Исследование конфликтной языковой личности в баттл-рэпе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)
Рубрика: Филология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)
Исследование конфликтной языковой личности в баттл-рэпе
RESEARCH OF CONFLICT LANGUAGE PERSONALITY IN BATTLE REP
Andrew Smirnov
Student, NNSU them. N.I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. Баттл-рэп является одним из проявлений конфликтного дискурса, участниками которого являются конфликтные языковые личности. В статье рассматриваются признаки конфликтной языковой личности в баттл-рэпе.
Abstract. Battle rap is one of the manifestations of a conflicting discourse in which there are conflicting linguistic personalities. The article found signs of a linguistic personality in battle rap.
Ключевые слова: языковая личность, конфликтная языковая личность, коммуникация, коммуникант, дискурс, конфликтный дискурс, конфликт, баттл-рэп, баттл.
Keywords: linguistic identity, conflicting linguistic identity, communication, communicant, discourse, conflict discourse, conflict, battle rap, battle.
Исследования многообразных портретов современной конфликтной языковой личности в настоящее время остается актуальной задачей, которая решается посредством описания различных фрагментов лексики, используемые в стандартных и нестандартных ситуациях коммуникации конфликтного дискурса. Одной из таких современных коммуникативных ситуаций конфликтного дискурса является баттл-рэп.
Антропоцентрический подход к прагматическому изучению языка является наиболее оптимальным в рассмотрении тех или иных языковых и речевых явлений. В рамках антропоцентрической лингвистики можно рассмотреть языковую личность в конкретной коммуникативно-языковой ситуации, в которой объект исследования совершает речевые действия. Конфликтная языковая личность характеризуется в лингвистических исследованиях в самых различных аспектах её проявления. При анализе деятельности конфликтной языковой личности можно выделить реализацию конфликтных речевых стратегий и тактик.
Щербинина Ю.В. рассматривает традиционные уровни речевого общения, которые относятся к вербальной агрессии: конвенциональный, примитивный, манипулятивный [8. 129 c.].
1. Конвенциональный уровень считается своеобразным примером, эталоном для осуществления коммуникации, оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем общения. Общение на этом уровне предполагает следующие особенности речевого поведения участников речевой ситуации:
• взаимоуважение, равноправие и этическую состоятельность партнеров при осознании коммуникантами собственной актуальной (реализуемой в настоящий момент) роли и роли партнера;
• высокую культуру речевого контакта, употребление необходимых формул этикета;
• симметричное положение коммуникантов (каждый выступает поочередно то в роли говорящего, то в роли слушающего);
• адекватный тон (спокойный, нейтральный) и темп речи (ровный);
• уместность сообщаемой информации (ее соответствие времени, месту и целям общения).
2. Примитивный уровень характеризуется низкой речемыслительной структурой коммуниканта(-ов). Это проявляется в подобных особенностях речевого поведения:
• неуважении к партнеру, ярко выраженном стремлении к доминированию (собеседник воспринимается как «враг»);
• отсутствии осознанного представления об актуальной роли собеседника («навешивание словесных ярлыков»);
• недостаточном использовании (или полном отсутствии использования) этикетных средств;
• склонности перебивать собеседника; отсутствии достаточной аргументации;
• затрагивании тем, употреблении слов и выражений, неуместных в данной ситуации общения или при общении с данным собеседником (т.н. «табу» - темы, запретные темы).
Речевая агрессия на этом уровне воплощается чаще всего в открытых, явных формах (угрозы, иронические и враждебные замечания, оскорбления и т.п.) и выступает как примитивное речевое поведение и, как целенаправленная речевая деятельность.
3. Манипулятивный уровень занимает промежуточную позицию между конвенциональным и примитивным:
• говорящий, избирающий отношения на этом уровне, по своему подходу к собеседнику близок к примитивному участнику диалога, но по исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню общения;
• собеседник воспринимается как «соперник», что чаще всего проявляется не внешне (в речи участников ситуации общения), а во внутреннем плане (на уровне представлений и намерений манипулятора);
• «манипулятор» довольно хорошо осознает актуальную роль собеседника, адекватно на нее реагирует и в соответствии с этим выбирает стратегию речевого поведения, которая характеризуется использованием как психологических, так и речевых средств.
Сейранян М. Ю. в своих работах выделяет следующие черты, которые присущи языковой личности[6. 128 c.]:
– единство психологического и социального начал: с одной стороны, любая личность идентифицируется как индивидуальность, с другой стороны, личность всегда оценивается в социальном контексте;
– эмоциональность: действия, способности и навыки человека так или иначе эмоционально обусловлены;
– способность к контролю и управлению: деятельность человека подразумевает как самоконтроль, так и контроль окружением – от простого отслеживания событий и действий окружающих до воздействия и манипулирования;
– способность к адаптации, гибкости: индивиду свойственна изменчивость социальной роли и статуса, следовательно, развитие личности имеет динамичный характер;
– духовность: в каждом человеке заложена способность к самосовершенствованию, которая может быть реализована в процессе обучения, самопознания и развития своих исключительных способностей.
