Что дает аспирантура и зачем нужна?

Про ВАК
Аспирант – это человек, целенаправленно решивший посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Получив диплом, любой выпускник российских вузов вправе поступить в аспирантуру.
 
Главные условия обучения:
 
  1. Получение выпускником степени магистра или специалитета (бакалавры не могут претендовать на поступление в аспирантуру);
  2. Наличие у высшего учебного заведения государственной аккредитации по конкретной специальности.
 
Примечание: студент выбирает любую учебную дисциплину, независимо от профиля, указанного в дипломе об образовании.
 
После защиты диссертации аспиранты получают ученую степень кандидата наук – это главная цель аспирантуры. Она дает возможность трудоустройства на престижные и высокооплачиваемые должности (в университетах, институтах, военных организациях, научных учреждениях), а также получение дополнительного финансирования к основной заработной плате (в зависимости от места работы).
 
Если по каким-либо причинам кандидатская диссертация остается незащищенной, пройденное обучение приравнивается к курсам повышения квалификации и не дает основания для надбавок. В любом случае в трудовой и педагогический стаж этот период не включается.
 
Важно! Аспирантам мужского пола предоставляется отсрочка от армии на весь срок обучения по очной форме и дополнительно еще на один год, необходимый для защиты (при условии поступления сразу после окончания вуза). При этом не имеет значения, какое место занимает призывник – бюджетное или коммерческое.
 
Очное обучение продолжается три года, заочное – четыре. Очники вправе рассчитывать на выплату стипендии.
 

Чем отличается соискатель от аспиранта

 
Соискательство – альтернативная форма получения ученой степени. В этом случае не требуется поступление в аспирантуру. Главное отличие соискателя от аспиранта заключается в форме и продолжительности обучения. Они прикрепляются к кафедре только для сдачи экзаменов (без назначения руководителя) на соискание научной степени и (или) для подготовки диссертации (срок – не более трех лет).
 
Этой формой пользуются действующие сотрудники исследовательских учреждений. Соискатели не сдают вступительных экзаменов, не посещают занятий и не занимаются преподавательской деятельностью. Кандидату достаточно пройти собеседование и получить одобрение по нужному научному профилю.
 
Для очного (заочного) поступления учитываются:
 
  1. Вступительные экзамены (один – по специальности, два – общих);
  2. Реферат по выбранной специализации;
  3. Рекомендации;
  4. Публикации в журналах;
  5. Личные достижения претендентов (участие в конференциях и т. п.).

Чем занимается аспирант

 
Разница между обычным обучением в вузе и аспирантурой в том, что в институте и университете студенты занимаются по общей программе, одинаковой для всех. Аспирант кафедры обучается по индивидуальному курсу. План его деятельности включает посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, работу над исследовательскими проектами и отчеты по ним.
 
Каждому поступившему назначается личный наставник – научный руководитель аспиранта. Он помогает выбрать тему предстоящего исследования и составить план.
 
Чтобы успешно окончить аспирантуру, необходимо:
 
  • проводить исследования по выбранной дисциплине, собирать материал;
  • участвовать в работе кафедры;
  • выступать на конференциях;
  • читать лекции студентам;
  • вовремя сдавать зачеты;
  • пройти педагогическую практику;
  • отчитаться руководителю за каждый год;
  • публиковать научные статьи;
  • сдать кандидатские экзамены по трем дисциплинам (иностранному языку, философии и профильному предмету);
  • пройти предзащиту и защитить диссертационную работу.
 
Проблемы аспирантов связаны с безответственным отношением к сдаче экзаменов, проводимой исследовательской работе и нарушением календарного плана – за это грозит отчисление. Согласно представленной российскими вузами обзорной статистике за последние шесть лет, лишь 28% всех выпускников проходят этап защиты диссертации.
 
Предзащита проводится на заседании кафедры. Защита предстоит перед советом авторитетных ученых, который организуется при университете или на базе стороннего образовательного учреждения. Выпускник не получает диплома, но ему присваивается степень кандидата наук, дающая право заниматься педагогической деятельностью, участвовать в научных работах, получать господдержку для проведения исследований.
 
Кроме этого, после успешной защиты открывается новая ступень – докторантура и возможность стать доктором наук, а следовательно, повысить собственный уровень и претендовать на более высокие должности, включая руководящие.
 
Автор: