Статья:

АВС-метод как важная составляющая системы контроля управления запасами на предприятии

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Петрова Т.О. АВС-метод как важная составляющая системы контроля управления запасами на предприятии // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(15).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АВС-метод как важная составляющая системы контроля управления запасами на предприятии

Петрова Татьяна Олеговна
магистрант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ
Шабыкова Наталья Эдуардовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ

 

Каждое предприятие имеет на балансе оборотные активы, которые нужны для ведения хозяйственной деятельности. Состояние оборотных активов, их эффективное использование - одной из главных условий успешной деятельности.

Запасы предприятия являются частью оборотных активов. Основная цель управления оборотными активами - обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции при минимальных затратах на обслуживание запасов [1, с.3].

Необоснованное снижение уровня запаса отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, не обеспечивает бесперебойности производственного процесса. Как следствие, снижается объем производства, объем продаж и доходность. В то же время увеличение уровня запасов означает увеличение расходов на их закупку, изготовление (в случае незавершенного производства и готовой продукции), содержание и хранение. Эти средства можно было бы направить, например, на расширение производства или освоение новых видов продукции для получения дополнительного дохода. Поэтому решение вопроса оптимизации уровня запаса и поиска баланса между его размером и расходами на их формирование, содержание и хранение – актуальная задача любого предприятия.

АВС-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности:

  • выделить позиции, которые вносят наибольший вклад в суммарный результат, то есть наиболее значимые позиции;
  • анализировать три группы вместо большого списка.

Этот анализ делит все виды запасов на три условные категории (исходя из их стоимости, объема и частоты расходования):

  1. в категорию «А» входят дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Количество таких товарно-материальных ценностей обычно ограничено и требует контроля;
  2. в категорию «В» включают запасы, имеющие меньшую значимость в обеспечении перебойного операционного процесса и формировании финансовых результатов. Запасы этой группы обычно контролируют один раз в месяц;
  3. в категорию «С» включают все остальные запасы с низкой стоимостью, которые несущественно влияют на финансовые результаты. Объем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому их движение контролируют не реже одного раза в квартал.

Концентрация на более важных материальных ценностях и товарах дает возможность управлять ими более эффективно, не расходуя лишние средства и время на менее значимые материальные ценности.

Методика основана на принципе Парето (принцип 20/80). В наиболее общем виде он формулируется так: «20% усилий дают 80% результата». Например, 20% ассортимента дают 80% выручки [3, с.104].

Существуют различные варианты соотношений категорий А, В, С:

  • 80 – 15 – 5;
  • 70 – 20 – 10;
  • 50 – 30 – 20.

Представленные варианты могут изменяться, каждая компания вправе устанавливать их индивидуально.

Используя первый вариант соотношений, представим пример классификации материальных ресурсов по принципу АВС-анализа в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация материальных ресурсов по принципу АВС-анализа

Группа

Критерии

А

Обеспечивает 80% продаж/прибыли, обычно составляет 15-20% от всех ресурсов

В

Обеспечивает 15% продаж/прибыли, обычно составляет 35-20% от всех ресурсов

С

Обеспечивает 5% продаж/прибыли, обычно составляет 50-60% от всех ресурсов

 

АВС-метод можно использовать для анализа материально-производственных запасов, готовой продукции, товаров для продажи. Также, АВС-анализ можно использовать в ассортиментной матрице для выявления лидеров и аутсайдеров продаж с такими критериями ранжирования как выручка, валовая прибыль или чистая прибыль от продажи товаров.

Для анализа материально-производственных запасов рекомендуется применять критерии значимости, приведенные в таблице 2.

Таблица 2.