Шаповалова Н.Г. в работе «Модель конфликтной языковой личности участника массмедийного дискурса: на материале радио, телевидения и Интернета» представляет модель конфликтной языковой личности теле- и радио дискурса. С ее точки зрения, данная модель может представлена следующими признаками [7. 72 c.]:
- функциональность намеренного конфликтного речеповедения (ведущий/говорящий выполняет две функции – являться непререкаемым авторитетом и провоцировать слушателя/ей);
- достаточно высокий уровень речевой культуры (с тенденцией к языковой игре);
- стремление к конфликтной манипуляции партнёром по общению при помощи элементов лингвокреативности.
Итак, конфликтную личность можно расценивать как архетип, врожденное трансцендентное явление, общее для всего человечества, и установить ряд системообразующих характеристик как вербального, так и невербального порядка. К вербальным мы относим использование языковых единиц с пометой «конфликт», а также «манипулирование» такими речевыми средствами, которые в актуальном контексте интерпретируются как конфликтогенные. К невербальным характеристикам относим коммуникативную цель, канал передачи, пресуппозицию (в роли говорящего) и постсуппозицию (в роли слушающего), психолого-эмоциональное состояние, модус поведения, коммуникативную установку, тональность общения.
Исходя из вышесказанного, можно определить конфликтную языковую личность как участника коммуникации, который в силу своих определенных черт характера и поведения или под влиянием каких-то внешних факторов становится инициатором конфликтных ситуаций, а также обладает свойством вовлекать в конфликт других людей.
Русский баттл-рэп начал существовать не так давно, но уже успел полностью адаптироваться в национальной современной лингвокультуре, информационном и языковом пространстве. В первую очередь он собрал в себе все традиции русского поэтического слова. По мнению Михаила Визеля, «поэтический язык непрестанно меняется, каждое поколение, входя в мир и открывая его для себя, стремиться перевыразить извечные темы – социальное неравенство, предательство, дружбу, любовь, - своим собственным уникальным способом, непривычным порой поколению предыдущему».
Тексты русского баттл-рэпа соответствуют характеристикам художественного, авторского текста. В первую очередь это цельные, связанные завершенные структуры, также они содержат причины, процесс и результат языковой деятельности, в них аккумулируют не только индивидуально – авторские, эстетические и духовные черты, и, безусловно, являются антропоцентричной системой, и существуют только при восприятии адресатом\ми.
Баттл-рэп, который строится в основном на принципе игры лексической (иногда и со звуковой) материальностью слова, был перенесен в языковое пространство русской речи, обретя свои характерные черты. При этом он остается включенным в мировой контекст хип-хоп культуры, о чем свидетельствует использование английского языка как специального глобального кода, который свободно распознается участниками и носителями рэп культуры. Таким образом можно сделать вывод о том, что стиль локального баттл-рэпа представляет собой «особый глобализированный лингвистический и культурно-стилистический сплав» [2. 2 c.].
Необходимо отметить что текстам в формате баттл-рэпа присущ разговорный стиль речи, включающий слова сниженного стилистического тона, обсценную лексику и т.д. Всё это в совокупности позволяет отразить истинную картину функционирования языка как системы, охватывающей все стороны жизни говорящих на нём людей. Баттл-рэп дискурс содержит в себе аллюзии, которые обращены к историческому опыта как общества в целом так и конкретной социальной группы. Выражение происходит через самые различные приемы языка, речевые тактики и стратегии, а также с помощью всех возможных единиц лексики, например фразеологизмы, афоризмы, олицетворения, паремии и тд.
Дискурс рэп-баттла относится к мультимедийному виду. В тексте рэп-баттлов равноценны смыслы, выраженные вербально и невербально (паравербально). Мультимедийностью и поликодовостью обусловлено вовлечение в коммуникацию чувственных и иррациональных компонентов сознания и обращение к манипулятивным стратегиям эмоциогенной коммуникации.
Ссылаясь на статью Болотовой С.К., баттл-рэп с лингвистической точки зрения содержит язык конфликта, то есть определенную семиотическую систему, которая обладает свойством передавать уровень конфликтного потенциала, обладающего следующими характеристиками [1. 207 c.]:
1) Разрушительная направленность высказываний и призывов, которые могут быть в определенной степени применимы к субъектам конфликта
2) Жесткость выражений в выступлении и полемике
3) Большое количество переименований оценочного характера
4) Высокая степень эмоциональности высказываний наряду с их противоречивостью. Противоречия заключаются непосредственно в самой текстовой структуре, а также присутствует противоречивость высказываний и действий.
