили дежурство по школе, а он заболел и не пришёл в школу?). После удачного улова нужно самостоятельно выполнить полученное задание, найти пути решения данной ситуации.

Ответственные школьники учатся, выполняя поручения. Но ведущим средством воспитания ответственности является учебная деятельность. В учебной деятельности ответственность младшего школьника проявляется с учѐтом «парадного облика» ответственного человека, как обучающегося, который  выполняет все поручения учителя как надо и в срок.

Таким образом, ответственность – одно из главных качеств личности, которое в младшем школьном возрасте имеет все предпосылки для его воспитания, чему способствует организация игровой, учебной деятельности и трудовые поручения.

 

Список литературы:
1. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. / Климова К.А. // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.- М., 1968.
2. Марьенко И.С. Ответственность школьников: пути воспитания. /  Марьенко И.С. // Советская педагогика. – 1987. № 5.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001.
4. Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей / Славина Л.С.  // Вопросы психологии. - 1956. № 4.
5. Фархшатова И.А. Воспитательный потенциал современного урока (научная статья) / Фархшатова И.А. // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Всероссийская научно-методическая конференция, Оренбург, 28 ноября — 1 декабря 2016 г. : сборник статей. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2017. C. 259-260.