Статья:

Прокурорский надзор за соблюдением установленного порядка проведения расследования и выполнения оперативно-розыскных мероприятий

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Белых И.А. Прокурорский надзор за соблюдением установленного порядка проведения расследования и выполнения оперативно-розыскных мероприятий // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(62).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Прокурорский надзор за соблюдением установленного порядка проведения расследования и выполнения оперативно-розыскных мероприятий

Белых Ирина Андреевна
магистрант, Юридический институт Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

Положениями уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. [1]Надзор за данной процессуальной деятельностью органов дознания проводится на стадии возбуждения уголовного дела, регламентация порядка производства в данном этапе производится разделом 7 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса, в которой орган дознания, дознаватель, руководитель следственного отдела, следователь в пределах своей компетенции рассматривают поступившие сведения о преступлениях (готовящихся или  уже совершенных) и принимают решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении такового.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При осуществлении проверки необходимо обращать первоочередное внимание на установленный порядок приема и регистрации поступающих сведений, выраженных в различных формах: устные и письменные заявления, явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде, сообщениях о совершенном или готовящемся преступном деянии, полученное из иных источников.

Также информацию о правонарушениях в себе могут нести: публикации средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; результаты статистических данных прокурорской и правоприменительной практики; другие материалы о совершенных правонарушениях, которые вызывают необходимость использования прокурорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых государственных и народных интересов, прав и гарантий, трудовых коллективов, малочисленных и коренных народов, граждан, чьи интересы, нуждаются в особой социально-правовой охране. [2]

Прокурорский надзор направлен на заблаговременное предостережение, выявление и устранение отступлений от законности в работе указанных органов, защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений,[3] пресечение выходящих за рамки закона действий (бездействия), принятие должностными лицами, осуществляющими расследование, решений, препятствующих доступу жертв преступлений к уголовному судопроизводству.

Следующим составным звеном предмета прокурорского надзора является исполнение установленного порядка расследования преступлений.  B данном случае речь идет о надзорной деятельности прокуратуры на втором этапе досудебного производства, именуемом предварительным расследованием.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования в форме дознания, служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства, неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств. При соблюдении предписаний закона, регулирующего данный аспект процессуальной деятельности органов дознания, наиболее эффективно идет достижение основных целей уголовного и уголовно-процессуального права: достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности и т.д.

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов следствия и дознания по раскрытию преступления, установлению и изобличению лица (лиц), его совершившего, на основе собранных и исследованных доказательств, позволяющих решить вопрос о передаче дела в суд либо о прекращении его производства. Предварительное расследование может осуществляться либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Обе формы связаны единством задач, единой правовой основой, включающей единое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. [4] Предварительное следствие и дознание производятся по общим правилам, с соблюдением единой процессуальной формы за некоторыми изъятиями, установленными для дознания в гл. 32 УПК.

Уголовно-процессуальный закон подробно регулирует порядок предварительного расследования, однако так же первоочередное значение имеют положения Конституции РФ, регламентирующие отдельные аспекты процессуальной деятельности органов предварительного расследования. Так, статья 48 Конституции РФ в пункте 2 устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. [5]

Реализация конституционных норм в уголовном процессе осуществляется путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурор должен опираться  на следую­щие обстоятельства:

1. компетенция лица, осуществляющего процессуаль­ные действия, так в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, в категории  которых обязательно предварительное следствие, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия,

2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ,

3. наличие оснований для проведения следственного и процессуального действия, как фактического, так и юридического,

4. наличие условий для проведения следственного и другого процессуального действия: так, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам o тяжких и особо тяжких преступлениях,

5. соблюдение правил собирания доказательств: напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства. [6]

Предварительное расследование представляет собой динамичную, развивающуюся от этапа к этапу деятельность органов дознания и предварительного следствия. Оно начинается со стадии возбуждения уголовного дела и заканчивается составлением таких документов как, обвинительное заключение либо обвинительный акт и направлением уголовного дела прокурору для передачи в суд. Расследование может быть завершено также вынесением органами дознания постановления о прекращении уголовного дела или постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. A в промежутке между началом и окончанием расследования дознаватель выполняет комплекс процессуальных и следственных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного преступного деяния, установление и изобличение лиц, его совершивших.

В процессе дознания и предварительного следствия прокурор надзирает за тем, чтобы следственные и процессуальные действия проводились только при наличии к тому оснований и в установленном законом порядке, чтобы  к уголовной ответственности привлекались только виновные лица, чтобы участники процесса имели реальную возможность воспользоваться представленными им правами, а ограничения в правах были законными и обоснованными.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ.- 1993.- 25 дек.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 N 174-ФЗ // Собр. законодательства РФ.- 2001.- N 52 (ч.1).- Ст. 4921.
3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от Федеральный закон от 17 янв1992 N 2202-1// Собр. законодательства РФ.-  1995.- N 47.- Ст. 4472.
4. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 26 янв. 2017 г. N 33 // Законность.-  2017.- N 5.
5. Балашова О. С. Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе/ О.С. Балашова, Е.А. Хабарова // Молодой ученый.- 2015.- №4. - С. 450-453. 
6. Васягина М.М. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия // Законность и правопорядок в современном обществе.- 2017.- № 35.- С. 99-105.
7. Левичев Д.А. Проверка прокурора, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность // Вопросы экономики и права.- 2013.- № 5. – С. 55-58. 
8. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права.- 2018.- № 4.- С. 185-192.