5) Неопределенность, алогичность в тексте
6) Всеобщность и безадресность воззваний
7) Контраст ценностей и «антиценностей» в призывах, лозунгах, оскорблений
8) Призыв к абстрактной борьбе с оппонентом
В свою очередь текст и слова переработанные в рифмованный, авторский, художественный текст выступают вербальным компонентом составляющей баттл-рэпа. Подобные тексты представляют собой выразительное проявление индивидуальной идентичности, через них передается выражение основной идеи и концепта. «Мыслители прошлого понимали, что естественная жизнь всякой самобытной культуры заключается в постоянном создании для выражения своего духа новых форм, взращенных на почве родной культуры (в сфере архитектуры, живописи, музыки и, прежде всего, новых форм родного языка)» - Алефиренко Н. Ф.
Обобщая все вышесказанное можно выделить такие вербальные компоненты конфликтной языковой личности в баттловом рэп-дискурсе:
1) Индивидуальность авторского стиля, которая воплощается в:
а) Использовании автором общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления: профессионализмов и ситилистически отмеченной лексики (реверб, автотюн, дилэй, бит, стоптайм, бэки и тд.) и жаргонизмов и сленгинизмов ( бадибэг, флоу, панчлайн, фейк, тру, байт, биф, дисс, даблтайм и др.), арго (петух, туз и др.) , неологизмов ( хайп, спиннер, хейтер, троллинг, вейпер, лайфках и др.), освоенных и неосвоенных заимствований ( ремикс, фристайл и др.)
б) воздействии на автора определенных факторов, в течении его жизни и принадлежности к определенной субкультуре.
2) Тематика текста, которая имеет в себе постоянную направленность на реакцию, причем эта направленность должна быть связана с оппонентом, площадкой, самим происходящим в данный момент баттлом или каким либо спонтанным событием любого времени.
3) Жанровая природа.
Если рассматривать баттл-рэп как систему то его можно разделить на следующие жанры:
а) Классический – речевое противостояние, противоборство двух МС, которые подготовили текст заранее.
б) Фристайл – речевое противостояние, противоборство двух МС, но без подготовленного текста. В данном рэп-баттле оппоненты используют импровизацию и воображение для создания текста « на ходу » .
в) Комплиментарный – речевое противостояние, противоборство двух МС, основанное на комплиментах противнику. Особенностью комплиментов в подобных рэп-баттлах является их специальная, яркая подача, абсурдность, а также сарказм и юмор МС.
г) BMP – речевое противостояние, противоборство двух МС, которое осуществляется под бит (случайный или тот, который выбрали МС).
д) Тематический - речевое противостояние, противоборство двух МС, которые читают текст от лица вымышленных персонажей или существующих людей.
4) Сюжетно – мотивная организация, которая зависит от двух компонентов: первый - это взаимоотношения между оппонентами, второй – это подход и творческие способности каждого участника.
5) Система изобразительно-выразительных средств. Она состоит из множества самых разнообразных существующих приемов выражения русского языка, так как это придает тексту образность, что позволяет воспринимать информацию практически любому адресату/ам. К примеру, используются: метафоры и метонимии: «Я белая ворона, хоть и красный барон»; «Я настолько высоко, что Олимп мечтает забраться на меня»; антитеза преимущественно связана с событиями, состояниями: «Клянусь, я готовился две недели, ты — явно год» ; Знаешь что это было? Доказательство твоей вербальной нищеты. Знаешь почему? Я даже копирую чужие стайлы оригинальнее, чем ты»; пословицы, афоризмы, аллюзии: «Что сеял, то и пожал, тебя сгубят неурожаи. Меня уважают не любя, тебя любят, не уважая»; сравнения: «А станешь максимум придворным шутом, дружок, excusez moi, Но ты привязан как псина к своему амплуа», «Тут тебя б убрали, в нули в stand up ты как Стюарт Литл против Стюарта Ли» «Скройся как кролик в норе, твои взрывные панчлайны - бомбочки на школьном дворе, ты не поэт, ты - ремесленник от слова»; различные вариации языковой игры: а) трансформация слов, выражений: «ты передаешь за бухло в семнашке, я передаю симпу всем нашим» б) паронимической созвучности слов: «они думаю, наш баттл можно считать долгом, но я не могу ждать так долго» в) различные выражения омонимии: «ты самозванец, я ветеран баттл рэпа и люблю только суп, орден, нацию, не понял? Заткни е*ало сынок я люблю только субординацию» г) полисемия («если вокруг тебя много стволов, значит ты всего лишь гуляешь в парке») и др.; гипербола используется очень часто, обычно используется для усиления иронии или дискриминации; градация в баттл-репе иногда используется для создания панчлайнов; инверсия для описания объекта, на которого направлена речевая агрессия; ирония и постирония: «Я слушаюсь твоим советам, я поменял пол и он стал паркетом» «Я могу сожрать одной ложкой Skittles, Я перехожу всем дорогу – обложка The Beatles», «После детского сада я пошел в ратушу, ты играл в песочнице и нашёл бабушку»; аллюзии: « Теперь тебе нельзя по чужому пройтись не добрым словечком, по контракту ты остаешься беззубым, как Александр Овечкин, мы тут на войне, да, ты, сбежал покинув форпост, просто стараешься держаться в стороне, как те немцы, что допустили холокост.» и др.
