Оценка особенностей традиционного маркетинга и интернет-маркетинга в условиях современной рыночной экономики
Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка особенностей традиционного маркетинга и интернет-маркетинга в условиях современной рыночной экономики
Одна из главных движущих сил сегодняшних революционных изменений в методах ведения бизнеса - информационные технологии. Они стали незаменимым средством взаимодействия между всеми субъектами рынка, бизнес–инструментом, используемым для реализации большинства бизнес-процессов компаний. Маркетинг всегда развивается вместе с потребителями, поэтому большинство компаний осознают важность интернет–технологий для своего бизнеса.
Одним из важных элементов, который является одной из основ современного маркетинга, является Интернет [1, с.123]. Большое влияние на темпы развития маркетинга в Интернете оказывает растущее распространение мобильных приложений и в то же время способы их продвижения.
Сегодня нельзя говорить об успешной маркетинговой деятельности фирм, если они не используют инструменты Интернет-маркетинга в своей работе. В настоящее время в России более 30 000 интернет-магазинов. Рост клиентов, которые предпочитают покупать товары через Интернет–сеть, увеличивается с каждым годом. По этой причине компаниям важно продумать стратегию сетевого маркетинга на ближайшие несколько лет.
Сегодня продвижение товаров и услуг через Интернет становится все более распространенным. Многие маркетинговые агентства, которые предлагают свои услуги в сети, призывают компании почти полностью отказаться от традиционных инструментов продвижения и полностью продвигать свои продукты и услуги через Интернет. Эти агентства в цвете рассказывают о преимуществах Интернет–маркетинга, забывая упомянуть о присущих ему недостатках [3].
По этой причине следует сказать, что подход, при котором компания стремится сосредоточиться либо на Интернет–маркетинге, либо на традиционном офлайн–маркетинге, в корне неверен. На сегодняшний день только умелое сочетание этих инструментов позволит компании успешно развиваться и идти в ногу со временем [2].
В данной статье представлены результаты сравнительного анализа Интернет–маркетинга и традиционного маркетинга, как двух разных подходов к продвижению товара и общению с потребителями.
Для того чтобы результаты анализа были более наглядными, их можно представить в таблице.
Таблица
Результаты сравнительного анализа традиционного маркетинга и Интернет – маркетинга
Маркетинговая деятельность |
Традиционный маркетинг |
Электронный маркетинг |
|
Демонстрация товара напрямую потребителю |
Демонстрация товара с помощью видеоконференции |
|
Обслуживание клиентов пять раз в неделю, восемь часов в день в магазинах или по телефону. |
Предоставление круглосуточных услуг обслуживания, возможность передавать информацию в электронной среде, на разных носителях |
|
Подготовка печатных, видео или аудио–материалов, использование стандартных СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) |
Создание широкой общедоступной программы и размещение ее в интернете |
|
Интервью с отдельными покупателями и группами потребителей, телефонные и почтовые опросы |
Использование отдельных групп для исследований, бесед и интервью, вопросники, рассылаемые по электронной почте, работа в чатах, форумах |
Согласно таблице, мы можем в общих чертах выделить основные сходства и различия между традиционным и Интернет–маркетингом.
В конце декабря 2019 года - начале января 2020 года в китайском городе Ухань произошла вспышка коронавирусной инфекции, которая быстро распространилась по всему миру всего за несколько месяцев. В результате принудительных карантинных мер, многие организации перешли на удаленную работу и активно практикуют интернет-маркетинг. Со стратегической точки зрения полное прекращение их деятельности в это время является ошибкой, чтобы пропустить спрос. Коронавирус внес значительный вклад в развитие онлайн-бизнеса. Теперь, когда людям советуют не выходить на улицу и реже находиться в общественных местах, спрос на Интернет и доставку на дом возрос [4].
В условиях дистанционной работы наметились новые направления деятельности Интернет–маркетинга, в частности:
- Анимацию. Это альтернатива съемкам с живыми людьми, которую легко сделает команда на дистанционной основе.
- Реклама на видео-платформах. Например, YouTube и онлайн-кинотеатрах. В условиях самоизоляции население смотрит онлайн-контент, а заодно рекламные ролики.
- Текст: рассылки и статьи. Во время карантина можно использовать возможность почты и лонгридов
- Активная деятельность блогеров. Если необходимо что-либо рекламировать не выходя из дома, у блогеров получится создать наиболее выгодные условия.
- Подкасты. Это идеальный контент, который в последнее время набирает широкую популярность.
Нельзя не сказать об инструментах, использующихся для реализации Интернет – маркетинга. В частности, это различные сервисы, созданные чтобы в полной мере реализовать связь между предприятиями и обычным пользователям даже в условиях карантина. Среди них популярны: Google Hangouts, Zoom, Команды. Они открыли бесплатный доступ к премиум-функциям. Фраза «вирусный маркетинг» приобрела для нас новое значение - спасательный маркетинг. Плановый и спокойный переход на удаленную работу помогает поддерживать качество обслуживания и скорость бизнес-процессов.
С какими реалиями сталкиваются организации при использовании Интернет-маркетинга. Аналитические данные показывают, что организации, которые увеличили маркетинговые бюджеты, не потеряли доход или потери были минимальными. Прибыль таких компаний выросла, в отличие от организаций, которые сокращают расходы в период кризиса.
Падение спроса позволяет снизить стоимость активной рекламы, но стимулирует создание ресурсной подушки для быстрого старта после кризиса. Ресурсы Интернет-маркетинга могут быть использованы в долгосрочной перспективе.
Многие компании скорректировали маркетинговые планы. Большой ошибкой станет полное прекращение деятельности, необходимо адаптироваться к изменениям и работать в другом формате.
Итак, интернет-маркетинг и традиционный маркетинг имеют как преимущества, так и недостатки. Одним из основных недостатков интернет-маркетинга является отсутствие физического контакта с потребителем, а также тот факт, что клиент не может иметь ощутимый контакт с продуктом. Кроме того, зачастую интернет-маркетинг не вызывает большого доверия у ряда пользователей, некоторые принимают его за навязчивую рекламу, спам и даже вторжение в личную жизнь. Интернет-маркетинг позволяет охватить только пользователей, которые активно используют всемирную сеть. Количество таких потребителей растет с каждым годом, но все еще недостаточно.
В то же время интернет-маркетинг обладает рядом преимуществ, среди которых – быстрая скорость распространения маркетингового сообщения, широкий охват аудитории и отсутствие географических границ [5]. Также снижаются маркетинговые затраты и относительно четкий расчет эффективности маркетинговых инструментов.
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что интернет-маркетинг имеет значительное количество преимуществ, но компания не может использовать только интернет–инструменты в своей маркетинговой деятельности. Важно найти правильное сочетание традиционного маркетинга и Интернет–маркетинга. Часто использование определенного типа маркетинга зависит от ситуации или продуктов, которые продает компания, а также от размера и степени видимости участника рынка.