Критерии значимости для материальных ценностей

Параметры

Значимость

Критерии

Совокупная стоимость приобретения

Высокая

Суммарный спрос на материальные ценности в стоимостном выражении наиболее высок и в совокупности составляет до 65% общего спроса

Средняя

Около 20% по составу и 30% по стоимостному спросу

Низкая

70-75% по составу и около 5% по стоимостному спросу

Объем спроса на МПЗ

Высокая

В 2 раза превышает минимальный заказ

Средняя

В 1,5 раза превышает минимальный заказ

Низкая

Сопоставимый с минимальным заказом

Надежность поставок

Высокая

Работа с постоянными поставщиками, во взаимоотношениях с которыми не было задержек, срыва поставок и т.п.

Низкая

Вследствие ненадежности поставщика или дефицита данного МПЗ на рынке время пополнения запаса может существенно варьироваться

Затраты на доставку

Высокая

В 2 раза превышают минимальный заказ

Средняя

В 1,5 раза превышают минимальный заказ

Низкая

Сопоставимые с минимальным заказом

Затраты на хранение

Высокая

В 2 раза превышают минимальный заказ

Средняя

В 1,5 раза превышают минимальный заказ

Низкая

Сопоставимые с минимальным заказом

 

Рассмотрим алгоритм проведения АВС – анализа производимой продукции по отношению к объему реализации. Данные для анализа представлены в табл.3.

Таблица 3.

Данные для АВС-анализа

Номенклатурная позиция

Стоимость, тыс. руб.

Продукция 1

1 300

Продукция 2

965

Продукция 3

540

Продукция 4

1 020

Итого

3 825

 

В таблице 4 покажем следующие действия:

1. Отсортируем все позиции по убыванию;

2. Определим вклад (долю) каждой номенклатурной позиции продукции;

3. Рассчитаем совокупный процент (накопительный вклад). Он считается нарастающим итогом, начиная с верхних строк столбца «вклад»;

4. Присваиваем каждой позиции соответствующую группу:

- А (позиции с верхней строчки до накопительного вклада 80%),

- В (позиции от границы накопительного вклада 80% до 95%),

- С (позиции от границы накопительного вклада 95% до 100%).

Таблица 4.

Результаты АВС-анализа

Номенклатурная позиция

Стоимость, тыс. руб.

Вклад, %

Накопительный вклад, %

Категория

Продукция 1

1 300

33,98

33,98

А

Продукция 4

1 020

26,67

60,65

А

Продукция 2

965

25,23

85,88

В

Продукция 3

540

14,12

100

С

Итого

3 825

100,00

-

 

 

Обобщая результаты проведенного АВС – анализа, выделим причины попадания продукции в ту или иную группу:

- группа А – важные виды продукции, приносят компании максимальные продажи. Компания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы. На развитие продукции А должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы;

- группа В – продукция, обеспечивающая стабильные продажи и прибыль. Данные ресурсы также важны для компании, но могут модерироваться более спокойными и умеренными темпами. Инвестиции в данный вид ресурсов нужны только для поддержания существующего уровня;

- группа С – наименее важная группа, объем продаж невелик, так как товар только выпущен и находится на стадии внедрения на рынок.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что методика АВС-анализа  предоставляет возможность классифицировать ресурсы предприятия по степени их важности, при этом основными преимуществами АВС-анализа являются простота и наглядность. Кроме того, АВС-анализ можно легко использовать в ассортиментной матрице для выявления лидеров и аутсайдеров продаж с такими критериями ранжирования как выручка, валовая прибыль или чистая прибыль от продажи товаров.

Стоит отметить, что, несмотря на всю простоту данного метода, его применение на практике может затратить много времени (при использовании многофакторной модели и обширного списка номенклатурных позиций). Для оптимизации данного процесса рекомендуется воспользоваться автоматизированными программами, например, MS Excel.

 

Список литературы:
1. Акимова Е.В. Управление запасами. // Планово-экономический отдел – Москва: ООО «Профессиональное издательство», 2016. № 4 (64). 
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Минск: ООО «Новое знание», 2008.
3. Чеглаков П.М. АВС-анализ продаж товаров в Excel. // Планово-экономический отдел – Москва: ООО «Профессиональное издательство», 2018. № 11 (95).