Прокурорский надзор за соблюдением установленного порядка проведения расследования и выполнения оперативно-розыскных мероприятий
Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Прокурорский надзор за соблюдением установленного порядка проведения расследования и выполнения оперативно-розыскных мероприятий
Положениями уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. [1]Надзор за данной процессуальной деятельностью органов дознания проводится на стадии возбуждения уголовного дела, регламентация порядка производства в данном этапе производится разделом 7 УПК РФ.
Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса, в которой орган дознания, дознаватель, руководитель следственного отдела, следователь в пределах своей компетенции рассматривают поступившие сведения о преступлениях (готовящихся или уже совершенных) и принимают решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении такового.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При осуществлении проверки необходимо обращать первоочередное внимание на установленный порядок приема и регистрации поступающих сведений, выраженных в различных формах: устные и письменные заявления, явки с повинной, сделанные как в устном, так и в письменном виде, сообщениях о совершенном или готовящемся преступном деянии, полученное из иных источников.
Также информацию о правонарушениях в себе могут нести: публикации средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистических данных прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о совершенных правонарушениях, которые вызывают необходимость использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых государственных и народных интересов, прав и гарантий, трудовых коллективов, малочисленных и коренных народов, граждан, чьи интересы, нуждаются в особой социально-правовой охране. [2]
Прокурорский надзор направлен на заблаговременное предостережение, выявление и устранение отступлений от законности в работе указанных органов, защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений,[3] пресечение выходящих за рамки закона действий (бездействия), принятие должностными лицами, осуществляющими расследование, решений, препятствующих доступу жертв преступлений к уголовному судопроизводству.
Следующим составным звеном предмета прокурорского надзора является исполнение установленного порядка расследования преступлений. B данном случае речь идет о надзорной деятельности прокуратуры на втором этапе досудебного производства, именуемом предварительным расследованием.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования в форме дознания, служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств. При соблюдении предписаний закона, регулирующего данный аспект процессуальной деятельности органов дознания, наиболее эффективно идет достижение основных целей уголовного и уголовно-процессуального права: достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности и т.д.
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов следствия и дознания по раскрытию преступления, установлению и изобличению лица (лиц), его совершившего, на основе собранных и исследованных доказательств, позволяющих решить вопрос о передаче дела в суд либо о прекращении его производства. Предварительное расследование может осуществляться либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Обе формы связаны единством задач, единой правовой основой, включающей единое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. [4] Предварительное следствие и дознание производятся по общим правилам, с соблюдением единой процессуальной формы за некоторыми изъятиями, установленными для дознания в гл. 32 УПК.
Уголовно-процессуальный закон подробно регулирует порядок предварительного расследования, однако так же первоочередное значение имеют положения Конституции РФ, регламентирующие отдельные аспекты процессуальной деятельности органов предварительного расследования. Так, статья 48 Конституции РФ в пункте 2 устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. [5]
Реализация конституционных норм в уголовном процессе осуществляется путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурор должен опираться на следующие обстоятельства:
1. компетенция лица, осуществляющего процессуальные действия, так в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уголовным делам, в категории которых обязательно предварительное следствие, может выполнить лишь неотложные следственные действия,
2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ,
3. наличие оснований для проведения следственного и процессуального действия, как фактического, так и юридического,
4. наличие условий для проведения следственного и другого процессуального действия: так, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголовным делам o тяжких и особо тяжких преступлениях,
5. соблюдение правил собирания доказательств: например, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. [6]
Предварительное расследование представляет собой динамичную, развивающуюся от этапа к этапу деятельность органов дознания и предварительного следствия. Оно начинается со стадии возбуждения уголовного дела и заканчивается составлением таких документов как, обвинительное заключение либо обвинительный акт и направлением уголовного дела прокурору для передачи в суд. Расследование может быть завершено также вынесением органами дознания постановления о прекращении уголовного дела или постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. A в промежутке между началом и окончанием расследования дознаватель выполняет комплекс процессуальных и следственных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного преступного деяния, установление и изобличение лиц, его совершивших.
В процессе дознания и предварительного следствия прокурор надзирает за тем, чтобы следственные и процессуальные действия проводились только при наличии к тому оснований и в установленном законом порядке, чтобы к уголовной ответственности привлекались только виновные лица, чтобы участники процесса имели реальную возможность воспользоваться представленными им правами, а ограничения в правах были законными и обоснованными.