Воспитание ответственности у младших школьников
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Воспитание ответственности у младших школьников
Проблема воспитания ответственности у младших школьников остаётся актуальной на сегодняшний день, потому что ответственность всегда была одним из важнейших качеств человека, условием его жизнедеятельности в социальной среде.
Воспитание ответственности – это целенаправленный, системный процесс, учитывающий особенности возрастной группы. По мнению Марьенко И.С., составляющими компонентами ответственности выступает целый ряд свойств и умений. Среди них справедливость, принципиальность, честность, готовность отвечать за последствия своих поступков. Ответственность не может проявляться полно, если не развита эмоциональность, чуткость по отношению к другим людям, способность к сопереживанию. Также ответственность включает исполнение обязанности, усердие, настойчивость, выдержку, стойкость. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и восприятии, чувствах, осознании, мировоззрении, разных формах поведения личности[2].
Рассмотрим особенности проявления этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности в этой возрастной группе К.А.Климова выделяет следующие: осознание ребенком важности и необходимости выполнения каких-либо поручений, которые имеют значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к своему делу, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других); осознание необходимости держать ответственность за выполнение порученного дела[1].
Ответственность, как устойчивая характеристика субъекта, стабильная черта личности в младшем школьном возрасте находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является главной, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности[4].
По мнению С.Г.Яриковой и М.В.Матюхиной, учебная деятельность, формирует: умения планировать и организовывать свою деятельность; выполнять требования учителя сразу и до конца; давать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявлять самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; положительное отношение к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственность здесь проявляется в понимании социальной ценности учения, критичности в оценке своего отношения к учению, поведения, личностных качеств, своих ошибок, правильного истолкования их причин.
По мнению И.А. Фархшатовой, выполняя традиционные письменные упражнения или задания, дети учатся трудолюбию, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, работать по заданному алгоритму или выполнять указанные правила, что также воспитывает произвольность действий, дисциплину[5].
По утверждению психологов учебная деятельность, является ведущим видом деятельности младшего школьника. В учебной деятельности ответственность, проявляется в потребности и умении ответственно мыслить, в возможности ориентироваться в каких-либо обстоятельствах, самому видеть проблематичную ситуацию и находить различные методы её решения[3].
Трудовые поручения способствуют воспитанию ответственности в младшем школьном возрасте. Обучающийся проявляет интерес к процессу труда: ему хочется самому выполнять какую-либо работу, без посторонней помощи. Ребёнку очень хочется показать, что он сам может выполнить что-то и надеется на положительный результат. Тем не менее, ученик не всегда действует согласно примеру, зачастую он отвлекается в силу не сформированности волевой регуляции в этом возрасте. Ребёнок начинает выдумывать что-то своё, у него не всегда всё получается в конкретной ситуации. Если обучающийся берёт на себя какое-либо трудовое поручение, у него будет развиваться ответственность за его выполнение.
В младшем школьном возрасте ответственность воспитывается в игровой деятельности. Это качество формируется и проявляется в игре в ролевых действиях, умении принимать самому какие-либо решения и осуществлять контроль над игровыми действиями и поступками. Например, игра «Рыбаки». Дети получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны какие-либо ситуации (как бы ты поступил, если бы твоему другу поручили дежурство по школе, а он заболел и не пришёл в школу?). После удачного улова нужно самостоятельно выполнить полученное задание, найти пути решения данной ситуации.
Ответственные школьники учатся, выполняя поручения. Но ведущим средством воспитания ответственности является учебная деятельность. В учебной деятельности ответственность младшего школьника проявляется с учѐтом «парадного облика» ответственного человека, как обучающегося, который выполняет все поручения учителя как надо и в срок.
Таким образом, ответственность – одно из главных качеств личности, которое в младшем школьном возрасте имеет все предпосылки для его воспитания, чему способствует организация игровой, учебной деятельности и трудовые поручения.